Cила пейзажей В. Енина и В. Трошиной

Анастасия Павленко
«Природа многоликая, многоцветная, выкованная крепкой, неведомой рукой, - мой единственный учитель».
М. Сарьян


Есть картины, которые, независимо оттого, что на них изображено, способны излучать какой-то особый свет. Это не  результат применения  специальных красок или умелого освещения. Эти незримые токи улавливает, в первую очередь, наше подсознание, тоскующее о том далеком времени, когда человек являлся неотъемлемой частью природы, а  все вокруг было просто и искренно. Именно таким искренним светом и обладают пейзажи и натюрморты Валерия Енина и Виктории Трошиной.


«Таких гор и водопадов, как у Енина и Трошиной, вы нигде не встретите, - сказал однажды на персональной выставке четы живописцев председатель Академии художеств РУз профессор Турсунали Кузиев. – Их пейзажи ни с кем не спутаешь». Действительно, глядя на заснеженные вершины Валерия Енина и стремительные водные потоки его супруги Виктории Трошиной, чувствуешь, как тебя начинает питать та самая энергия, присущая этим природным объектам в реальности.


В чем секрет мастерства художников из Ташкента, чьи имена хорошо известны среди ценителей живописи в Узбекистане, более того, за их работами нередко специально приезжают из  США, стран Европы, Турции, Китая и Японии? Ведь мало просто изобразить понравившийся  отрезок ландшафта, тщательно выписав детали. Нет, это будет всего лишь фотография «маслом», - подобное «искусство», тиражируемое для украшения интерьера, сегодня можно встретить в любом магазине сувениров. На самом деле, красоту природы нужно познать внутренним взглядом творца, а затем, пропустив через себя и усилив увиденное собственным светом, передать на полотно. И чем богаче внутренний мир художника, тем ярче он отразится в его картинах.

Перед нами работа В. Енина «Арчи». Едва взглянув на нее, сердце сразу начинает трепетать перед величием горных вершин, мастерски исполненных художником в холодной цветовой гамме.  Не вызывает сомнения, что это реальное место где-то в отрогах Тянь-Шаня. Но посмотрите, какую мысль хотел передать художник: деревья, потемневшие от времени и бесконечной борьбы за выживание, но выстоявшие в этом суровом климате, как бы  напоминают нам о том, что только сильные духом могут выжить в горах – таких красивых и таких неприступных. 

Совсем другие нотки мы слышим в енинском «Чарваке». Горы здесь «теплые» и не внушают особого страха, наоборот, в сочетании с лазурной водой и бирюзовым небом дарят нам ощущение умиротворенности и покоя.

- Чарвак – удивительное место, - говорит  Валерий, - выбрав один ракурс и не двигаясь с одной точки, за день его можно написать на десяти холстах. Малейшие изменения: облака, тучи, солнце стоит в зените или близится к горизонту – и Чарвак уже совершенно другой. Это бесконечная тема для живописцев.
Если Валерий Енин предпочитает писать горы, то Виктория Трошина с таким же азартом пишет воду. Причем это обязательно должен быть бурлящий поток или набегающая волна. Пусть даже это Шахимарданское озеро, но у Виктории на его чудно выписанной гладкой поверхности бегут облака, а в глубинах скрыта некая тайна, которую хочется разгадать.

Но надо сказать, что в их творчестве немало и других тем. Пишут они и портреты, однако мир природы, по их словам, им гораздо ближе, чем мир людей. «Потому что только природа способна принять нас такими, какие мы есть, - говорит Виктория. – Она очищает  душу человека от каких-то чуждых вещей». Правда, в последнее время, замечают художники, живописные уголки  родного края все чаще подвергаются агрессии со стороны цивилизации: отдыхающие оставляют после себя кучи мусора, бутылок и пластиковых пакетов, которые обезображивают ручьи, ущелья, долины. Бывает, что красивые места начинают огораживать решетками и сетками и превращают народное достояние в частную собственность. Поэтому за роскошными видами и новыми ощущениями В. Енин  и В. Трошина регулярно вместе с друзьями – известными альпинистами Узбекистана - отправляются все дальше в горы. Там, «вдали от суеты городов», один на один с природой, где только пасутся яки и покоряют вершины скалолазы, художники и создают свои прекрасные картины. Вернее, пока только этюды, которые уже дома превращаются в живописные полотна...

Деталь
Не бывавшему в горах человеку может показаться, что писать на пленэре в горах - это настоящая романтика. Безусловно, так оно и есть. Но романтика эта сопряжена с небывалыми трудностями. Километр пути по обычной дороге в горах превращается в настоящее испытание на выносливость. А ведь на спине еще и мольберт с красками и холстами, и рюкзак с вещами и продуктами питания.
- Бывало, что писали и в 20-градусный мороз, - рассказывает Валерий Енин, - на открытом воздухе работать невозможно – краски замерзают, поэтому сидим в вагончиках для альпинистов. Стекло в окне покрыто толстой коркой льда, отогреваешь его и начинаешь поглядывать через образовавшийся проем на скалы, как можно быстрее запечатлевая все это на холсте. Если не мороз, то солнце печет как следует, а ветры такие, что холсты с мольбертами не раз улетали в пропасть.

