Все было не так

Александр Надеждин-Жданов
(Из серии "Мое ненаучное мировоззрение")

Живой организм, родившись на свет, тут же начинает мешать другим живым организмам, например, претендовать на дефицитную пищу или квадратные метры под солнцем. Так же поступают обычно и неживые организмы, например, большой камень, скатившись с вершины вулкана, придавливает невинный меленький камушек. Но камни этого, как правило, не замечают, а если и замечают, то не высказывают вслух. То ли нечем высказать, то ли воспитание хорошее.  Живые же организмы не только бурно выражают свое недовольство, но и начинают активно сопротивляться, часто переходя от обороны к наступлению. При этом в качестве оружия защиты и нападения используется все, что можно. Арсенал огромен и разнообразен. Ну, просто все, что есть и до чего можно дотянуться - то и используется. Рога и копыта, когти и хвосты, клешни и жала, масса тела и скорость, сила и зоркость, ядовитые секреты и отпугивающие запахи, внешний вид, палки, камни, и т.д. и т.п. – все пускается в ход, чтобы получить выигрыш у противника.

Есть еще такая вещь, которую не сразу увидишь – это информация – то, что мозг получает извне каждую секунду, и то, что наполняет память живого организма. Как только возможность использовать информацию появилась, она тут же была взята на вооружение, как и прочие зубы и шипы. Но как можно использовать информацию в качестве оружия? По голове же ею противника не ударишь. Но можно, можно. Надо просто превратить информацию в ложную. Собственно, ничего больше с информацией и нельзя сделать – только истину превратить в ложь, либо ложь – в истину. Делается это при передаче информации, либо по месту ее хранения (последнее труднее, но можно). И животные тут же напропалую пустились врать. Перья распушают, создавая у противника превратное представление о своем размере и значении. Громко кричат, стараясь выдать себя за ужасного большого зверя. Испускают разного назначения запахи, чтобы сбить противника с толку и совершают тому подобные дезинформационные действия. Можно даже констатировать, что животный мир изоврался уже вконец, и потерял всякое доверие.

Люди. К сожалению, нельзя сказать, что люди отличились от животных в лучшую сторону. Все то же самое. Только гораздо хуже. Пропорционально величине своего мозга и объему памяти. Да, у человека большой мозг и большая память. И информация – одна из основных субстанций, с помощью которых живет и выживает человек. Весь богатый арсенал ложноинформационных военных действий мира животных человек освоил очень давно, даже не могу точно сказать, когда это случилось. Распушать перья, чтобы казаться важнее, чем есть на самом деле, громко кричать, чтобы казаться более смелым и агрессивным, нарочно плакать, чтобы вызвать жалость, пускать преследователя по ложному следу и т.п. – это давно. Но вот появилась вербализованная информация - речь, письменность. Это уже проще сказать, когда появилось, но … тоже не скажу, так как не знаю. Все-таки, давно, наверное, дело было. Информация в виде слов. Тут же, естественно, стала использоваться для вранья – оружия для получения выигрыша в борьбе за место под солнцем. Искусство устной лжи освещать не станем. Очень большое развитие получила и разносторонне описана в трагедиях Шекспира (см. ниже) и не только его. Особо интересна информация, зафиксированная на твердых носителях, что стало возможным с изобретением письменности. Конечно, не могла не быть использована в целях обороны и нападения.

Разновидности письменной лжи: подметные письма, подчистки, вымарывание, ложные доносы, сфабрикованные документы, подделки, лжесвидетельствования и многие другие виды фальсифицированных документов. «Документов». В оперативной обиходной жизни ложная письменная информация используется очень активно. Ложные отчеты, реклама, …, нет смысла перечислять. Но обыденность постепенно перерастает в долговременное информационное обеспечение нашей жизни. В том числе – ложное. Ложной бывает информация о прошлом, о настоящем и о будущем. Собственно, не то, чтобы бывает, а попросту есть. Хочется сказать, что другой и не бывает, но… не будем уж совсем законченными пессимистами. Итак, годы живем, полагаясь на какие-нибудь ложные утверждения науки, опровергаемые болезнями и отрицательными результатами труда сотен тысяч людей. Десятилетия живем, строя какой-нибудь ложносочиненный общественный строй, упираемся, укладывая в могилу ради ложной цели миллионы людей. Столетия живем, используя в качестве аргументов наборы ложных сведений о прошлом.  Тысячелетия живем, основывая свое мировоззрение на ложных представлениях.

Объем памяти в нашей голове целенаправленно или, что реже, случайно, заполнен ложной информацией процентов на … думаю, 70. Сомневаетесь? Можете начать разбираться. Обнаружите, что все было совсем не так, как нам «закачали» в голову. С небольшой, на мой взгляд, вероятностью ошибиться, полагаю, что: жизнь не зародилась на Земле в первичном «бульоне», человек не произошел эволюционным путем от обезьяны, мы не являемся единственными разумными существами и не одиноки ни на Земле, ни в космосе, история была совсем не такой, как мы полагаем, не было никакого Шекспира, а был лорд Рэдфорд, история России была иной, Революция случилась совсем не по тем причинам, о которых говорится в учебниках, Зимний дворец брали не через арку Главного штаба, Великая Отечественная война началась совсем не так, как нам объясняли, «краткий курс истории КПСС» мало соответствует действительности, новая история РФ не совсем такова, как это следует из СМИ, мотивы действий США на мировой арене совсем не такие, как они о том говорят, и т.д. и т.д. Можно говорить и о мелочах: неправда, что надо «зубы чистить, руки мыть и сырой воды не пить» - все с точностью до наоборот.

