Что есть Истина, дискуссия

Валерий Иванов-Виленский
Уважаемые члены клуба «Проза.ру» - авторы и читатели, есть надежда, что многие из вас знают и понимают об Истине лучше, чем представлено ниже в предлагаемом тексте состоявшейся дискуссии на названную тему, которая настоящим открыта для всех.

А если кто не знает, что есть Истина и чем она отличается от правды, то любой вопрос по этому поводу, будет интересен инициаторам данной дискуссии.
Стесняться не надо, глупых вопросов не бывает – бывают глупые ответы.
Отсюда вся ответственность за умный ответ лежит на авторе темы или любом, кто пожелает ответить сам вопрошающему.
И так, что есть  Истина…


Рецензия на «Что есть Истина» - Валерий Иванов-Виленский
(текст отредактирован, поправлен и несколько дополнен)

Уважаемый Валерий Васильевич! Мне интересны Ваши статьи по философии. Читаю уже не в первый раз. Не очень-то я в этом искушена, но поразмышлять люблю. Ваша статья - ещё одна Ваша попытка обратить внимание таких, как я, читателей, людей любознательных к теме Истины и правды, их неоднозначности.
Я понимаю, что Истина вне нравственных категорий, в том числе и красоты. И красотой нельзя интерпретировать Истину.
А как можно?
Есть другие методы? По-Вашему, для этого есть математика?
Мне статья понравилась доступным языком, что для меня важно, а для такой тематики - редкость. Если бы те, кто, правит этим миром, собирали бы крупицы Истины, наш мир не был бы так убог нынче. А когда он не был таким?
С уважением и признательностью Анна.
Анна Судьина   04.08.2010 23:43
 

Спасибо за точный комментарий, Уважаемая Анна.
Вы правы, тема Истины является основной в моих философских размышлениях и трудах, поэтому постоянно возвращаюсь к ней. Она мне совершенно понятна, но вместе с тем мне понятна и сложность её восприятия сознанием, неискушённым реально существующими различными мировоззрениями. Данная статья - ещё одна попытка обратить внимание несведущих, но любознательных людей на тему неоднозначности Истины и правды (этому посвящён и известный Вам одноимённый стих, недавно сочинённый и опубликованный в стихаре).
Здесь важно осознавать то, что уже древние греки, и не только философы, понимали неоднозначность Истины и правды. Нпр., древнегреческий трагик Софокл (V в. д.н.э.) так характеризует правду в своей «Антигоне»: «Правда, живущая с подземными Богами и людям предписывающая законы». Правда, живущая среди богов смерти в подземном царстве Аида, - бесспорно, слишком суровый приговор для нас, людей, так часто вопрошающих к ней.
Истина, по их убеждению, была уделом богов на небесах.
Вы правы, когда упомянули математику. Ближе всего к тому что есть Истина ,приближается математика с её метафизикой действий с нематериальными сущностями.

Относительно знания Истины власть предержащими в Кремле - увы, есть у меня большие сомнения на этот счёт, ибо, судя по тому, как всё и вся они пробуют решать разноцветными бумажками - деньгами, даже животрепещущие проблемы погорельцев, мне становиться грустно почему-то…
Валерий Иванов-Виленский   05.08.2010 00:02


Будет гораздо печальнее, если проблемы обездоленных людей будут решаться только на уровне слов, что часто и случается.
Вероятно, нам суждено познать Истину через величайшую дурь, как познают красоту в сравнении с уродством, степень счастья в сравнении с несчастьем, любовь - с нелюбовью.
Трудный путь!
Анна Судьина   05.08.2010 00:23


"Высшим благом социума является разумное постижение Истины и сознательная материализация её в социуме".
Ах, мечты!
Раз сознательная, то кто-то должен этим заниматься.
А кто?
Временные люди этим будут заниматься?
Я думаю, нет.
На это нужно не только желание, знания, но и время.
А оно есть у них, у тех, кто социумом должен заниматься сейчас?
У них пожары, инфляция, разбитые дороги, дураки в образовании и культуре, которые только душат и то, и другое.
А взятки!
А коррупция!
Какая тут материализация, да ещё сознательная!?
Вы говорите, как должно быть, как хотелось бы, чтобы стало так…
Философия наука тысячелетий. Это хорошо, что она и вперёд так далеко смотрит!
Но...
Анна Судьина   05.08.2010 12:33


Да, Истина собирается умом по крупице, с верой в её целостно осознанное обретение, опираясь на высокогуманные человеколюбивые нравственные устои, совестливым поведением перед людьми, используя проверенные знания и опыт.
Иначе – никак!
Здесь самое удивительное и загадочное, что, будучи вне нравственных определений, Истина не может быть опознана своекорыстными негодяями – человеконенавистниками. В их мозгу и рассудке не сформировались те "рецепторы", которые способны даже воспринять Истину, не говоря уже о том, чтобы её понять.
(Увы, среди политиков очень много таковых).

Истина не может быть: некрасивой, неумной, недейственной и не всеобъемлющей.
Валерий Иванов-Виленский   05.08.2010 12:39


Главное, что Истина есть! И ничто её не отменит.
Пусть будет голубой мечтой, синей птицей. Пусть живёт в сердцах и головах учёных-мечтателей. Хотелось бы, чтобы у них были ученики-последователи, чтобы мысли об Истине не пылились на полках. Нужно эти крупицы искать и отдавать людям.
Правда, они порой и брать не хотят, и не понимают, о чём им толкуют.
А Истина им нужна?
Анна Судьина   05.08.2010 12:55


Правда, порой больной не хочет принимать лекарство, не понимая, что только в нём его спасение.
Похоже?
Анна Судьина   05.08.2010 12:58


Истина не «синяя птица» из грёз
Она здесь и сейчас есть и благодаря Ей, мы с Вами, Анна, общаемся тут.
Меня позабавил недавний эпизод с премьером, когда этот, в общем недалёкий в фундаментальных знаниях человек (но боготворящий рынок, который – «…нам поможет»), начал поучать учёных академиков страны на их собрании, по существу вменяя им тупую нерасторопность.
Беда этих политиков во власти в том, что они не занимаются своими делами, которые вменяют им Конституция и законы. Это прежде всего: всестороння физическая защита граждан страны, их достояния и обеспечение их умного и духовно-нравственного развития (иначе не горела бы сейчас страна и не гибли люди). Очень печально и грустно смотреть, как власть пытается откупиться от несчастий и людских страданий дензнаками. Причём, демонстрирует публично эту свою глупость!
Но самое страшное не в этом, когда без войны горят поселки и города, гибнут люди и их достояние…
Самое страшное, что это только очередные эпизоды, в который уже раз происходящие вследствие той трагической социально-политической парадигмы (модели), которая была навязана России выстрелами из танков по её людям и парламенту, после развала СССР.

