Счастливый день

Ольга Косарева
               

   Говорят, что самое трудное при написании литературных произведений, это создание образов положительных героев. Отрицательные герои всегда получаются более характерными, «сочными», а положительные герои – «пресными», неинтересными. И еще очень трудно описывать моменты бездействия. То ли дело всякие там скачки, стычки, сходки, схватки, в общем – схлестки.

   Бедные писатели! Сколько нужно труда, времени, таланта, знания языка, психологического чутья, чтобы в произведении все воспринималось выпуклым, ярким, захватывающим.

   Мы же, любители-графоманы (имеется в виду, как вы понимаете, не болезнь, а желание самовыражения в писательстве), удовлетворяемся легкими всплесками собственной фантазии, описываем свой неприхотливый быт, иногда, транзитом, выезжаем в некие философские рассуждения. И очень довольны. Ого-го, какие мы! Есть порох в пороховницах!

  Рассыплю-ка я в очередной раз частичку своего «невоинственного пороху», возьму ставшее привычным «перо», и расскажу…

    В этом рассказе не будет событий, драматических коллизий, острых кульминационных моментов и их разрешений. Будет просто описание прогулки с дочерью, с которой мы не виделись несколько лет.

    Мой приезд взбаламутил устоявшийся мирный уклад супружеской пары – зятя и дочери, до этого неторопливо занимавшихся строительством (зять) и устройством красоты и уюта собственных угодий (дочь). Начались визиты родственников, приезд «на шашлыки» дочкиного вокального ансамбля, наши выезды в Питер, в Гатчину к Учителю (об этом неординарном человеке я напишу отдельно), ностальгически-прекрасные прогулки по паркам Пушкина и Павловска, по тем местам, где мы когда-то бродили с мамой.

   И был среди этой сумятицы один день, очень тихий, очень спокойный, когда мы просто гуляли по садоводству. Цель придумали такую: поиск желтого донника и яснотки, глухой крапивы.

   Желтый донник – удивительная трава. В книгах описываются его лечебные (от кашля, от мигрени, от нарывов) и вкусовые качества. Но нигде не упоминается одно его свойство: букеты донника, развешенные в помещении, благотворно влияют на сон. Зять раньше страдал бессонницей, пил снотворное. Но результат был один – ходил страдалец сонный весь день, а ночью спать не мог. Как только повесили в комнате пучки донника, сон мгновенно наладился. Яснотка описана как растение с кровоочистительным и кровоостанавливающим действием, богатое витамином С. Причем собирают только цветы. Я яснотку раньше не собирала и не была уверена, что не спутаю ее с внешне похожими растениями. Хотелось попробовать ее цветки на вкус и приготовить из них чай.

  Зять по достоинству оценил наше рвение и отпустил бездельниц на «охоту за лекарственными травами».

   День, как и все нынешнее лето, был жарким, солнечным. Воздух, застывший маревом, благоухал ароматами садовых цветов. Активность проявляли только садоводы, копавшиеся на грядках и клумбах, да слепни, жадно искавшие своих жертв. Издали доносились звуки взвизгивающих пил, трудящихся на строительстве особняков.

  Мы бредем по дороге, любуемся окрестными цветниками, красивыми домами и молчим. В душе – покой, тишина, разделенное на двоих счастье.

  Нас сопровождают две крупные собаки: Френя (полное имя Фрейндлих) и Мяга (Мягков). Не удивляйтесь их кличкам. Зять по профессии актер, поэтому назвал собак сообразно своим вкусам. Дочь – музыкант, в следствии чего дома нас ожидает властелин округи черно-белый кот по прозванию Шаляпин (в просторечьи просто Шляпкин). Френя и Мяга увлеченно ищут очередную канаву, наполненную водой,  сладострастно погружаются в ее прохладно чавкающее нутро, а потом, измазавшись «по уши», радостно несутся к нам, чтобы поделиться покрывающей их шерсть грязью.

       О, вот и попался в поле зрения куст желтого донника. Он пристроился к чьему-то забору. Мы не решаемся нарушить зону чужой территории. Заглядываем в открытую калитку, здороваемся с хозяином и просим разрешения выкопать «кустик сорняка». Хозяин, мощный, загорелый мужчина с пышными усами, выходит к нам и спрашивает: «Хотите холодного лимонада?» Мы вежливо отказываемся и восхищаемся роскошными зарослями георгинов «Веселые ребята». В ответ получаем не только лекцию о способе хранения клубней, но и, нарисованный палкой прямо на дороге, подробный чертеж правильного расположения отдушек в подвале. С интересом все выслушав и рассмотрев, подбираемся к вожделенному доннику. Отказываемся от предложенной лопаты, достаем совок и аккуратно выкапываем растение в надежде, что оно сможет выжить и на нашем участке. Помахав прощально руками и услышав в ответ «Может, все-таки, хотите холодного лимонада?», идем дальше.

