Василий Сталин ч. 14 1942г. Окончание

Сергей Дроздов
А вот почему В. Сталин в своей шифровке делает такой акцент именно на уничтожении вражеских бомбардировщиков нужно кратко пояснить. Дело в том, что германские бомбардировщики и прежде всего пикировщики Ю-87 были ударным кулаком вермахта, при помощи которого немцы успешно взламывали оборону противника.
Верховный главнокомандующий был вынужден издать
ПРИКАЗ О ДЕЙСТВИЯХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ БОМБАРДИРОВЩИКОВ ПРОТИВНИКА № 0489 от 17 июня 1942 г.
 
На всех фронтах наши летчики истребители при встречах с воздушным противником в большинстве случаев в первую очередь атакуют истребителей противника, а затем уже его бомбардировщиков.
Эта привившаяся тактика действий в нашей истребительной авиации совершенно неправильна.
Истребители противника, прикрывающие своих бомбардировщиков, естественно стремятся сковать наших истребителей, не допустить их к бомбардировщикам, а наши истребители идут на эту уловку врага, ввязываются в воздушную дуэль с вражескими истребителями и тем самым дают возможность бомбардировщикам противника безнаказанно сбрасывать бомбы на наши войска или на другие объекты нападения.
Ни летчики, ни командиры полков, ни командиры дивизий, ни командующие ВВС фронтов и воздушных армий не понимают этого, и не понимают, что основная и главная задача наших истребителей заключается в том, чтобы в первую очередь уничтожить вражеских бомбардировщиков, не дать им возможности сбросить свой бомбовый груз на наши войска, на наши охраняемые объекты.
Надо понять, наконец, что, уничтожая бомбардировщиков противника, наши истребители этим самым уменьшают ударную силу авиации противника и наносят ему наибольший материальный ущерб.
Надо понять, наконец, что тактике противника по сковыванию наших истребителей надо противопоставить свою тактику действий, тактику нападения в первую очередь на бомбардировщиков и этим самым навязывать в воздушном бою свою волю, подчинять его действия в воздухе своим приемам нападения.
Приказываю:
1. Считать основной задачей наших истребителей при встрече с воздушным противником уничтожение в первую очередь его бомбардировщиков.
2. При охране нашей истребительной авиацией объектов ПВО войск, коммуникаций и при сопровождении наших бомбардировщиков большую группу истребителей эшелонировать с таким расчетом, чтобы основная масса истребителей в группе предназначалась для уничтожения бомбардировщиков противника.
3. В целях поощрения боевой работы летчиков истребителей установить с 20 июня с. г. денежную награду в следующих размерах:
— за каждый сбитый бомбардировщик противника выплачивать 2000 рублей;
— за каждый сбитый транспортный самолет противника выплачивать 1500 рублей;
— за каждый сбитый истребительный самолет противника выплачивать 1000 рублей.
На звание Героя Советского Союза представлять таких летчиков истребителей, которые собьют в воздушных боях 10 истребителей противника или 5 бомбардировщиков.
Выплату за сбитые самолеты противника производить в случаях подтверждения этого наземными войсками, фотоснимком и докладами нескольких экипажей.
4. Установленные ранее размеры вознаграждения за сбитые самолеты — отменить.
5. Приказ довести до всего летного состава истребительной авиации Красной Армии.
Народный комиссар обороны И. СТАЛИН

Ф. 4, оп. 11, д. 71, л. 222 — 226. Подлинник.
Вот такое значение придавал И.В. Сталин вопросу уничтожения вражеских бомбардировщиков. За 5 сбитых бомбардировщиков врага присваивали звание Героя!