Россия сегодня видится мне очень большим кораблем, который плывёт неизвестно куда, зачем и для чего, по бурлящему в кризисе океану политических событий. Тут и там торчат острые скалы мировых противоречий, но на капитанском мостике, два  командира корабля и их окружение заняты лишь тем, чтобы уют и благополучие их не беспокоили мечущиеся по палубе люди, обеспокоенные своим выживанием, чтобы не смыло их в бездонную пучину очередная кризисная волна…
А кризис, ждёт всех своей огромной человеконенавистнической жестокостью. К нему на полных парах, выбрасывая из трубы миллиарды и миллиарды зелёных фантиков, плывёт флагман нынешней мировой экономики  -   США и ближайшие союзники: Англия, Франция, Германия, Япония и др. страны.
Два капитана корабля «Россия» безуспешно пытаются пристроить свой корабль в фарватере этих стран, где-то поближе к флагману.
Без знания Истины ни один корабль в этом океане противоречий не достигнет благополучной цели. Ни один капитан, ни одного корабля не знает, как доплыть до таковой, ибо не знает Истины. А то, что знают – это всего лишь правда жизни, решение конкретных сиюминутных задач, направленных на обеспечение живучести этих кораблей ещё на некоторое время.
Валерий Иванов-Виленский   05.08.2010 13:55


Мне очень бы хотелось, чтобы "дензнаки" до людей всё-таки дошли…
Хотя, это горю не поможет!
А вот если останутся только слова, а люди будут спасаться, кто как может.?..
Не нужна им никакая Истина. Что с ней делать?
Страна   -  это оркестр, большой и сложный. Сразу он не заиграет. Нужно время.
Того времени, что прошло с 90-х годов явно мало, чтобы научить играть хорошо…
Я очень хорошо помню пустые прилавки. Не было ничего. Даже чепуху нужно было достать. Я помню талоны-карточки, очереди, очереди, очереди и постоянное унижение… Сейчас всё из необходимого, и даже больше, можно, пожалуй, купить, но у большинства работающих людей небольшие зарплаты, пенсии нищенские. Правда, у нас не очень-то идут на маленькие зарплаты. Безработица есть, но вакантных мест много. Можно переобучиться, не хотят.
А столько юристов и экономистов…, сколько напекли за последнее время !
А нужно ли?
Из моих знакомых, кто хотел, тот работает.
В нашей поликлинике рядом нет врачей, их не хватает.
Какими-то крохотными шагами всё идёт. Только страшно, что и это кончится.
А в России всегда было так: "лишь бы не было войны…".
Я не знаю, какай мы корабль, сколько нас будет так носить по волнам, только, я думаю, что возвращения к унижению нам не пережить.
Бедные мы?
А у нашего дома из пяти подъездов у каждого стоят в большом количестве такие дорогие иномарки, что 20 лет назад и представить себе нельзя было. Дом простой, бывший заводской. И напротив такой же. А машин дорогущих очень много. Но, не все же жулики и проходимцы. Люди работают и зарабатывают. Думаю, государство со своими делами не очень справляется. Пенсии, здравоохранение, образование бесплатное - это всё государственное дело. Однако тут много провалов.
Жаль!
Получается, люди у нас мудрее и умнее государства.
Им бы ещё знаний побольше.
Вспомните, о чём мечтали декабристы. Они мечтали подтянуть народ до своего уровня в образовании, в знаниях. Мечтали о всеобщем просвещении народа.
А их за это в Сибирь и на казнь.
Сейчас другие времена, но знания людям нужны как никогда. Это - правда.
Анна Судьина   05.08.2010 14:41

Однако, мне кажется, что мы далеко ушли от философии. Это всё практика, из которой можно сделать вывод: тот, кто правит, должен быть просвещенным (о чём мечтали декабристы).
Он должен быть к этому специально подготовлен, он должен иметь представление об Истине.
Тогда корабль пойдёт своим курсом правильно.
Но судить-то будут об этом уже другие поколения.
И где гарантия, что они капитана не осудят?
Анна Судьина   05.08.2010 14:57


Анна, Ваша ключевая фраза: «Я думаю, что возвращения к унижению нам не пережить» - очень настораживает, ибо нет сейчас, наверное, более униженных людей в России, чем русские люди, у которых отнимают их вековую духовность, посредством подмены на животные вожделения и меркантильную наживу под лозунгом социал-дарвинизма: "выживает сильнейший!" - что есть ложь.
Валерий Иванов-Виленский   05.08.2010 15:27

… кто судить-то будет, когда корабль, управляемый слепыми эпикурейцами рассыплется и все, кто на нём плыл, утонут.
Валерий Иванов-Виленский   05.08.2010 15:29


Так вот, возвращаясь к философскому осмыслению происходящего, давайте вспомним о цели, как таковой. Это очень важно, поскольку современные политические доктрины, основанные на абсолютном прагматизме, совершенно отрицают всё иное, что не служит удовлетворению сиюминутных вожделений человека. "Здесь и сейчас удовлетворяй все свои потребности" - их лозунг. Нет денег, одолжи; нету купи; не обладаешь, забери у слабого и т.д. и т.п. Причём начисто забыто то, что знали древние философы - есть вещи которые купить нельзя ни за какие деньги: здоровье, если его уже нет; счастье - которое обретается только среди людей; знания - которые постигаются упорным собственным умственным усилием.
Цель человечества – общество социальной справедливости. Справедливость – уравновешенность. Уравновешенность четырёх систем, умно детерминирующих любое человеческое общество.
Современные социальные политические концепции не ставят вопрос о социальной справедливости.
Однако современные политики провозглашают основополагающей концепцию удовлетворения меркантильных, а вслед за этим материальных потребностей, затем – интеллектуальных, и лишь косвенно, духовных.
Но такая, казалось бы, линейная система обретения целей не верна в принципе, ибо она не целенаправленная.
Человек являет собой многосистемную сущность, поделённую на четыре принципиальных системы: физиологическую, социальную, умственную и духовную, которые функционируют одновременно в едином организме. Этим организмом управляет воля личности конкретного человека в опоре на его физический, собственный и окружающий природный мир, а также - социальную среду. Отсюда, и реализация задач социальной справедливости должна осуществляться одновременно во всех названных системах, детерминирующих как конкретного человека, так и любой человеческий социум. Для такой реализации задач нужен совершенно иной подход к вопросам политики, поскольку надо одновременно системно едино учитывать все названные объективные обстоятельства в каждой системе, как составляющей социум, так и социум в целости, как систему. В социуме надо системно учитывать все факторы, составляющие и детерминирующие его: материальный, собственный иерархический структурный - социальный, производственный и духовный.
Валерий Иванов-Виленский   05.08.2010 15:38


