Ютунги

Петр Золин
 
http://gumilevica.kulichki.net/chronosophy/AtlasEurasia.htm
http://s42.radikal.ru/i098/0809/f2/fa6e9c466097.jpg вариант реконструкции конницы ютунгов
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Juthungi271.png
http://www.wiki.ru/history/maeurope/detail.php?ID=3379

Ютунги

- (обычно они представлены как) германская народность, относимая одними к алеманам, другими к готам. Они обитали по берегам Дуная и принимали участие в войнах III и IV столетий. При Аврелиане вторглись в Италию, но были отражены.
Это со времён Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона
http://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Ютунги
http://www.brocgaus.ru/text/117/638.htm

Коротенько так, чтобы не задеть опасные подробности.

Версия более близкая истине
...Дальнейшее продвижение бургундов на юг остановили новые племена, прибывшие с востока и вступившие в союз алеманнов, несмотря на не свевское происхождение. Это были отколовшиеся от вандалов нахарнавалы, и отколовшиеся от гепидов степные всадники ютунги. Ютунги надёжно осели в окрестностях Нюрнберга. Не исключено, что на нюрнбергской Замковой Горе появилась тогда и их крепость

Трактовок тех веков много.

На долю одного из новых императоров выпала тотчас же нелёгкая задача отнять у узурпатора Караузия, которого до тех пор поневоле должны были терпеть Диоклетиан с Максимианом, Британию, чего Констанцию и удалось достигнуть, как и успокоения Галлии. Максимиану пришлось защищать рейнские границы от вторжений германцев (296), а в следующем году — усмирять мавров в Африке. Галерию выпало на долю защищать, под главным руководством самого Диоклетиана, границу на нижнем Дунае, где языги, карпы, бастарны и ютунги давали римским войскам немало работы. Водворив спокойствие на европейском Востоке, Диоклетиан должен был отправиться в Египет, находившийся в то время в руках узурпатора Ахиллея.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/28465

Во фрагментах "Скифской истории" Дексиппа (fr. 7 / F. Jacoby) сообщается о мирных переговорах императора Аврелиана (270-275 гг. н. э.) с вандалами. Последние в числе прочих обязательств перед римлянами взяли на себя следующие: "С тех пор две тысячи конницы из вандалов служили в римском войске. Одни были избраны из всего народа и причислены к союзникам, другие добровольно вступали на службу римскую" (перевод наш - В. Л.). Вскоре вандальские союзники последовали за императором в Италию, куда он отправился, чтобы противостоять вторгшимся ютунгам.

Но переговоры-то были и с ютунгами

Примечательно, что со временем существования черняховской культуры совпадает усилившийся приток римских серебряных монет в Восточную Европу.37 Недостаток римских монет заставлял варваров чеканить свою собственную монету, подражая римским образцам. Варварские подражания с типом идущего Марса известны на Азиатском Боспоре. Их выпуск, возможно, связан с появлением на Боспоре готов и боранов.38

В то же время на территорию современных Украины и Молдовы продолжали поступать дешевые вина, преимущественно из Малой Азии, хотя во второй половине III в. н. э. их ввоз и сократился. Импорт вина составлял важную статью торговли.39 На черняховских поселениях повсеместно встречаются обломки амфор "танаисского" типа первой половины III в. н. э. (например, Каменка-Анчекрак).40

В III-IV вв. н. э. отмечается возрастание импорта стеклянной посуды, но снижается импорт краснолаковой. Последнее связано с распространением среди черняховских племен собственного керамического производства.41 Стекло производилось и на поселениях черняховской культуры. Так, раскопками 1956-1957 гг. на поселении у с. Комарово (Черновицкая обл.) была открыта мастерская по производству стекла. Среди ее продукции выявляется тип сосудов, аналогии которому можно найти в Танаисе, в римских лагерях на Дунае, у Косаново, в Каменке. В Римской империи ареал распространения таких сосудов, производившихся во второй половине - конце III в. н. э., включает Салону, Аквилею, Паннонию. Круг формальных аналогий комаровскому стеклу охватывает римские провинции Подунавья. Мастерская в Комарово просуществовала недолго, в пределах третьей четверти III в. н. э.42

В настоящее время на территории Северного Причерноморья обнаружено 250 поселений, которые можно отнести к черняховской культуре. Стационарные исследования производились на незначительной их части, на ряде памятников были заложены лишь шурфы. На сегодняшний день выявлено три укрепленных поселения: Городок (на Южном Буге), Александровка (р. Ингулец) и Башмачка (Надпорожье).43

Ладно, обычно при упоминании ютунгов ссылки на Дексиппа.