«Против наших летчиков действовали отборные авиационные силы 4–го воздушного флота Германии: 3–я эскадра „Удет“, 52–я — Мельдерса, эскадра Ас—Пик. Однако 434–й полк, летавший на прекрасных по тому времени самолетах Як–7б, достойно противостоял вражеским частям. Прикрывая переправу наших войск в районе Калача—на—Дону, восьмерка „яков“ под командованием В.П. Бабкова молниеносной атакой сбила 7 пикирующих бомбардировщиков Ю–87. Вылетевшая на смену новая группа добавила к этому счету еще 5 „юнкерсов“. Но особенно успешными действия эскадрильи оказались 29 июля 1942 года. Этот день стал звездным для летчиков Василия Сталина. Тогда защитники сталинградского неба сразили 34 самолета противника, потеряв всего одну свою машину. Два летчика получили легкие ранения и скоро вновь включились в боевую работу».
Вот так лётчики полка, шефом которого был Василий Сталин начали сбивать спесь с лучших асов Геринга!!!
В. Сталин решил расширить свой полк до трех эскадрилий. За дополнительной эскадрильей он слетал в Красный Кут Саратовской области, куда эвакуировалась из Крыма его родная Кача. Там без долгой волокиты он отобрал девять своих друзей и просто знакомых летчиков, обладавших прекрасной техникой пилотирования и давно рвавшихся на фронт. Один из них, проживающий ныне в Москве, Герой России Федор Федорович Прокопенко в своем стихотворении даже зарифмовал фамилии пополнивших полк: „Нас девять качинцев из кадров: Луцкий, Шишкин, Александров, Горшков, Трутнев, Прокопенко, Марков, Паушев, Шульженко“. Больше половины из этих летчиков, доведя счет сбитых фашистских самолетов до 15–20, к концу войны были удостоены геройского звания. Автор же стихотворных строк получил его в 1995 году. Летчики В. Сталина прибыли в Гумрак в июле 1942 года. Потом в Гумрак прилетел и 150–й бомбардировочный полк Пе–2, которым командовал подполковник И.С. Полбин, за подвиги в боях за Сталинград удостоенный звания Героя Советского Союза. Из 8–й воздушной армии В. Сталину выделили на усиление еще и 484–й истребительный авиаполк. Эти 3 полнокровных полка составляли дивизию, хотя в истории Сталинградской битвы она названа Особой группой № 1».
Так была создана «пожарная команда» Сталинградского фронта. Все — от идеи до ее конечного воплощения в людях, технике, тактике — принадлежит Василию Иосифовичу Сталину, 21–летнему парню, который не просто переживал за свою страну, а сделал все от него зависящее, чтобы победить фашизм.
Всегда ли принимаемые нашим командованием меры давали эффект?! Конечно же  нет. Даже в 1943 году, во время боев на северном фасе Курской битвы, командующий воздушной армией генерал С.И. Руденко пошлет командирам 234–й, 273–й и 279–й истребительных авиадивизий телеграмму, в которой, угрожая направить трусов в штрафные эскадрильи и расстрелять их перед строем, напишет: «Так прикрывать наземные войска — преступление… пора, товарищи летчики, прекратить позорить советских истребителей. До сих пор наши пехотинцы в один голос заявляют, что истребители их не защищают, не дерутся с бомбардировщиками, а скрываются в тылу. Те же пехотинцы восхищены смелостью и отвагой наших штурмовиков и бомбардировщиков…».
О том, какой ценой доставались те успехи в сталинградском небе говорят эти строки из журнала боевых действий 434–го истребительного авиаполка в небе над Сталинградом:
«17 сентября. Капитан С. Микоян вылетел в паре с Клавдией Блиновой. Инспектор В.Сталин совершил вылет в составе звена. Полк уничтожил 7 самолетов противника. Не вернулась К. Нечаева. (К полку были прикомандированы два звена летчиц из полка М. Расковой)
18 сентября. Полк прикрывал станцию Котлубань, уничтожено 15 самолетов врага. Погиб В.Микоян. Ранен Н. Шульженко. Легко ранен В. Сталин.
21 сентября. Сбито 9 самолетов противника. Не вернулся Долгушин.
25 сентября. Полк прикрывал Котлубань, сопровождал на задание группу штурмовиков, вел разведку противника. В. Сталин дважды взлетал в паре с Н. Власовым. Сбито 3 самолета противника. Не вернулся Прокопенко…»
