За вратами ада

Лилия Скляр
Документально-игровой фильм «Огюст Роден и Камилла Клодель» из серии «Больше, чем любовь»
Режиссер: Владимир Панжев
В ролях: Елена Парусова, Александр Курняев, Светлана Курина, Кристина Балашова, Борис Пащенко, Роман Пащенко, Елена Ильина.

Камилла Розали Клодель... Звучание этого имени подобно лирическим переливам музыки. Его обладательница -  девятнадцатилетняя ученица Парижской художественной академии Коларосси,  некогда представленная своим творческим наставником Альфредом Буше  великому и уже признанному скульптору Огюсту Родену,  и сама была невероятно изящна, ослепительно красива и, безусловно, талантлива. В свои девятнадцать мадмуазель Клодель была вовсе не начинающим, а уже вполне зрелым скульптором, имевшей изящный, легкий, весьма чувственный и нежный почерк ваяния. Те, кому посчастливилось видеть скульптуры юной Клодель, непременно отмечали их совершенство и магическую притягательность. Ее первые работы дышали неукротимой юной и светлой энергией тонких чувственных пальцев автора.
Еще до переезда в Париж и до поступления дочери на учебу в академию художеств, отец Камиллы, агент по продаже недвижимости и человек, далекий от искусства, попросил своего друга,  художника Альфреда Буше, посмотреть работы девочки, дабы, наконец, определиться, стоит ли ей продолжать заниматься лепкой. И первое, что отметил тогда Буше: «В изваяниях Камиллы почему-то просматривается почерк Родена».
Провинциальная девочка-самородок в ту пору не была знакома ни с великим мастером, ни с его творениями…
Сам Роден так словесно описал юную Камиллу, впервые появившуюся на пороге его мастерской в далеком 1873 году: «Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли; большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и... детской веселостью».
Женская трогательная утонченность натуры невероятным образом сочеталась в ней с твердым мужским характером и  усердием в работе. Впрочем, слово «скульптор» довольно редко соотносится с особами женского пола, тем более это было, по меньшей мере, странно во времена Камиллы Клодель, когда женщине общество отводило лишь роль жены, матери, домашней хозяйки или же монахини.
Итак, однажды переступив порог роденовской мастерской, Камилла Клодель провела в творческой  обители мастера долгие 15 лет. Здесь она сполна познала не только силу страсти и любви в совместной жизни и творчестве с гениальным скульптором, но и горечь разочарования, предательства и тяжелую участь непризнанного художника.  Судьба сыграла с этой, озаренной Божьей искрой женщиной, злую шутку. Подарив Камилле любовь великого мастера, она отняла у нее заслуженные талантом и трудолюбием признание и славу. Очаровательная и одаренная Камилла Клодель буквально растворилась в жизни и в работах признанного гения, уйдя из жизни забытой и никому не нужной обезумевшей дряхлой пациенткой психиатрической клиники.  В ее стенах, отвергнутая близкими и любимыми людьми: матерью, младшим братом Полем, известным французским поэтом, писателем и политиком, и даже своим возлюбленным - Роденом,  Клодель провела 30 лет – вдвое больше, чем длился ее творческий и любовный союз, закончившийся разочарованием, нервным срывом и тяжким душевным недугом.
На стене дома, в котором жила и работала Камилла Клодель после разрыва с Роденом, находится мемориальная плита, на которой выгравированы такие слова:
Памятное место
Камилла Клодель
1864 – 1943
Скульптор
Жила и работала в этом здании на нижнем этаже, с 1899 по 1913.
Этой датой закончилась ее короткая карьера художника и началась длинная ночь безумия.
Лишь спустя 45 лет после ее ухода из жизни французская писательница Анн Дельбе в своем романе: «Камилла Клодель, женщина» рассказала миру печальную историю о так и не признанном современниками гении скульптора, оставившей после себя чудесные изваяния, некоторые из которых были подписаны совсем иным именем, куда более почитаемом ценителями изящных искусств прошлого века. Это было, пожалуй, первое детальное исследование жизни  непревзойденной Камиллы Розали Клодель.
Первым все же о своей сестре написал в статье «Камилла Клодель» ее брат Поль, а за десять лет до выхода в свет вышеназванного романа,  французские кинозрители могли увидеть фильм Бруно Ньюттена под таким же названием.  Но, если быть справедливым,  все же именно Анн Дельбе, детально изучившая документальные свидетельства, сохранившиеся письма Камиллы, Родена и Поля, по-настоящему вернула потомкам казалось бы навсегда утраченное имя,  достойное занять почетное место в мировой истории изобразительного искусства.

