Урок истории

Валентина Лесунова
               
               

     Домой из магазина, где я обычно покупаю продукты, можно идти тремя путями: прямо через дворы, но только в сухую погоду, в дождь грязь непролазная. Можно по тротуару, мимо кулинарии. А, можно и в сторону повернуть мимо маленького базарчика. Я выбрала этот путь. Лучше бы, конечно, дворами и скорее домой, но нужна морковка для плова.
     Прохожу  между прилавками под навесами и слышу, женщина возмущается: «За что деньги берете, я раз в месяц сюда выхожу, зарабатываю меньше, чем вам заплачу».
     Рядом с ней парни с затылками, уговаривают: «Тихо, бабка, не кричи, да, тихо ты».  И сами оглядываются. В руке у одного затылочного стопка мятых бумажек, сверху я прочитала печатными буквами: «Квитанция».
     Женщина  даже не за прилавком сидела, в субботний день все места с утра заняты, а пристроилась сбоку, и товар разложила на фанерном ящике: букет астр в банке с водой и пучок морковки, как раз такой, что мне нужен.
     Вдруг откуда-то быстрым лёгким шагом приблизился невысокий широкоплечий молодой человек приятной наружности. Немного не дойдя до ящика, изящно согнул ногу, и резко качнувшись вперед хорошо тренированным телом, выпрямил её: ящик взлетел, банка разбилась, цветы разлетелись, но пучок моркови в каком виде лежал, в том и остался, только не на ящике, а на земле.
     Ничего не купив,  шла я домой с тяжелым сердцем и думала, собрать бы наших заводских работяг, да отделать этих парней, чтобы стариков не обижали. Неужели мы своих матерей не можем защитить. Вспомнила своих работяг из цеха, пьющих и курящих, у кого язва, у кого сердце, представила, как идут стенка на стенку: с одной стороны наши из цеха, с другой – молодые, хорошо тренированные молодцы. Силы неравные.
     Дочь, закрывшись в комнате, учила уроки к понедельнику. Только прошла первая неделя учебы после летних каникул, и она все дни сидит за уроками, соскучилась учиться. Девочка старательная, правда, не очень способная и запоминает плохо. Письменные задания готовим вместе, а устные она сама учит вслух и подолгу. Иной раз я запоминаю быстрее и лучше её. Повторяю точь-в-точь, как дочь по учебнику прочитает, а она нет, никак слова в голове не укладываются в том порядке, как надо.
     Муж спал на диване в другой комнате. Он два выходных дня не встает с дивана, а в будние дни вечерами после работы поест и на диван до утра залегает.
     Вылила молоко в кастрюлю, поставила на газ, чувствую, никак на уборку не могу настроиться, мысли разные в голову лезут.
     Молоко поднялось пеной, отставила кастрюлю. В другой кастрюле  решила варить рисовую кашу, раз морковку для плова не купила, и в комнату, к мужу:
         - Вовк, а, Вовк, ну что ты всё спишь. Ты мне скажи, почему, когда звонят в дверь, не ты, а я иду открывать?
         - Чё? – он встрепенулся, открыл глаз и непонимающе посмотрел на меня. Раз открыл глаз, значит, уже не спал, а дремал, обеда ждал. В глубоком сне он меня не слышит, хоть закричись.
         - Я спрашиваю, почему ты никогда дверь не открываешь, когда звонят, может это мафия к нам стучит?
         - Какая мафия? – сонным голосом пробормотал муж.
         - Вдруг к нам заявятся стриженные, с затылками шире головы,  я им дверь открою, они меня стук по голове и всё наше добро вынесут.
         - А я тут причем?
         - Причем-причем, твою квартиру ограбят, жену убьют, а ты даже не проснёшься.
         - Кто грабит? – на его лице отразился детский испуг, будто я ругаю его за разбитое стекло.
         - У, идиот! -  я поспешила на кухню, шипением и запахом был дан знак, что каша полезла из кастрюли.
         - Дура, – услышала я из кухни голос мужа. Долго же до него доходило.
     Какой из него защитник. К нему по делу приходят, я его  бужу, он, не проснувшись, машет рукой, разбирайся сама, и на другой бок поворачивается. Как-то человек десять из его смены пришли, ключ важный пропал. Я бегала от двери к дивану, будила его, а он: «Сама, сама». Потом всё же поднялся, и по стенке. На пороге комнаты споткнулся, наконец, вышел в прихожую: «Ключ? А? Ключ?»  - и на меня смотрит.
     Ладно, я жизнь прожила, не дам себя так просто в обиду. А если дочери будут угрожать?
     Из комнаты доносился её голос. Говорила громко, с завыванием, с проскальзывающей слезой. Видимо, не запоминалось. Ещё немного, и заплачет.
     Я прислушалась.
     «Взаимные несогласия и распри русских людей, несогласия и распри… призвали, нет, побудили призвать, призвали, побудили, короче, начались кровавые распри между князьями, потому что проиграли, это, рознь и кровавые распри, поэтому они проиграли, потом  призвали варягов».
     Дочь говорила медленно, запинаясь, то ли вспоминала, то ли  заглядывала в книгу. И  вдруг замолчала. Может, заплакала? Но нет, опять заговорила. Речь гладкая, быстрая, видимо, читала по книге:
     «Причины успехов немцев зависели главным образом от действий самих русских. Они действовали по обыкновению не дружно. В самые решительные минуты то одни, то другие оставляли поле сражения и даже вступали в союз с немцами».
     Я ничего не понимала и пошла разбираться:
         - Ты что учишь? Что за чушь? Когда наши переходили на сторону немцев?
     Дочь сидела за столом, сгорбившись над книгой.
         - Мама, успокойся, мы не Отечественную войну, мы Александра Невского проходим. Не тех немцев учим.
         - Ничего не понимаю. Каких не тех?
         - Эти немцы, ну,  с которыми мы, то есть наши деды воевали, хотели нас поработить, чтобы мы на них работали, а те – загнать в свою веру.
     Но я всё равно не понимала. Какие ещё немцы могли быть?
         -  Мы учим татаро-монгольское иго, а немцы хотели захватить Новгород.  Новгородцы просили Александра Невского, чтобы он их защитил.
         - А он кем  был?
         - Князем у новгородцев.
         - Если он был князем, зачем его просить, а, дочка? Он и так обязан защищать свой народ. Вот у нас президент. Что, мы его должны просить нас защищать?
         - Но князя изгнали.
         - Как изгнали?
         - Так. Видишь, написано? «Свои изгнали». Свои. Свои это кто? Новгородцы.
         - Может, он взяточником был?   
         - Сказанула, мама. Может, он на народные средства дачу себе построил? Какие могли быть взятки в те времена! Ты хоть думай!
         - Не груби. С матерью разговариваешь. Всегда были взяточники. Как только придумали деньги, взяточники тут же появились.
         - Хорошо, пусть. Но если он взяточник, почему считается героем и причислен к святым?
         - Тогда другая причина была. Но какая? – мне очень хотелось узнать, за что новгородцы изгнали князя Александра Невского.
     Дочь заметила, что я расстроилась:
         - Мама, не переживай, как ты не поймёшь, русские рассорились друг с другом. Вот и налетели со всех сторон монголы, татары, немцы и ещё много других. Такие они были по характеру неуживчивые. Вот у нас в классе есть хорошие ребята, а есть драчуны, с первого класса они такие. Не веришь, сама читай, – дочь водила пальцем по строчкам, - вот, читай: « Происходила постоянная борьба между партиями».
         - Раньше партии тоже были? Как у нас? – я не поверила.
         - Только мы такие умные? А раньше одни дураки жили?
         - Ладно, ладно, учи дальше.
     Не хотелось перед дочерью совсем незнающей выглядеть. Но любопытство пересилило, и я спросила:
         - Варяги кто были?
         - Это как бы по-нашему, иностранцы. Их призывали править нашим государством. Наши ведь ссорились и дрались друг с другом.
      Раздался звонок, оказалась соседка:
         - Ты почему не спрашиваешь, кто звонит? Смотри, попадёшься, - соседка переступила через порог. – Недавно было, на нашей улице старушка от-крыла дверь, не спросив, её топором стукнули, внука в ванной закрыли и все вещи вынесли. Дай стакан молока,  верну, у меня гости.
             