А не следует нас хоронить раньше времени. В России всегда жили хуже, чем в нац.республиках.
Когда мы приехали сюда с Украины, мне казалось, что я вернулась на пять лет назад. Прибалтика всегда жила лучше Псковщины. Это я знаю по своим родным. Москва и Питер жили нормально, а страна большая жила совсем не так.
Духовность у меня никто не отнимает, никто не навязывает мне эту ложь, о которой Вы говорите. У меня есть выбор. Как и у всех. У меня масса примеров, когда молодые люди учатся, работают, помогают родителям, растят детей.
Может быть, я из какого-то другого мира?
Да, нет.
Рядом такая же квартира. Бабушка на пенсии. Трое сыновей устроены. Они простые рабочие. Жёны работают, никто на панель не пошёл. Дети растут. С бабушкой живёт только младший сын с семьёй. У остальных свои квартиры. Дачи. Да, у них на заводе были большие трудности. Уволили неквалифицированных работников с предоставлением права переучиться. Кто-то пошёл, а кто-то пошёл обворовывать дачи своих бывших соседей.
Мне, кажется, что политики сейчас, как карту, используют беды русского народа. Только за них всё равно голосовать никто не пойдёт. У нас голосовать почти никто не ходит. Никто  больше в это не верит.
Я такая же русская, как и все остальные. Никто меня не ущемляет. Пенсия небольшая, но она и у всех такая. А во всём мире дети родителям помогают. Никто мне животных страстей не навязывает. Как жила я со своими книжками, так и живу. А перемен я уже боюсь и того, что пережила, больше не вынесу.
Что тут странного?
Я просто наблюдаю со стороны, как политики друг друга "мочат".
Противно всё это.
Не от Истины.
Анна Судьина   05.08.2010 15:59

Я за то, чтобы все имели права жить, учиться, быть здоровыми, растить детей, быть обеспеченными в старости, чтобы люди, пострадавшие от войн, наводнений, пожаров, получили полновесную помощь от всех (государство, родные, соседи, друзья), чтобы у всех было вкусно и духовно.
Я всегда была за это, кому могла, помогала сама, насколько хватало сил и средств.
Я за всё это.
Только я боюсь насилия. Нужно как-то мирно, законно, без смертей.
Что во мне странного, что насторожило так Вас?
Анна Судьина   05.08.2010 16:11

Скажете, курица!
Нет, я просто женщина, старающаяся думать, и уберечь по-своему.
Не революционерка я.
Я очень мирный человек, но вовсе не равнодушный.
Анна Судьина   05.08.2010 16:19


Уважаемая, Анна, прежде всего, я не гробовщик, а Россия не труп, чтобы её хоронить, ибо история России знает такие замечательные преображения страны, когда народ поднимался и возрождал свою страну, которая, казалось бы, уже полностью была повержена волей чужих временщиков.
Да, прибалтийские республики были в СССР первыми среди равных, равно как сейчас с точностью до наоборот в ЕС, поскольку тогда, в условиях «холодной войны» из них Кремль делал лакированную рекламную картинку социализму и призывал равняться на эти достижения другие союзные республики.
Хорошо это или плохо, сейчас уже поздно судить, ибо СССР Кремль сам похоронил, несмотря на наше здесь, в Прибалтике, упорное сопротивление развалу Великой страны, достоянию всех составляющих её народов. (http://www.photoshare.ru/office/album.php?id=203073 )

«Никто мне животных страстей не навязывает…» - а омерзительные по своей безнравственности передачи Ханги «Об этом» на общедоступном ТВ, или «Дом 2» и т.д.?

Да, мы все простые люди за то, чтобы жить в достатке.
Однако, те политико-экономические идеалы, которые сегодня пропагандирует Кремль, никак не обеспечат это Ваше и моё пожелание, ибо декларируют совершенно иные идеалы социального строительства, где ублюдочная идея прибыли в денежном выражении является объектом буквально религиозного поклонения.
А ведь ещё древнегреческие философы утверждали, что «нет ничего больше, чем половина», да и христианство, подхватив этот принцип социальной справедливости, выступило против денежной «лихвы».
Кстати, вот эта «лихва» и есть уже изначально насилие над другим человеком, которое в определённых ситуациях переходит в вооружённое, начиная с разбойного бандитизма и кончая войнами.
Я, в общем, тоже не революционер, стремящийся, во чтобы-то ни стало, заставить людей принять идеи революционных социальных преобразований и, не чуждаясь насилия над этими же людьми, внедрять их в жизнь.
Думаю, люди в век компьютеров, информационного бума и всеобщей грамотности могут осознанно принимать и понимать идеи социальной справедливости, и без насилия – через распространение знаний и мудрого поведения людей сообразно правде и Истине. Поверьте мне, это не идеализм, как некоторые стремятся «образумить меня», кстати, ничего не предлагая «в пику» по поводу идеи о социальной справедливости, путей её умной реализации и материализации.
Валерий Иванов-Виленский   05.08.2010 17:47   

Вот такая вот ирония, вот такой вот политический парафраз - http://smotri.com/video/view/?id=v1493213dee6
Валерий Иванов-Виленский   05.08.2010 17:54


Валерий! Я по ТВ смотрю только "Культуру".
А зачем смотреть"Дом-2"?
У меня хорошо развито чувство брезгливости.
А дамы из этих передач только это чувство у меня и вызывают.
Можно сказать, что передачи будут смотреть дети.
Но у детей есть родители. Можно наблюдать, что смотрят в семье.
Поэтому эта сторона вопроса меня никак не касается.
Ко мне приходят чужие дети за книгами, родители просят что-то им рассказать. Пожалуйста.
Я это сделаю и дома, уже находясь на пенсии.
Поделюсь всегда тем, что знаю.
Я не думаю, что Вы идеалист…
С чего Вы взяли?
Я склонна уважать иное мнение, но имею и своё.
В России не лучшие времена, но я уверена, что мы выйдем из кризиса. У нас столько молодых и талантливых людей сейчас приходят во все сферы жизни. Им трудно, но они не уехали из России, не сбежали, а делают для неё всё и здесь и, работая в других странах.
Россия встанет!
Вот только понравится ли это её "друзьям"?
Мы талантливый народ, очень терпеливый, творческий и умеющий работать не из-под палки…
Время нужно.
Нельзя торопиться.
Можно только всё испортить. И так хватает палок в колёса.
Зачем же Вы так - "гробовщик"?
Может быть, я чего-то и не понимаю, но я живу тут, в России. Я её чувствую, её вижу и как могу, разрушать не дам, хотя и не революционерка. Есть другие пути, там, где знания раздаются. Это мои пути. Я думаю, что и Вам это близко.
Анна Судьина   05.08.2010 18:14


Да, мы с Вами не смотрим всю эту чушь. Но эта чушь действует на информационном поле, и кто-то её проплачивает на широко публичных ТВ каналах. Значит, это властям надо.
Валерий Иванов-Виленский   05.08.2010 18:35


Я буду упорно делать своё дело. Говорить о красоте, о духовности, о поэзии, о музыке.
Я буду говорить о том, что хорошо знаю.
Я уверена, что читатели и слушатели у меня всегда найдутся. Мне не нужны ни высокие посты, ни трибуны.
Я буду тихо делать своё, как я думаю, доброе дело…
Вот мой ответ на все вопросы об Истине.
Я думаю, что ей не наврежу.
Анна Судьина   05.08.2010 18:45


Наоборот - все верно.
Ваши стихотворения служат добру и это важно!
Валерий Иванов-Виленский   05.08.2010 18:55


От Ваших статей тоже мысли шевелятся.
Спасибо.
Анна.
Анна Судьина   05.08.2010 19:02


Я рад, что побуждаю этот процесс...
Валерий Иванов-Виленский   05.08.2010 19:03


Уважаемая Анна, возвращаясь к теме статьи, хочу пояснить следующее относительно того, что определяется мною как цель - социальная цель.