В головах наших наша память составляет «модель мира», которой мы руководствуемся, когда принимаем решения и в наших оценках «что такое хорошо и что такое плохо», т.е., собственно живем. Из сказанного следует, что эта модель - сплошная виртуальная реальность, дружно созданная всеми воспитателями, учителями, чиновниками, политиками, историками, учеными, производителями СМИ, друзьями и соседями. Она, эта виртуальная реальность в наших головах, мало соответствует настоящей реальности. Однако мы с ней живем, и она активно влияет на наше поведение, заставляя нас преобразовывать реальную природу в соответствие с этой ложной виртуальной реальностью, тем самым, делая природу тоже ложной. Инструментами виртуальной реальности, которые целенаправленно подменяют нам реальные сведения на сфабрикованные, являются: летописи, книги, газеты, радио, картины, театр, кино, которое  «для нас важнейшим из искусств является» именно по причине его высокой эффективности при подмене реальности на вымысел и высоком доверии зрителей (выше для примера упомянуто взятие Зимнего дворца через арку Главного штаба, придуманное Эйзенштейном, при съемках художественного фильма нашедшим правдивое изложение событий некинематографичным), ТВ, www, 3D, а также Photoshop. 

Однако не следует думать, что в голове у нас сплошная ложь. Существует такой способ проверки правильности информации, как практическая ее проверка. Если бы модель мира в наших головах была совсем ложной, мы бы не получали правильного отклика от природы в наших делах и уже давно вымерли бы. Кое-что мы делаем и, значит, понимаем, правильно.  Если запущенная с Земли на Марс ракета долетает до Марса, значит, модель мира в некоторых головах правильная, во всяком случае, в отношении космонавтики. Но если запланированная мировая революция не получилась, значит, модель в головах была ложной. 

Повторюсь, но полагаю, что наша модель мира справедлива процентов на 30%. Неужели с такой же вероятностью доверия и следует относиться ко всем поступающим к нам сведениям?! Неужели прав был Мюллер, который утверждал, что верить нельзя никому?!
Ловлю себя на том противоречии, что сам я отношусь к любой новой информации с доверием 50-70%. Размышляя о причинах такого рассогласования, прихожу к выводу, что виновата врожденная презумпция невиновности, с которой отношусь к людям. Оправдываю себя тем, что а) нормальный человек злонамеренно врать в глаза не станет, если и лжет, то, просто, ошибаясь – с кем не бывает (но ведь врут!); б)  проще говорить правду, чем врать – правдоподобное вранье еще надо выдумать, а на это далеко не каждый способен (не слишком весомый аргумент, так как распознать ложь и уличить обманщика тоже не каждый может, т.е. вероятность уличения во лжи мала); в) если бы все врали, то, живя в ложной информационной среде, мы бы уже давно вымерли (а кто сказал, что мы не на пороге вымирания из-за тотальной лжи?).

Т.е., моя нижняя граница доверия - 50%, это просто (при исключении злонамеренной лжи) равновероятный исход бинарного опыта при полном отсутствии априорной информации. Как в анекдоте про даму, которая на вопрос «Какова вероятность, выйдя на улицу, встретить динозавра?», ответила «50% - или встречу или нет» (дама была абсолютно права, если у нее не было никакой априорной информации по поводу динозавров). Верхняя граница - 70% определена тем, что как бы кто ни старался, он все равно невольно врет. Доверять выше, чем на  70%  не стоит никому и ничему. Ни сообщению от бабушки из деревни, ни статье академика из «Известий Академии Наук». Бабушка из деревни, при этом, дает более достоверную информацию, так как ей врать не пристало, не за чем, и репутация не велит.

Итак, эти мои выкладки насчет 50-70% оказались тоже ложными и продиктованы розовыми очками прекраснодушия. Неужели переходить на 30%?! Ужас! Нет, уже поздно. Будем продолжать жить с ложными установками. В надежде на то, что правда постепенно проложит себе дорогу в жизнь. А, собственно, почему она должна проложить себе дорогу в жизнь? Кто сказал, что для продолжения жизни нужна правда? Может быть, совсем наоборот? Если вдуматься, то становится заметно, что природа много сделала для того, чтобы исказить правду именно для того, чтобы заставить нас жить. Стирает память о страшных муках нашего рождения, чтобы мы не пожалели своих будущих детей, вообще заставляет нас забыть о прошлых неприятностях, ввергает нас в заблуждения насчет нашей значимости для поднятия нашей самооценки и самурайского духа в настоящем, закрывает от нас будущее, чтобы мы не боялись жить дальше… 

Значит, мы можем так никогда и не узнать, как же все было на самом деле?