Чудо преображения

Владимир Куприн
Нина Белова – одно из самых ярких имен сегодняшней театральной афиши не только Павлодарского Прииртышья, но и - без преувеличения! – всего Северо-Восточного Казахстана. К ней присматриваются театральные режиссеры соседних областей и обеих столиц. Но сама Нина не помышляет о каком бы то ни было широком ангажементе. Ей просто некогда, потому что она занята во всех спектаклях, представляемых на павлодарской сцене. Нина Белова активно занята в репертуаре театра, перечень ролей велик, вот только часть их:  Виола в «Двенадцатой ночи» В. Шекспира, Сьюзен в «Восьми любящих женщинах», Анна в «Вассе» М. Горького.

Как она выразилась на своей творческой встрече, прошедшей в начале ноября в музее имени Бухара жырау, «я в этом смысле очень разбалованный человек». Это в том смысле, что ей приходится много работать, что свободного времени у нее почти нет и что праздно проводить время она просто не умеет.
Как у многих, путь Нины Беловой в театр начался со школьной сцены. Пока она училась в школе № 23, активно участвовала в театральном кружке, в постановках школьных спектаклей, выступала на городских мероприятиях, вместе с однокашниками побеждала в КВН. Из всех предметов страстно любила литературу и иностранный язык.
- Наставницей моей была Татьяна Борисовна Асмус. Натура увлеченная, она всех нас заражала своей живостью, бодростью, работала с нами «без унынья и лени», - говорит Нина.
Но после школы Нина еще не думала о профессиональном театре, выбрала профессию лингвиста-переводчика. Ей повезло – она училась в первом выпуске павлодарского филиала университета «Кайнар» и прошла хорошую школу у лучших алматинских языковедов, освоила с их помощью английскую речь. (Кстати, университет Нина окончила с красным дипломом).
В это время театр имени А. П. Чехова переживал очередной кризис. На руководство пришел Виктор Валентинович Авакумов, которому пришлось решать непростые финансово-материальные вопросы. Именно тогда была сделана ставка на перерождение репертуара в лучших традициях Алматы, Москвы, Санкт-Петербурга и на отбор одаренной молодежи среди местных студентов и старшеклассников.
Обновлением репертуара занялись свои и приглашенные режиссеры. Формула «классика, современность и авангард» окупила себя стопроцентно уже через два года. И Нина Белова стала непосредственной участницей этого процесса. Второкурсницей пришла она на студийные занятия, выдержала конкурс и была принята в состав труппы как актриса вспомогательного состава. Сразу погрузилась в интенсивную творческую работу. Проходила обучение актерскому мастерству на сцене театра. Первый выход ее был в рок-сказке «Золотая рыбка», в хореографическом сопровождении детского спектакля.
И ровно через месяц после этих танцев Беловой предложили главную женскую роль в спектакле «Блез или 50 половых щеток». Нина исполнила роль юной служанки-провинциалки Розмари, которая с завидной смекалкой решила все брокерские проблемы своего хозяина, незадачливого коммерсанта.
До сегодняшнего дня этот персонаж остается у Нины самым любимым. В этой роли, по ее словам, она чувствовала себя совершенно свободно, смогла снять все «зажимы». Потом «косяком» пошли роли, - и второстепенные, и главные. Впрочем, у Беловой нет второстепенности в определении ролей, они все для нее первостепенные. Взять хотя бы «рольки» в детских утренниках – над ними Белова работает с такой же отдачей, словно каждый эпизод – очень ответственный спектакль. Более 10 лет Нина играет Снегурочку в новогодних представлениях у елки, образ которой естественно сливается с обликом актрисы.
Возможно, поэтому Нина всегда заметна в актерском ансамбле, кого бы они ни представляла в спектакле. Возможно, потому у Беловой не иссякает творческая энергия, что каждый новый спектакль заставляет ее работать «с нуля», - так, будто бы раньше не было никаких ролей. И прежний опыт не накладывается сверху на образ, а как бы всплывает изнутри и пропитывает новую работу.
В роли Белисы в спектакле по пьесе Лопе де Вега «Мадридские воды» Нина смогла применить часть своей собственной сути. Испанский язык она изучала как второй иностранный, и все хитроумие драматурга ей было более понятно, чем другим. В этом образе Нина точно уловила разницу между обычным притворством, наигрышем и актерством и сумела обойти все их ловушки.
- А вот роль Керри в мюзикле Р. Паулса «Сестра Керри»… - Нина даже призадумалась, говоря это. -  Крепкий орешек эта Керри. Кого играть: хищницу, которая «по телам мужчин и женщин» поднимается на вершину эстрады, или девушку, которой просто везло, и каждый случай был счастливым в ее жизни. Как-то сам собой нарисовался второй путь.
И действительно, Кэролайн в исполнении Нины Беловой не выглядит жестокой счастливой соперницей других актрис, они сами, подчиняясь житейским обстоятельствам, уступают ей дорогу. Этот персонаж стал ключиком к другим сложным ролям – шекспировской Джульетты, мусреповской Баян Сулу в «Поэме о любви», булгаковской Маргариты, чеховской Ани в «Вишневом саде».