Социальная справедливость не есть самоцель, к которой непосредственно стремится каждый человек, ибо каждый человек, в социальном плане, изначально стремится к любви другого человека.

Социальная справедливость есть всего лишь властный инструмент, позволяющий каждому конкретному человеку, людям и любому социуму гармонично, взвешено и с минимальной конфликтностью, выстраивать межличностные отношения между людьми и в широком социуме, постоянно высоконравственно человеколюбиво одухотворяя, сохранять культуры и достижения цивилизации, развивать потенциал гуманных возможностей человека и социумов, постигать новые Истинные знания.

Естественно, ни один вождь, ни один правитель или диктатор, в силу объективной ограниченности разносторонних возможностей конкретного человека - его личности, не может властно обеспечить социальную справедливость для людей, подвластного ему социума и иных социумов.
Только широкое соответственное пропорциональное представительство во властных структурах данного социума всех его социальных слоев и культур, а также науки, которые обладают возможностью перманентно влиять на формирование и действие самой распорядительной и принудительной властной структуры данного социума, создаёт предпосылку для формирования в данном социуме общества на принципах социальной справедливости.
И только предпосылку, ибо раз и навсегда сформированного общества социальной справедливости нет, и не может быть, поскольку все процессы в социумах, в связи с конкретной деятельностью каждого человека, происходят постоянно и постоянно изменяются.
Лишь названная форма народовластия может обеспечить перманентную социальную справедливость в изменчивом мире.
Продолжая высказывание древнегреческого философа Гераклита (VI-V в. д.н.э.) о постоянно текущей и изменяющейся реке, в которую нельзя войти дважды, утверждаем: «всё течёт не как попало, а, повинуясь законам единого мудрого». Именно  «единое мудрое»  -   Истина не позволяет различным постоянным движениям дезорганизовать рациональную структуру социума, но управляет сообразно тем универсальным умным принципам, которые детерминируют любую вселенскую сущность, любую материализованную систему.
Отсюда, критерием определения торжества общества социальной справедливости в конкретном социуме, является потенциал работоспособности его коллективного разума, обеспеченный народовластием, выстроенным по названным критериям.

Что сегодня происходит на корабле «Россия» - капитан, который не знает куда, зачем плывёт его корабль, что везёт и для чего, пытается лишь обеспечить спокойствие команды и пассажиров на корабле. Первые, из которых, дерутся за главное место на капитанском мостике, или рядом с ним; обогащаются, продавая на право и на лево топливо из трюмов корабля, а пассажиры мечутся, желая как-то обеспечить уже сегодня свою безопасность, да и просто элементарные средства для существования: еду, кров, элементарны знания и блага для детей. На большее у пассажиров нет средств, хотя капитан пообещал всем, что в «тихой гавани», куда приплывёт корабль, все получат сполна от капитана и его команды всяческие блага.
Увы, корабль без карт, компаса, секстанта и точных часов, при не слишком умном, хамовитом и властолюбивом одном из капитанов, заботящемся лишь о своём пиаре, не способен на целенаправленное путешествие к любой достойной цели, ибо таковая не нужна капитану, узурпировавшему уже власть, и строго следящего за её неприкосновенностью.
Главной задачей другого капитана в этом бесцельном дрейфе (если не считать за цель стремление занять место около названного выше флагмана США) по океану  кризисных штормов и геополитических тайфунов – не допустить бунт пассажиров, которые всё чётче понимают всю глупость и опасность своего путешествия под командованием таких капитанов, на столь красивом и крепком корабле под названием «Россия».
Карлики, в отличие от прагматичной Швейцарии и других стран победившего меркантилизма, уже в силу своего очень узкого менталитета, не могут справиться с управлением огромным кораблём под названием «Россия».   
Валерий Иванов-Виленский   06.08.2010 11:49

Анна, вопросы обеспечения истинного народовластия затронуты в моей статье "Современная утопия"( http://www.proza.ru/2010/01/08/697 )
Валерий Иванов-Виленский   06.08.2010 11:56


А капитану достался не совершенно новый комфортабельный "Титаник", а старый прогнивший с массой течей корабль, на котором команда дерётся, а пассажиры рвут друг друга в очередях за спирт "Рояль".
Я не знаю, как теперь с этими течами, как с командами, которые уже 20 раз сменились, но хотя бы парус подняли и палубу помыли.
Крыс ещё много, но ничего.
Когда капитан поднимался на этот шаткий мостик, он знал, что о нём будут говорить не только приятные вещи. Но ведь пошёл.
Нет у нас школы таких капитанов.
А на других кораблях, под другими флагами лучше что ли?
Там также не всё ладно. Но за кораблями там столетиями ухаживали, как хорошая хозяйка за кухонной утварью.
Ну, плывём!
Курса не ведаем, но найдётся, в конце концов, и штурман дельный...
Время нужно, время.
Трудно стоять на мостике, когда войны и вороги с бомбами в метро.
Я никого не защищаю и не оправдываю, я просто знаю, что работа на капитанском мостике не так проста, да на таком корабле, как "Россия".
Мне, как и Вам, судьба этого корабля очень дорога.
И ещё. А как вы представляете себе это народовластие?
Ведь были попытки, но...
Анна Судьина   06.08.2010 16:07


Изначально, основа основ, главный принцип народовластия - это непосредственное участие народа, читай граждан, в той или иной форме в строительстве своего государства, а не в обгрызании от его устоев лакомых кусочков в корыстных целях.
Нельзя, чтобы граждане, не имея других форм для обеспечения бытия, грызли, словно козлы, свою обитель. Она рассыплется, утонет и погубит пассажиров. Граждане не могут быть пассажирами, они должны быть совладельцами и конструкторами своего государства, не отдавая его на откуп никому, даже власть предержащим. Они должны в любой момент менять команду исполнителей их воли, наделённую властными прерогативами, как только эти властные прерогативы начинают использоваться делегированными во власть в частных своекорыстных целях и с использованием государственного механизма.
Контроль, контроль и ещё раз строжайший контроль органами народовластия всех уровней над чиновниками во властных структурах, начиная от главы государства, премьера и далее, - есть залог материализации настоящего умного народовластия всенародных представительских органов.
А чиновников умных нет, и не может быть в помине, поскольку умный человек не идёт в чиновники, а ищет другое место применения своим талантам.
Чиновник должен быть сообразительным, рачительным и честным, прежде всего, а также, в определённой степени, предприимчивым, но с оглядкой. Иначе «... и лоб разобьёт».
Валерий Иванов-Виленский   06.08.2010 16:39