Интересную историю про встречу с Василием Сталиным под Сталинградом рассказал фронтовой кинооператор Борис Варламович Щадронов: «Я был прикреплен к 62–й армии и снимал в излучине Дона…Когда с начальником киногруппы Кузнецовым мы ехали назад, он меня как бы между прочим спросил: — Слушай, Щадронов, а смог бы ты слетать на бомбежку и отснять это на кино?
Я не придал этому особого значения:
— А почему бы и нет. Если надо — пожалуйста.
И разговор на этом закончился. Мы на машине приехали на сталинградский аэродром Гумрак. Оказалось, что на нем базируются ночные бомбардировщики «Петляков–2». И вот мы подходим, и Василий Сталин обращается к Кузнецову:
— Да… вот твои здесь… операторы, мать их… бездельники, ни один не слетает на бомбежку.
…Два кинооператора, которые были прикреплены к части, — Казаков и Кацман — летать не хотели. Они снимали на аэродроме подвязку бомб, взлет, посадку и прочее. Как раз в это время прошла информация, что прорвалась большая группа немецких танков со стороны Дона и продвигается к северной части Сталинграда. Вся авиация брошена на то, чтобы остановить и разбить эту группировку. Василий Сталин снова обращается к Кузнецову: — Когда же, наконец, будет летный оператор?
И Кузнецов показывает на меня:
— А вот — Щадронов может полететь.
Василий Сталин обращается ко мне:
— Полетишь?
Понимаете, он хоть и сын, но все равно Сталин! И я ему отвечаю:
— Так точно, полечу.
Собирается авиагруппа — две «девятки» идут на бомбежку группировки немецких танков. Кузнецов и говорит пилоту:
— Ты уж побереги там моего кинооператора.
— А моя жизнь вам не дорога, что ли? — отвечает тот. — Погибать — так вместе.
Я до этого ни разу на самолете не летал. Мне показывают, куда влезать:
— Вот, садись вместо стрелка—радиста.
Пристегнули маленький парашют — чтобы хоть как—то спастись, показали, из какого люка можно производить киносъемку, и летчик говорит мне:
— Бомбить будем с высоты 2200 метров. Бомбы летят девятнадцать секунд. Как увидишь — бомбы отделились от соседних самолетов, отсчитывай девятнадцать секунд и включай киноаппарат… Я перезарядил кассету и стал ждать. Отснял, как с соседних самолетов отделились бомбы, потом лег животом на пол самолета, отсчитываю про себя девятнадцать секунд и включаю камеру. Бомбы, как цветочки, раскрываются, разрывов не слышно — самолет двухмоторный, все шумит, дребезжит. Мы отбомбились, возвращаемся. Но тут нам становится «жарко»: оказывается, на группу напали «мессера» и откололи от нашей группы одно звено. Сопровождающие нас истребители вступили с ними в бой. Мы легли на бреющий полет и вернулись на свой аэродром. Там встречают меня Василий Сталин и Кузнецов:
— Ну, как, снял? — спрашивает Сталин.
— Снял.
Тут же налили мне полстакана коньяку и спросили:
— Полетишь еще?
Я хоть и выпил полстакана, но «ни в одном глазу» — весь на нервах. Отвечаю:
— Полечу.

Так я стал опытным авиатором. В один день я сделал два боевых вылета и стал лётным кинооператором. После этого я летал на Сталинград двенадцать раз. Всего сделал двадцать боевых вылетов»

За Сталинград боевой коллектив 434–го истребительного получил звание гвардейцев и отныне во всех приказах полк стал именоваться как 32–й гвардейский. Это событие почти совпало с трагической гибелью Ивана Клещева. В конце 1942 года  полк отозвали с фронта на переформирование и получение новой техники.  31 декабря 42 года бывший командир его полка и друг Василия, Герой Советского Союза Иван Клещев погиб. Он был женат на знаменитой тогда красавице, актрисе Зое Фёдоровой. На Новый Год Иван решил слетать  в Москву к любимой, несмотря на отвратительную погоду. Самолёт обледенел и  Иван разбился при посадке на аэродром.  Ему было тогда без малого 25 лет…

Василий в  это время находился в Москве. Осенью 1942 года был задуман фильм о летчиках. Василию предложили стать его военным консультантом.
В это время его судьбе и произошли  неординарные события тесно  связанные с  отечественным кинематографом.

Продолжение: http://www.proza.ru/2010/08/11/334