Фильм российских кинодокументалистов из цикла «Больше, чем любовь» «Огюст Роден и Камилла Клодель» - одна из страниц истории любви и творческого союза двух гениев эпохи.
Режиссеру Владимиру Панжеву удалось умело соединить в кадре документальное повествование с игрой актеров. Во время просмотра фильма иногда ловишь себя на мысли: «А вдруг черно-белые кадры, на фоне которых идет повествование, вовсе не игровые, а документальные.  И пристально вглядываясь в лица актеров, вдруг понимаешь, что  пытаешься рассмотреть: какими же они были в действительности Огюст Роден и Камилла Клодель. Под стать этой драматической истории подобраны и изысканные музыкальные произведения Баха, Сен-Санса, Штрауса, Шнитке, Равеля, Вивальди, Витали, Альбиони, придающие фильму особо волнующий колорит.  От этого и формат его, подобно скульптурным изваяниям, становится трехмерным.
В фильме звучат строки из стихотворений талантливого французского поэта, младшего и любимого брата Камиллы - Поля Клоделя. К примеру, такие: «Ежели он не хочет осушить кубок, зачем же он подносил его к губам?» Свой кубок по имени «Камилла» Огюст Роден осушил до дна. Он нашел в Камилле то, что всегда мечтал найти в женщине, но считал невозможным.  Она же, отдав себя без остатка, получила с «барского стола» лишь крохи его внимания и любви. Славой же своей он с ней не делился. Говорят, что работы Родена в те пятнадцать лет, когда они с Камиллой были почти неразлучны, отличаются особым изяществом и нежностью. После их разрыва все это куда-то ушло.
В Париже, в музее Родена есть гипсовый бюст Камиллы. И голова, и волосы, и нежно касающиеся ее губ пальцы словно прорываются из камня, служащего остовом скульптуры. Это последняя работа, для которой позировала Клодель, называется просто и трогательно: «Прощание».
…Бедная, бедная Камилла, она те только изваяла своими руками некоторые элементы его легендарных «Врат ада», но и этими самыми руками отворила зловещие врата и ступила за них...

Фильм начинается как бы с конца. На фоне прекрасной минорной мелодии и цветущих деревьев, звучат слова: «19 октября 1943 года в психиатрической клинике на юге Франции в Мондеверге в возрасте 79 лет скончалась Камилла Розали Клодель. Она провела в лечебнице 30 лет. В последние годы жизни ее никто не навещал, не присылал писем и посылок. На момент кончины у нее не было никакого личного имущества и даже каких-либо ценных бумаг, хотя бы, как память о ней. Когда через несколько лет кто-то из родственников хотел отыскать ее могилу, управление кладбищем с прискорбием сообщило, что интересующий их участок был использован для служебных надобностей и могилы больше не существует».
Время все расставило по местам. И сегодня скульптурные произведения скромной ученицы Родена, его возлюбленной, музы, соавтора, натурщицы Камиллы Клодель наконец-то оценены по достоинству. У того единственного зала музея Огюста Родена, где выставлены ее немногочисленные работы, обычно стоит очередь.  В годы безумия бедная женщина, преследуемая навязчивыми мыслями о том, что Роден собирается похитить ее работы, нещадно уничтожала их своими руками. Но если бы в результате из ее произведений остался лишь один-единственный летящий и звонкий «Вальс», разве можно было бы усомниться в бесспорном даровании этой великой женщины, имя которой звучит подобно лирическим переливам музыки?..