Творческий союз Енина и Трошиной, переросший затем в семейный, начался еще в студенческие годы, когда оба учились в Республиканском художественном училище имени П. Бенькова. Окончив его, вместе поступили в Ташкентский театрально-художественный институт им. Н. Островского: она пошла по станковой живописи, он решил освоить монументальное искусство.
В 1991 году супруги вступили в товарищество «Художник и природа», тогда же вместе с Ю. Стрельниковым Валерий впервые отправился на Памир, где был сражен открывшимися видами совершенно диких гор. Именно в тот момент Енин и решил выбрать стезю пейзажиста. Потом в горы стала ездить и супруга. Свои работы они регулярно выставляют в Ташкенте, Сеуле, в прошлом году это была Москва, где картины наших соотечественников приняли с восторгом. Художники часто выезжают за рубеж в творческие командировки и всегда возвращаются полные впечатлениями и с новыми работами.

Енин и Трошина не любят много рассуждать об искусстве, считая, что вместо разговоров нужно больше работать и на деле показывать, что ты именно художник.

- Радует, что в нашей стране в последние годы живописи уделяется пристальное внимание, - говорит Валерий. – Выпускаются антологии, почти нет дня, чтобы в Ташкенте не проходила выставка какого-нибудь местного или зарубежного художника, а ведь это развивает вкус у зрителя. Живопись сегодня очень востребована.
Отмечу, что картины В. Енина и  В. Трошиной висят в зданиях Олий Мажлиса РУз, Сената, резиденции Президента «Ок Сарой». Несколько лет назад Валерий Енин за вклад в развитие искусства в Узбекистане был удостоен звания «Заслуженный работник культуры республики».

Енин и Трошина, как половинки одного целого, - совершенно разные, но идеально подходящие друг к другу. Такие  детали: Валерий - правша, Виктория все делает левой рукой; он быстро пишет картины, она – медленно; муж ко всему подходит обстоятельно и во многих вещах консервативен, супруга  обожает перемены и все новое. У них одна мастерская на двоих, но они, в силу своих особенностей, не мешают друг другу. Бывают, конечно, и творческие споры, ведь, как считает Виктория, у каждого человека свое видение предмета.

- У Валерия была  картина, которая мне казалась очень мрачной, - рассказывает Трошина. – Обычно каждый сезон у себя в квартире мы перевешиваем свои работы, так как от картины меняется и внутреннее ощущение человека. Например, летом стараемся повесить «прохладные» работы: горы, реки и так далее. Зимой наступает очередь картин о весне, лете, - что-то очень теплое, душевное. Так вот то «ущелье» я ни за что бы дома не повесила, но приехала покупательница из Китая и глаз не могла от него отвести. «Я, - говорит, - эту замечательную картину в гостиной повешу». Тогда я лишний раз убедилась, что нет каких-то определенных канонов восприятия: картина либо трогает твою душу, либо нет. А еще все зависит от среды, в которой воспитывался человек, от его ассоциативного мышления. У кого-то натюрморт с чесноком и луком вызывает ассоциацию с бедностью, а вот у меня это нечто очень полезное, потому как отец всегда заставлял нас кушать эти овощи, чтобы мы были здоровее и крепче.

Кстати, у самих супругов-художников две дочери: старшая увлекается китайским языком, младшая – будущий эколог. Живописью они, правда,  особо не «болеют», но по-своему понимают картины родителей. В семье всегда царит гармония. Даже животные (старый кот и две собаки), которые живут в их квартире, дружны между собой. «Мы любим свой дом, но нам нужно постоянно обновляться, - улыбается Виктория, - поэтому, как только чувствуем, что начинаем «закисать», хватаем рюкзаки и мольберты и – вперед, на природу»…
 
Если бы я составляла сегодня учебники по географии, то  в качестве иллюстрации природных объектов обязательно  использовала бы работы Валерия Енина и Виктории Трошиной. Не только потому, что их пейзажи точно отображают действительность – «пик Победы Енина есть именно пик Победы, а ничто иное». От созерцания живописного царства камней, воды и растений в душе поселяется необъяснимое ликование от встречи с прекрасным. И здесь не надо повторять избитую фразу «Берегите природу!», понимание этого приходит само по себе. Такова сила подлинного искусства!


Работы Валерия Енина можно посмотреть на сайте
http://eninsart.ru/valeriy_enin___.html