   Я собираю пышный букет, состоящий из кипрея (иван-чая) и всевозможных колосков: узорчатого, нежного мятлика, развесистого костра, крепкого, пушистого лисохвоста, густого вейника, одиноко клонящегося пырея. За широкой канавой, поросшей крапивой,  опять у самого забора, замечаем заросли растения, похожего на яснотку. Через канаву не перебраться. К счастью участок принадлежит знакомым дочери. Заходим в калитку и на нас обрушиваются радостные приветствия, объяснения мужа о тайнах выкопанных рвов, показ женой всех достопримечательностей растительного царства. Мы ахаем, восхищаемся. Хозяйка хватает лопату и выкапывает в подарок широченный куст розовой примулы. Водворяем тяжеленный подарок в объемистый пакет, получаем в довесок охапку приглянувшегося растения и идем дальше. Я отщипываю бело-желтый цветок и засовываю его в рот – нет, не яснотка, слишком мало нектара. Дома определим, что это такое.

    Букет в руках разрастается. Находим и выкапываем зверобой, пусть осчастливит наше поместье своим присутствием. Проходим мимо участка без забора. На нем идет  строительство трехэтажного особняка, как мне пояснила дочь, по этажу на каждое поколение семейства. Глава клана – замечательный хирург, помогает всем, кто к ней обратится. И моему зятю она помогла. Когда он работал на деревообрабатывающем станке, то поранил руку, почти оторвав один из пальцев. В травмпункте медсестра сделала перевязку так, то зять едва не потерял сознание от боли. Потом пришла эта замечательная женщина-хирург, сама стала делать перевязки, очень бережно, почти безболезненно и привел палец в рабочее состояние. 

      А вот и она сама спешит к нам. Очень пожилая, очень энергичная, очень любознательная. Она расспросила о лечебных свойствах всех собранных нами растений. Дочь предложила поделиться  примулой. Обе дамы с энтузиазмом понеслись вглубь участка за лопатой. Я пошла дальше и набрела на искомую яснотку, застенчиво затаившуюся среди других сорняков и  поглядывающую на меня своими белоснежными цветиками. Положила цветок в рот, и по языку потек сладчайший нектар. Вот она, наконец-то найдена!

   Вернувшись домой, мы занялись делами. Дочь побежала сажать драгоценную добычу. Я занялась остальными травами. Отдельно, в больших кружках, заварила (как говорят травники «сделала вытяжку») чаи из донника, цветков яснотки, клевера, кислицы, кипрея, спорыши. Колоски поставила в вазу. Очень красиво: в кружеве мятлика  яркими пятнами выделяются салатно-желтый лисохвост, коричневый вейник, зеленый костер. И все это в вазе, сплетенной из ивовых прутьев дочерью. Этот букет простоит всю зиму, напоминая обо мне.

   А вечером мы дегустировали чаи, выбирая, что больше всего понравится. Уверена, что если тебе очень нравится чай из какой-либо травы, значит это то, что твоему организму сейчас больше всего нужно. Я могу годами не вспоминать о спорыше, но бывают периоды, когда с наслаждением начинаю пить отвары из этой травки. Ботаники учили меня произносить слово «спорыш» с ударением на «ы», хотя остались сомнения в правильности такого произношения, ведь пишут, что слово «спорыш» произошло от ее характеристики как «споро растущей» травы. Один мудрый врач говорил, что спорыш (птичья гречиха, травка муравка) отдает свои целебные свойства, если собрана не во дворе, не у дорог и заборов, не на огородных межах, а там, где не тронута, не потоптана – у оврагов, в поле. Каковы ее свойства? Пишут по-разному: от поносов, как мочегонное, кровоочищающее, отхаркивающее. Я пью вытяжку и ощущаю, как она благостно, мягко обволакивает все внутри, успокаивает, снимает боли. Только пить ее желательно через трубочку или соломинку, чтобы предохранить зубы от разрушения.

     Конечно, травы нужно собирать там, где они не «испачканы» машинами, людьми, домашними животными. Мы на сей раз просто экспериментировали. Найдя то, что нужно для нас, чего просит наше тело, мы пойдем в луга, где растут травы, пригодные для сбора.

    Вот такой был в моей жизни день, полный душевного покоя, доброты, счастья.