      Я возилась на кухне, готовила ужин и думала, может, нам варягов пригласить, а то все перессорились, и некому защитить нас от своего же ига. Дань собирают, людей невинных убивают, - чем не иго.
      Разве это мафия? Да они недостойны мафией называться. Как в американских фильмах? Там они между собой воюют, на старух не нападают. Эти же в любой дом врываются, убивают, поджигают, взрывают, разоряют.
      Разве уважающий себя мафиози будет старух убивать?
      И тут я подумала такое, от чего в жар бросило. Может, нами,  как в те времена правило, так и правит татаро-монгольское иго? Они, конечно, ушли к себе в Монголию, но наместников своих оставили, и все про это забыли. Люди ушли, а их порядки остались, вот и продолжаем жить при иге. Никто этих порядков не отменяет, потому что привыкли и считаем, так и должно быть.
      Лежит муж на диване, я на кухне  вожусь, раньше отец его и мой отец также на диване лежали, и все считают, так и должно быть. Жена поворчит, поругается, а ведь ничего не меняется.
      Или еще. Мы с мужем работаем, на еду не хватает заработанного, цены все растут и растут. Мать с отцом работали, ничего не нажили. Моей матери мать и отец работали, в нищете умерли. Куда что девается? Кто раньше жил богато? Тот, кто дань собирал. И сейчас также. И не надо людям морочить головы рыночными отношениями. Они говорят, а мы, глупые, уши развесили, слушаем.
      Муж проснулся и включил телевизор. Передавали последние известия.