Умный не пойдёт.
Согласна.
Пойдёт тот, кто побольше ухватить желает…
С нашей вековой традицией воровства, ещё много лет трудно будет этому кораблю. Они, как захотят, и капитанский мостик продадут, если хорошо заплатят. Уже продают…
Но умные всё-таки есть, что не идут сейчас.
Может быть, пойдут потом?
Не всё по чужим университетам преподавать, да в Кремневой долине гостить.
Время нужно.
Анна Судьина   06.08.2010 16:49

Кстати, по поводу Вашей статьи "Современная утопия". Есть там одна мысль, которая меня занимает. " Всё, что движется - не свободно".
Оно является частью другой движущейся системы и зависимо?
Анна Судьина   06.08.2010 16:57


Уважаемая Анна, Вы меня удивили. Я как историк ещё не нашёл такого, чтобы за всю фиксированную в анналах судьбу народов и государств, нашлось таковое, где не воровали бы из госказны, да и - вообще…
Сегодняшние российские госчиновники и прочие администраторы на местах  -   лишь жалкое подобие тех высокопрофессиональных воров в администрациях развитых капстран госбюджета и частных денег, посредствам различных механизмов. Тех воспитала западная меркантильная культура денег, и они создали ловкие механизмы экономического жульничества и идеологического шулерства, обеспечивающие им личный доход.
А иначе и не было бы крупных капиталов. Помните, у О.Бальзака: «каждый первый миллион всегда криминальный».
Кстати, в неразвитых странах - грабят по бандитски с оружием на дорогах или пираты в море, в том числе с применением новых технологий - за выкуп.
Валерий Иванов-Виленский   06.08.2010 17:01


Значит, у нас великие перспективы в развитии. Через просто бандитский приём мы уже прошли.
Анна Судьина   06.08.2010 17:06


Анна, спасибо за вопрос: " Всё, что движется - не свободно" - как это...?
Вы правы, все, что реально есть, находится в той или иной системе одновременно и, так или иначе, системно движется, как материальное тело, трансформируется, как социальная структура, видоизменяется, как идея посредствам умственной деятельности.
Движется с системой, как её элемент - не свободное движение!
Движется в различных системах одновременно, детерминированное ими - ещё более не свободно!!
Движется, как отдельная единая система - тем более не свободна, ибо вектор направления её движения определяет генерально и устанавливает аналогичное направление движения всех элементов данной системы!!!
Цель определяет процессы и результаты в самой системе, векторно движущейся к  конкретной обусловленной цели, которая всегда имеется у любой конкретной системы. Нет вселенского сущего не обусловленного Истиной!

Когда у элементов системы появляется возможность, не соизмеряясь с системой, элементами которой они являются, двигаться как угодно в ней (точнее обусловлено иными вне данной системы факторами) - система однозначно разрушается и элементы разрушенной системы становятся элементами иной системы, где также теряют свою "свободу" независимого движения.

Человек, обладающий умом, знаниями и разумом, имеет право выбора направления того или иного движения в рамках известных ему систем, в которых такое движение ему возможно, когда он не утрачивает свою жизнеспособность. Это и есть свобода. Свободный человек - это человек имеющий свободу выбора, знающий и почитающий Истину.
Валерий Иванов-Виленский   06.08.2010 17:14


Увы, Анна, в государствах, где деньги являются самоцелью, а прибыль - обожествлена, где человек является лишь инструментом для делания больших денег, говорить о том, что можно победить коррупцию, и изображать эту борьбу, может только идиот. Тот, кто способен утверждать, что рыбные стада можно выгуливать на полях, курица может давать молоко, корова нести яйца, а козёл не есть капусту.
Валерий Иванов-Виленский   06.08.2010 17:18


И что?
Перспектив никаких?
С чего нужно начинать?
А лучше по-русски: что делать?
Анна Судьина   06.08.2010 17:32


Да, уж - опять этот упорный вопрос.
Кстати, именно так в "Современной утопии" назван раздел, в котором даётся ответ на этот вопрос.
Добавлю ещё к предыдущему посту относительно "свободы".
АБСОЛЮТНОЙ СВОБОДЫ НЕТ!
Но, увы, этим словом шельмуют сейчас кого ни лень на всё земном шарике масс-медиа из стран победившего меркантилизма.
Умный человек понимает, что "абсолютная свобода" - туфта, воздействующая лишь на неискушённые мозги, в том числе и некоторых из тех, что сейчас стоит у рулей власти и во всеуслышание заявляет, что "свобода лучше, чем несвобода!" ?!
Аналогично брежневскому: "экономика должна быть экономной!" ?!

А мне, почему-то в этот момент вспомнилась обрамлённая водой могила убитого в 1968 г. американского борца с расовой дискриминацией в США М.Кинга, на которой цинично прочерчено - наконец свободен!
Валерий Иванов-Виленский   06.08.2010 17:47


А сам он мог о себе так подумать?
Свободен от своих проблем и наших проблем, от цвета своей кожи и косых взглядов свободен. Свободен от врагов и нелюбви.
Я вот думаю, а я бы могла о себе так подумать?.
А вдруг?
Пока не знаю.
Я думаю, что это с позволения родных написано.
Они имели право на это. Иначе чёрная Америка снесла бы этот камень.
Анна Судьина   06.08.2010 21:54

У Вас в статье есть такая строчка: "Утверждение Истина есть благо - не верно".
Познать Истину - благо, я думаю.
А может быть познание Истины не во благо?
Может – правды?
Бывают такие обстоятельства (болезнь, можно не сказать что-то ребёнку, во спасение).
Анна Судьина   06.08.2010 22:09


Но не слишком ли большая цена за свободу - человеческая жизнь, отобранная таким зверским образом убийцей 4 апреля 1968 г. в Мемфисе?
Валерий Иванов-Виленский   06.08.2010 22:14


Для тех, кто это сделал, жизнь его ничего не стоила. Поэтому мы говорим об этом, как о преступлении.
А Ваша цена, заплаченная Вами за правду, она тоже огромна.
Наш мир жесток, к сожалению.
У меня возникает вопрос: а может быть, Истина так и останется уделом Богов, как считали древние греки?
Человечеству с правдой не справиться.
Может, и познают её отдельные избранные?…
Но мир не может состоять из одних избранных.
Анна Судьина   06.08.2010 22:32


"Утверждение Истина есть благо - не верно" – пишите Вы и продолжаете, -
познать Истину - благо, я думаю. А может быть познание Истины не во благо? Может – правды? Бывают такие обстоятельства (болезнь, можно не сказать что-то ребёнку, во спасение)».