Надолго в памяти Нины осталась работа в спектакле «Игра в фанты» по пьесе Н. Коляды. Сохранилось яркое целостное впечатление о том, как перед каждой репетицией садились в кружок и обсуждали каждый персонаж, каждый характер, все взаимоотношения между героями. Это дало самый бесценный опыт работы в едином ансамбле, глубокого самокопания в себе, в партнерах.
Трудно сказать, каким переводчиком или преподавателем стала бы Нина Белова, если бы не была принята в театр. Скорее всего, работала бы не менее успешно. Применять специальные знания в театре ей приходилось не однажды, и самая памятная ситуация – работа с южноафриканским театроведом и драматургом Николасом Льюисом (Лювесом), который ставил на павлодарской сцене «Ромео и Джульетту» В. Шекспира. Позже, в 2008 году, Нина побывала в Южнафриканской Республике по приглашению и навестила профессора в Иоханнесбурге.
- Работа была по двойному графику, - припоминает Нина. – Я налаживала общение между актерами и постановщиком, и тут нужен был специальный пласт английского языка. Хорошо, что культура речи была одна, британская, без специфических особенностей, характерных для English;а, бытующего в ЮАР. Помню, как все мои партнеры по роли Джульетты отработали и пошли в гримерки чай пить, а я оставалась и помогала «разводить» остальные сцены. Но усталости нисколько не чувствовала , «порхала, как на допинге».
Надо сказать, что участие в постановке «Ромео» и Джульетты» помогло Нине глубже вникнуть в секреты режиссуры. Сам Николас отметил это и сказал Нине, что она вполне смогла бы режиссировать. Это замечание польстило Беловой, но себе она призналась, что больше ей хочется работать актрисой. Все же режиссерское общение с пользой сказалось в дальнейшей работе над ролями, - и уже «готовыми», и новыми.
Не очень-то нравятся Нине роли, в которых она затрудняется найти характеристики, схожие с ее собственными личными качествами. Ей интереснее играть тех героинь, в которых есть хотя бы частичка беловского «Я». Самая «свежая» роль – Анна в «Вассе Железновой», и она как раз из разряда не очень любимых. К таким ролям надо заново привыкать.
Как все происходит? Сначала знакомство с тестом, анализ реплик, потом выход на сцену. И как всегда, начиная работу над новым образом, Нина никогда точно не знает, что получится в конце, результат отчетливо проявляется после первой премьеры.
- Взять ту же Анну из «Вассы», - делится Нина раздумьем, - на репетициях режиссер все время говорил, что чего-то не хватает, нужен характер. И как только я надела костюм, когда мне воткнули в голову перо, тут и появилась незнакомая мне стервозность героини, ее презрение и равнодушие к окружающим, отсутствие всякой жалости к домочадцам.
А ведь стервой Анну не назовешь, она лишь мастерски использует сложившиеся обстоятельства в свою пользу, понимая, что с матерью иначе нельзя – Васса не поняла бы ее сестринской и дочерней любви.
Психологически роль очень «пограничная», и очень трудно удержаться на тонкой грани между любовью и ненавистью, грехом и добродетелью. В работе на этой ролью Нина призвала на помощь свое собственное хладнокровие, нашла место своей гибкости и неконфликтности, и тогда появилась надежная «сцепка» между образом героини и личностью актрисы.
Нина в образе Анны Железновой и мучается оттого, что ее героиня предает братьев, и радуется тому, что мать нашла единственно верное решение ради общего благополучия семьи; и подыгрывает матери, изображая алчную партнершу и принимая от нее некую взятку в 60 тысяч рублей за «помощь». Благодаря этому на сцене происходит то чудо преображения, которого так ждут от актеров зрители.
В идеале сегодня, по прошествии 10 лет, Нина Белова - та актриса, которая могла бы себе позволить выбирать интересную ей роль, интересную ей драматургию и интересного ей режиссера. Но врожденное чувство дисциплины исключает в ее поведении всякую избирательность. Есть работа, и ее необходимо исполнять. Всех режиссеров, которые работали и работают с труппой чеховцев, Нина ценит за тот главный интерес, ради которого живет и трудится она сама. И Александр Потылицын, и Игорь Меркулов, и Юрий Бутунин, и Алексей Мельников важен и интересен каждый по-своему своим стилем, своим видением, сценической школой.
Разумеется, ей всегда интересно участвовать и в режиссерских проектах своих товарищей – Александра Репина, Дмитрия Доморощенова.
Но еще больше дороги Беловой ее коллеги, которые помогают ей расти, накапливать мастерство и профессиональный опыт. Практически это все, кто раньше работал в театре, кто сегодня трудится рядом. Никому не отдавая предпочтения, Нина разом называет все имена, которые постоянно приводятся на главной афише театра.
На вопрос о том, не хотела бы попробовать свои силы на телевидении, в кинематографе, Нина отвечает с веселым простодушием – ну конечно, кому не хочется! Особенно когда чувствуешь к себе особенное внимание публики, когда знаешь о своей определенной востребованности. Не так давно Нина закончила свое участие в телевизионном рекламном проекте «Уникода» - видеожурнале «Клик». Больших трудностей Нина не испытывала, но все было ново, потому и очень интересно.
С таким же настроем Нина Белова работает на сцене. Для кого-то рампа – всего лишь рабочее место или по большому счету творческая мастерская. Для Нины она – истинная стихия, из хаоса которой рождаются красота и гармония человеческой судьбы. В этой стихии сформировалась она сама и уже стала ее неотъемлемой частью.