Вот свидетельства Дексиппа
http://www.krotov.info/acts/05/marsel/ist_viz_01.htm

Скифы осаждали Сиду — это один из городов Ликии. Так как в стенах города был большой запас всякого рода снарядов и множество людей бодро принимались за дело, то осаждавшие готовили машины и подводили их к стене. Но жителей и на это ставало: они сбрасывали сверху все, что только могло препятствовать осаде. Тогда {43} скифы устроили деревянные башни, одинакой вышины с городскими стенами, и подкатили их на колесах к самым стенам. Спереди обшили они башни свои либо тонким листовым железом, плотно приколоченным к брусьям, либо кожами и другими неудобосгораемыми веществами.
Жители же города придумали против этого следующее: они «выставляли стоймя огромные доски у того места, куда неприятели намеревались подкатить машины; к доскам прилаживали поперечные брусья и пол; на середине досок устраивались дверцы, в которые могло войти по человеку до самой груди. Таким образом эти люди, стоя выше своих неприятелей, могли отражать их сверху. К тому же они спускали сверху и развешивали кругом бурки и шкуры, так как эта защита нелегко загорается и мягкостью своей задерживает, а не отражает удары дротов и копий. Затем с обеих сторон завязался сильный бой, и так как скифы напрасно лишь тратили время и потеряли надежду на успех, то и отошли 22 (сноски по источнику)
Отрывок 23
Ехс. De legat gent Nieb. 11; Mul. 24. Mai II. 319.
Когда Аврелиан разбил наголову скифов-юфунгов и истребил многих из них во вре-{44}мя их бегства, при переправе через реку Истр, то остальные отправили к нему посольство с предложением о мире.
Однако же и после такого урона они делали мирные предложения спокойно и без страха.
Поступая таким образом, они надеялись и впредь получать деньги, прежде посылаемые к ним от римлян, как будто бы и римляне, со своей стороны, не совсем были без страха.
По прибытии посланников Аврелиан дал им знать, что он на следующий день займется предметом, по которому они приехали.
Затем он выстроил войско в боевой порядок, желая этим сделать сильное впечатление на юфунгов.
Когда он доволен был стройностью войска, то, облеченный в порфиру, взошел на высокий помост и построил войско кругом себя полумесяцем. Тут предстояли верхом на конях все те, которые имели при императоре какое-либо начальство. За ним были знамена собранного войска. Это золотые орлы, изображения императорские и списки полков, начертанные золотыми буквами. Все эти знаки были высоко подняты на высеребренных древках копий.
 При таком церемониале император велел призвать юфунгов. Они были поражены этим зрелищем и долго пребывали в молчании. Когда царь позволил им говорить, то они через переводчика сказали следующее:
«Мы желаем мира не потому, чтобы постигшая нас теперь превратность счастья слишком поразила нас и не потому, чтобы у нас было мало силы и были бы мы в военном деле неискусны; мы желаем мира не из од-{45}ной своей выгоды, как бы прикрывая слабость свою под благовидным предлогом. К продолжению войны остается еще у нас такой избыток войск и по числу, и по силе, что меньшей частью их мы напали на лежащие при Истре города и едва не заняли всей Италии. Мы выставили в поле сорок тысяч конницы — это не сброд разноплеменный и бессильный, но чистые юфунги, которых слава в конном бою всем известна.
Наша пехота вдвое против конницы (то есть 80 тыс. пехотинцев: П.З.); мы не хотим смешением с чужими помрачить храбрость нашего войска. При таких приготовлениях к продолжению войны мы не намерены тягаться с вами насчет того, что случилось 23. Мы предпочитаем мир войне не потому, что мы побеждены, хотя и не совершенно, но потому, что будущее не известно 24.
Мы полагаем, что при благоприятном случае и вы, согласны на прекращение прежнего раздора с юфунгами, тем более что оба народа по взаимному доверию имеют издавна расположение к покою. {46} Это доверие должно теперь прекратить временно и необдуманно возникшую ссору и обратить обе стороны к прежнему, выгоднейшему для нас положению. Во время войны мы не производили грабежей частыми наездами, мы хотели только собрать необходимые припасы. Мы были спокойны до самого дня битвы и вместе с вашей военной силой отражали тех, которые производили на вас нападения 25.
Мы готовы и теперь делать то же. Вы будете оттого вне всякой опасности, и если соединится многочисленная рать обоих народов, то никакие другие силы не будут в состоянии с нами сражаться. Но если кто, возносясь успехом в войне, не склонен к примирению, тот пусть знает, что самонадеянность его не прочна, что крайне скользко предаваться видимому благоденствию, увлекаться настоящей благоприятностью счастья, полагаться на одни только благие надежды и в безрассудстве забывать перевороты счастья и отказываться от предлагаемого выгодного союза.
Нередко самые многочисленные войска, полагающиеся на собственные свои силы, исполненные презрения к неприятелю, неосмотрительно устремляются в бой, действуют неосторожно {47} и большей частью терпят урон. Напротив того, войско, действующее в неожиданных и внезапных обстоятельствах с рассудком и твердостью, неодолимо для неприятелей. Обманутые надеждой, и мы сперва разделили силу свою надвое и потерпели на реке поражение; но это более дело счастья, чем вашей храбрости. А теперь, при нашей предусмотрительности в будущем, мы надеемся, что вы не выдержите нашего напора.
Итак, лучше всего вам, заключив мир, воспользоваться плодами согласия, на войне действовать вместе с нами и, укрепясь союзом с нами, одерживать верх над неприятелем. Если вы рассудите за благо это сделать, то по справедливости нам следует с вас получать, для утверждения дружбы, столько золота и серебра в монетах или в слитках, сколько вы давали нам прежде. Если вы откажете нам в этом, то мы будем воевать против вас и мстить вам, как врагам, сколько будет силы». (например, сравните: http://www.proza.ru/2010/06/01/530 )