Да, познать Истину есть благо - само ПОЗНАНИЕ Истины для человека есть благо. Но сама Истина, как таковая, не может являть собой "блага", ибо это абсолютное вечное вездесущее, что выводит сущность Истины из-под каких-либо нравственных категорий. Истина есть и не может не быть.
Не надо путать правду с Истиной - это не одно и то же. Когда мы обличаем факты в слова, то мы фиксируем только правду, ибо сами являемые нашему сознанию факты формализованы словом, а значит, не вечны. Сами слова, как таковые, не Истина.
Валерий Иванов-Виленский   06.08.2010 22:38


Вот и пришли мы к школьному, что ПОЗНАНИЕ благо для человека. А ПОЗНАНИЕ Истины - тем более.
Но, кто преподаст Истину (если это вообще возможно) тем, кто вершит судьбу мира.
У нас же сначала - "До основания, а затем… ".
Можно что-то совершенствовать, не разрушая, храня благо, не калеча судьбы людей.?
Или опять гибель, кровь, сиротство, от которых потом несколько поколений отойти не смогут.?
Анна Судьина   06.08.2010 22:55


«У меня возникает вопрос: а может быть, Истина так и останется уделом Богов, как считали древние греки? Человечеству с правдой-то не справиться. Может, и познают её отдельные избранные?… Но мир не может состоять из одних избранных».

Крепко сказано!
Если бы люди жили бы только между правдой и ложью (антиномой правды), то, думаю, и людей то на Земле не было бы...
Но раз мы есть, живы, думаем и творим - значит человечество узнало больше, чем правду о себе самом.
Значит, те крупицы небесной Истины были постигнуты человеческим сознанием..., и люди выживали и выжили, несмотря на бесконечные суровые объективные и субъективные невзгоды своего бытия.
Выжили не единицы и не избранные, а простые трудяги, религиозно чтившие ту или иную гуманную нравственность, ибо беспрекословно верили в неё.
Живут эти люди и сейчас, честно исполняя свой житейский подвиг перед близкими и дальними людьми с любовью к ним.
Валерий Иванов-Виленский   06.08.2010 22:59


Уверяю Вас, что те, кто выживал, несмотря ни на что, хранил религиозные идеалы, трудился во благо семьи, не думал о той Истине, о которой мы тут толкуем.
Если и есть какие небесные крупицы, которые как самородки по миру разбросаны и до сих пор не собраны, и не проанализированы, то это говорит о том, что или время ещё не настало, или людям не ведома, хоть и есть.
Давайте снова зададим себе этот вечный вопрос: Что есть истина?
И будем снова говорить и говорить, и вопросы найдутся, а найдём ли её, общую для всех?
Для меня Истина - делай своё дело.
Вы себе то же самое говорите, мне так кажется.
Может быть, в этом и есть Истина?
Анна Судьина   06.08.2010 23:17


"У нас же сначала - "До основания, а затем… ". Можно что-то совершенствовать, не разрушая, храня благо, не калеча судьбы людей.? Или опять гибель, кровь, сиротство, от которых потом несколько поколений отойти не смогут?».

Диалектическое, неумное антиномное мировоззрение не оставляет иных способов продвижения вперёд, кроме как через уничтожение предыдущего, и предыдущих, т.н. 1-й и 2-й законы диалектики: о единстве и борьбе, а также - отрицании отрицания...
Правда, потом безбожные "диалектические революционеры" почему-то удивлялись, что и их потом "до основания...", без всякой любви, антигуманно - понимаешь ли!!!
Валерий Иванов-Виленский   06.08.2010 23:17


"... те, кто выживал, несмотря  ни на что, хранил религиозные идеалы, трудился во благо семьи, не думал о той Истине, о которой мы тут толкуем".

А об Истине и не надо думать всё время тому, кто живёт честно, не за счёт других, а с их сознательной помощью, отдавая с радостью родным и близким плоды своих трудов.
Вы же сами точно подчеркнули - "хранил религиозные идеалы", т.е. - нравственные гуманные идеалы.
Без толкования об Истине и Её разумению человеку никак нельзя - мы думающие живые люди и поэтому это не есть наша блажь, баловство или каприз, но важнейшая обязанность!
Трудящийся человек не может ничего создать без того, чтобы осознано не использовать накопленные опытом Истинные принципы сущего, всецело детерминирующие реальную  объективную правду жизни.
Он может их и не осознавать, как таковые, непосредственно.
Но опыт и практика общения с реальным материальным миром, в котором "растворена" Истина не позволит ему бездумно, не рационально коверкать природу.

Учёные, открывая законы природы, фиксируя их на божественном метафизическом языке математики, дают нам возможность понять и умно использовать знание принципов Истины во благо человечества.

И вот тут Вы мне обязательно возразите, - но не все открытия учёных используются политиками во благо! - и будете абсолютно правы.
Поэтому я и утверждаю, что над политиками, в современном государстве, в том числе и над чиновниками, обладающими властными функциями, необходим строжайший контроль со стороны коллективного разума, представленного в представительском государственном органе народовластия.
Валерий Иванов-Виленский   06.08.2010 23:37


Знаете, чего боюсь?
В этом народном контроле обязательно найдутся люди, на руку грязные, жадные, мстительные (не буду перечислять какие) и такая прекрасная мысль будет загублена. Нужно что-то другое, но не знаю, что.
Анна Судьина   06.08.2010 23:43


Уважаемая Анна, как принцип разделения властей у Монтескье, так и тут, орган коллективного сознания в любом социуме на любом уровне, вплоть до государственного или надгосударственного представительного народовластия  -   это контролирующий и распорядительный орган.
Как, например, скажем, Генеральная ассамблея ООН, с его Советом Безопасности и контролирующими, и регулирующими реальную обстановку в мире подструктурами.
Контролирующие комитеты и комиссии не есть структуры с неизменными чиновниками, которые всегда со временем обрастают соответствующими заинтересованными контактами. И т.д.
Валерий Иванов-Виленский   06.08.2010 23:56


Мне очень бы хотелось думать, что это возможно.
Очень бы хотелось!
Анна Судьина   06.08.2010 23:59

Валерий Васильевич! Одно название Вашей статьи невольно подталкивает вспомнить картину русского передвижника Н.Н. Ге "Что есть истина".
Кстати, тема истины - центральный вопрос христианства. Она имеет не только материальное воплощение, но и духовное.
В Вашей статье Вы этого не касаетесь.
А хотелось бы…
Анна Судьина   07.08.2010 08:17


Добрый день, Анна.
Вы задали очень важный вопрос: Что есть Истина в духовном воплощении?
Ответ на него необходим и важен, поскольку он соотносится с реальным духовным вселенским сущим. Но, в отличие от материального сущего, духовное сущее не имеет непосредственной прямой опытной проверки на предмет истинности или иллюзорности констатируемого.
Каков же ключ к ответу на поставленный вопрос?
Понимание его потребует внимания и сосредоточенности логики мышления.
Духовное сущее имеет, прежде всего, вербальное воплощение, которое в отличие от языка математики имеет гораздо более переменчивую содержательную составляющую, и не только по смысловому фактору, но и по психологическому, а, следовательно, эмоциональному, т.е. личностным, субъективным аспектам восприятия сущего конкретным человеком.
Например, даже безупречный по стилю и форме стих нравятся не всем, поскольку содержание его может показаться читающему неинтересным, плохим и даже отвратительным, и т.п.

Универсальность присутствия Истины в духовном аспекте бытия человека констатируется через абсолютную системность построения конкретных воззрений на те или иные аспекты бытия не конкретным человеком (как каждый думает про себя), но в интеллектуальном социуме с его, уже исстари сформированной конкретной культурой и мировоззрениями. Эта культура табуирована системой воззрений и отношений, и апробирована практикой исторического бытия данного конкретного социума.

Однако, культура, по сути дела материализация определённых табуированных нравственных воззрений данной организованной группы людей (социума) не универсальна, ибо культур, обеспечивших историческое бытие различных социумов, очень много на Земле.
Их глобальное отношение имеет структуру многослойных ячеистых построений, между которыми нет, и не может быть, на уровне культур прямых линейных взаимоотношений, как не может быть такое во взаимоотношениях различных систем, в том числе математических цифровых или пространственных.

Даже системы материальных физических тел на различных энергетических уровнях  с различными энергетическими потенциалами или знаками не имеют и не могут иметь простых линейных отношений.
Вспомните классическую механику Ньютона, его предшественников и последователей, и – квантовую механику, разработанную математическими приёмами Шрёдигера, Неймана, Гейзенберга, Паули и т.д. – эти две механики сильно отличаются по проявляемым в них свойствам материи.

Процессы линейных последовательных отношений присутствуют лишь в самих конкретных системах, между их элементами, хотя и это не обязательно.
Есть же непоследовательные цифровые системы магического квадрата (мк).
Во всяком случае, линейность и последовательность отношений между некими сущими субстратами, «выдаёт» их присутствие в качестве элементов в некой определённой конкретной системе.
Только в конкретной системе возможны причинно-следственные отношения между её элементами.
Однако, поскольку всё системно, то не отличающее дискретность (самобытность) систем сознание, воспринимает всё в виде безусловных глобальных причинно-следственных отношений.

Но, вернёмся к духовному сущему, которое также как и материальный мир, системно дискретно, и вместе с тем едино в Истине.
Едино в истине, т.е. детерминировано принципами Истины, потому что системно и вне системы не может быть вообще.
Всё системы материализуются или дематериализуются, или остаются не материализованными (в потенции – возможности материализоваться при соответствующих условиях) в полном соответствии с умными математическими принципами, детерминирующими вечную экзистенцию (существование) всего вселенского сущего в различных системных «ипостасях».
Эти принципы универсальны, их всего четыре, и они изложены в философском манифесте «Принцип Ума», под различными названиями в зависимости от систем, где они безусловно действуют: духовных, материальных и тех, что объединяют духовные и материальные системы бытия сущего.

А вот, почему они именно таковые, почему вселенское сущее математически системно и умно – это только известно Божественному НООСу: вселенской умности!
Валерий Иванов-Виленский   07.08.2010 12:20


Мне хотелось бы задать несколько вопросов, касающихся Истины, как центрального вопроса христианства.
Однако, приведу Преподобного Ефрема Сирина: "Истина есть несомненное понятие о сущем. Кто не озарил ума своего Божественным учением, тот далёк умом от Истины".
У нас в России после века атеизма, вероятно, есть проблемы.
Анна Судьина   07.08.2010 14:13


Да, Христос прямо утверждал - я есть Истина и учение моё Истина.
И спорить с этим не надо!
Но, что хорошо и достаточно для человека, верующего в Христа и его учение, то недостаточно для светского мышления, опирающегося на определённый конструктивный скептицизм по отношению к полученным и выученным широким знаниям и логику, при конструировании новых понятийных систем, - знаний.
Скептицизм и стремление осмысления вновь открытого, такая же необходимая сущность человеческого ума, как и вера. С этим и живёт во все века человечество.
Валерий Иванов-Виленский   07.08.2010 14:38


Тогда стоит ли говорить об Истине в христианстве, если сомнения оправданы?
Анна Судьина   07.08.2010 14:46


Говорить об истине в христианстве не только стоит, но и необходимо, умно соотносясь с догмами этого нравственного учения, непоколебимо веря в них.
Христианство очень умная нравственная система, опирающаяся на глубокие исторические пласты мировой и европейской философии.
Другие древние нравственные системы, оформленные и почитаемые адептами, как истинные религиозные учения, во многом перекликающиеся с христианскими, также умны и жизнеспособны.
Но почему Вы, словно заядлый диалектик, хотите отрицать такую систему мировосприятия, которая расширяет наше всестороннее понимание мира?
Это не правильно.
Другие системы и методы мировоззрения также есть. Одно другому не мешает.
Может ведь быть так, как с глубоко верующим человеком англичанином И.Ньютоном, всю жизнь посвятившим себя и свои исследования основной теме – вычислению даты конца света и наступления Апокалипсиса (2060), когда лишь как «побочный продукт» своих изысканий, выдал человечеству основополагающие три закона современной физики и толкнул цивилизацию вперёд. Второй, ещё больший импульс развитию цивилизации, дал гений нашего русского учёного Д.И.Менделеева, открывший природную умную систему химических элементов, выстроившихся на математических принципах в периодическую таблицу!
Валерий Иванов-Виленский   07.08.2010 15:02


Тут, наверное, не столь сама Истина в христианстве интересна, сколь пути её познания там.
"Всяк человек ложь". Воскресение Христово рождает надежду на исправление человеческой природы.
Таким образом получается, что в христианстве Истина - это спасительная личность?
Анна Судьина   07.08.2010 15:14


... и десять заповедей, и главная - да любите друг друга!
Валерий Иванов-Виленский   07.08.2010 15:17



И, пожалуй, последний вопрос.
В самом начале нашего разговора я сказала, что Ваша статья написана доступным языком.
И это замечательно. Даже очень сложные вещи можно объяснить доступно.
Язык философии сложен, но так хочется, чтобы даже случайный человек, открыв эти материалы, не ушёл, испугавшись трудности прочтения.
Может быть, стоит подумать о популярном изложении этих сложных сторон знания?
Анна Судьина   07.08.2010 23:34


Вы правы, Анна.
Необходимо популяризировать философское мышление путём представления философских тем доступным языком, интересно и образно.
Это требует большого мастерства!
Но и современный человек, напичканный огромным количеством информации, и располагая через интернет большими возможностями для получения дополнительной конкретной информации, тоже склонен к систематизации её, обретения тем самым знаний.
Также с целью обретения инструмента для дальнейшего расширения своих возможностей систематизировать поступающую информацию в конкретные знания об окружающем его реальном мире.
Думаю, чем больше будет информационный поток (а он постоянно растёт), тем важнее для любого мыслящего человека будет важно философское, мировоззренческое восприятие мира. Иначе человек будет не мыслителем, не творцом, а - жертвой этого потока информации, да и вообще…
Валерий Иванов-Виленский


Казалось бы, что все вопросы уже заданы.
Ан, нет.
Когда Вы говорили о всеобъемлющей системности сущего, то как-то в стороне остался ещё один непростой вопрос.
А именно: а что такое сама система?
Как она выстраивается (материализуется), развивается и "умирает ли"?
Анна Судьина   08.08.2010 12:20


Прекрасные вопросы.
Рассмотрению очень непростых вопросов связанных с всеобъемлющей системностью вселенского сущего вообще и конкретных систем, в частности, в силу его фундаментальной значимости и относительной новизны в нашем мировоззрении (поскольку исключает полностью хаос из него, оставляя последний лишь в субъективном умозрении), посвящён значительный раздел в моём труде «Триалектика – новая философская система», размещённом здесь на сайте проза.ру.
Поэтому отвечу кратко, основываясь на узловых принципах новой философской системы триалектики (некоторые считают – квадралектики).

Что есть сама система, разъясняется в любом словаре.
Суть их в том, что обязательным условием, определяющим систему, является: ОПРЕДЕЛЁННОЕ ЗАКОНОМЕРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО ЭЛЕМЕНТОВ, составляющих данную систему.
Однако, считаю это не достаточным.

Опыты с математическими числовыми системами (ЧМС) показали, что система всегда выстраивается вокруг недостающего элемента данной системы (например, очередной цифры из последовательного числового ряда, составляющего данную систему), делающего эту систему несколько незаконченной. Поэтому мне необходимо было внести этот фундаментальный фактор – отсутствие имманентного элемента системы в самой данной системе – НЕЗАКОНЧЕННОСТЬ, в качестве одного из её фундаментальных детерминантов.

Далее – система не может быть закрытой (как мы её тогда сможем вообще констатировать), но должна быть связана с другими системами.
Поэтому констатируем, что ВСЕ СИСТЕМЫ ОТКРЫТЫ, поскольку отсутствующий элемент (элементы) данной системы, как раз является элементом (ами) иной системы (систем), определённым образом детерминируя уже ту, другую систему (системы), равно как и в данной системе есть элемент (элементы) из другой системы (других систем).
Таким образом, все системы вселенского сущего на прямую, или косвенно (опосредовательно, через значительные интервалы, «заполненные» иными системами) связаны между собой.
Так проявляются фундаментальные принципы экзистенции вселенского сущего - единство и дискретность.

Любая самодеятельная система подвержена одновременно, как открытым во вне её процессам - ЭКСТРАВЕРТНА (принцип - действенного единства); так и процессам направленным внутрь самой себя - ИНТРАВЕРТНА (принцип - действенной дискретности).
Как показали опыты с ЧМС, сущность этих процессов неодинакова, поскольку закрытые интравертные процессы в системе имеют свойство математического деления, а обратные, экстравертные - умножения.
Экстравертность умножает формы элементов системы, интравертность – делит формы элементов системы.

В любой самодейственной, самодеятельной системе (не самодейственные плоские системы - есть схемы, или объёмные - модели) есть обязательные функции, направлены на уравновешивание интравертных и экстравертных процессов. Без них данная самодеятельная система распадётся на элементы и, как таковая, дематериализуется (т.е. умрёт, как мы говорим).
Эти нейтрализаторы, обеспечивающие устойчивость самодеятельной системы, также необходимое составное фундаментальное свойство, определяющее систему и детерминирующие её стойкость к разрушению - ПОТЕНЦИЮ.
Потенция умно уравновешивает деление и умножение в данной системе.

Опыты с ЧМС на примере систем десятичных периодических дробей (ДПД) показали, что системы в экстравертном процессе соответствующего умножения могут «размножаться», воссоздавая ДПД в предыдущих формах или разлагаться на некий один элемент, определённым образом десистематизироваться – «умирают».
Все эти опыты можно увидеть начиная вот с этой иллюстрации и далее: http://www.photoshare.ru/office/image.php?id=2581652

Опыты с ЧМС, в том числе с ДПД, также показали, что самодеятельные системы способны трансформироваться совершенно в иные, казалось бы, системы, если судить по форме, содержанию элементов и их структуре, чтобы затем, в результате дальнейшего взаимодействия с внешними элементами, трансформироваться вновь в прежнюю систему и т.д.

Вот, пожалуй, так, вкратце, по поводу Ваших вопросов.
Как видно, принцип системности имеет много очень существенных факторов, которые до сих пор не учитывали философы в своих трудах по столь важной теме экзистенции вселенского сущего.
Хотелось бы, чтобы этим теперь философы занялись вплотную. Там очень много интересного откроется и очень важного, что можно было бы применить для выстраивания дальнейшего гуманного бытия человечества.
Валерий Иванов-Виленский   08.08.2010 14:17

Только я думаю, что это вовсе не окончание разговора, а приглашение к новому…
Анна Судьина   08.08.2010 14:44


Вот так вот часто бывает, Уважаемая Анна.
С древности мыслители рассматривали человека, а также прочие вещи, абсолютно как единичные самостоятельные сущности. Только через такую, уединённую сущность стремились понять общее.
Вспомните сократовское: человек мерило всего.

Человеку были противопоставлены боги с их непредсказуемым и очень часто непонятным человеческому сознанию вселенским промыслом.
Немецкий философ идеалист Ф.В. Шеллинг попытался на переломе 18 и 19 веков всё уяснить в этих непростых отношениях обитателей Земли и неба.
Увы...

Только с конца 18 в., со времён французской революции, и далее, философы задумались о социуме как таковом и месте человека в нём.
Но опять-таки, никак не могли избавиться от воли конкретного человека - детерминанта этого социума.
Апофеозом такому восприятию социума стала философия Ф.Ницше.
Наоборот, К.Маркс и Ф.Энгельс и их последователи социалисты и коммунисты, вслед за Г.Гегелем, своей классовой теорией обезличили, но и обеспечили социальные процессы, когда воля народных масс, правда управляемая вождями, стала объективной правдой.

Но никогда ещё, никто не пробовал целостно рассмотреть социум как философскую категорию в качестве объективной действующей системы, которая имеет не только субъективные факторы, детерминирующие его, социума, экзистенцию, но и объективные, внешние, а также с учётом УНИВЕРСАЛЬНЫХ СОБСТВЕННО СИСТЕМНЫХ ФАКТОРОВ, против которых, как говорится - не попрёшь!

Зная обо всех этих факторах, умный человек будет действовать так, чтобы сохранить нужную ему систему, как инструмент, для обеспечения своего гуманного существования, рациональной деятельности и приумножения благ.
Валерий Иванов-Виленский   08.08.2010 15:56