На эти слова царь римский отвечал юфунгам:

«Когда бы вы изложили ясно предложения, с которыми вы сюда прибыли, то и нам было бы нетрудно, выслушав вас, дать приличный ответ. Но сказанное вами с виду хорошо, а на деле худо. Вы то упоминаете о мире, то грозите нам войной; вы смешиваете одно с другим, отчего и мы приведены в затруднение, на что прежде отвечать, так чтобы не ошибиться.
Однако же нам остается рассудить о предстоящих обстоятельствах; должно раз-{48}делить вашу речь на две части и возразить на ту и на другую. Если вы искренно предлагаете мир, к чему упоминать о выдаче вам денег? Хотя в этом случае победившие не могут дать скоро ответ о согласии своем или отказе.
 Если же вы думаете еще, что примирение должно клониться к вашей пользе и к ожидаемым от войны выгодам; если вы, после того как были побеждены, пришли с тем, чтобы требовать от нас как бы дани, в той мысли, что мы ищем только наслаждений и удобств, даруемых миром; если вы держитесь прежнего вашего намерения, не почитаете благодеянием для себя прекращения военных действий, но требуете как бы награды за оказываемое вам прощение и хотите, чтобы настоящий вызов к дружбе был покупной, а не добровольный, то знайте, что множеством сил, которыми величаетесь, вы не изумите нас, как людей, в военном деле неопытных, и что, обремененные богатой добычей Италии, вы не уйдете домой спокойно и безопасно.
Известна нам ваша пехотная рать, известна и конная, и мы, сколько станет силы, будем им противостоять. Мы отваживаемся на бой с уверенностью, мы отступаем с предусмотрительностью, потому что во всем руководит нас свой ум-царь, от которого всякая сила получает особенную твердость, и отличаемся опытностью в деле ратном.
А вы? Вы нападаете с поспешностью, и, по недальновидности подвергаясь неудачам, вы раскаиваетесь, когда на самом деле понесете ущерб {49} от своей опрометчивости, ибо люди, стремящиеся к предприятиям со всем пылом страсти, непременно имеют неудачу в важнейшем. Ваши дела поспешны, но вскоре за ними следует раскаяние, и это нимало не удивительно, потому что вы имеете в нас противников, которые различны от вас свойствами и делами.
Вы действуете с невежественной дерзостью, а мы с рассудком, силой которого малое число превозмогает над большим,— ибо более полагаемся на благоразумные меры, нежели на силу. Что великая сила, безрассудно действующая в боях, не способна защищаться — это станет вам яснее из опыта, чем из пышного описания: взгляните на бедствия скифов 26.
Мы будем говорить с точным показанием дела, которое может быть утверждено свидетелями. Скифы, в числе трехсот тысяч рассеявшиеся на оба материка 27, разбиты нами наголову. Победителям остались блистательные памятники их доблести; слава этих доблестей будет нам принадлежать и ныне, и в будущем и сопровождать нас всегда. Посмотрите на бедствия ала-{50}манов(?) 28.
За скорым их предприятием последовало еще скорейшее раскаяние. Что касается до обид, вами нам нанесенных, то мы думаем, что претерпенное вами наказание еще недостаточно, что мы должны переправиться через Истр и удовлетворить нашему гневу в самых пределах ваших за то, что вы первые оскорбили нас, ибо вы среди мира начали против нас военные действия, не объявив нам войны, не имея никакой предыдущей причины жаловаться на нас, движимые одними пустыми прихотями и надеждами, какими воспламеняется бессмысленная толпа.
Поэтому мы не теряем надежды, что и божество окажет нам свою помощь, потому что мы не нарушили постановлений договора. Напротив того, юфунги напали на нас несправедливо, не уважая уверений и клятв о мире. По предшествовавшим успехам судя о будущих, мы надеемся, что и вторые будут походить на первые. Надежда в благоприятных обстоятельствах придает смелости, в противных — задает страху.
Руководясь в действиях наших рассудком, мы не пускаемся без разбора в догадки о будущих происшествиях, а в предстоящих, как воины, совершившие отличные подвиги, мы не страшимся трудностей военных, от которых ожидается выгода немалая, превышающая по-{51}несенные труды. В толпе вашей нет ни силы телесной, ни душевной. Она теперь между Роданом (Эриданом?) 29 и нашими пределами томится недостатком в припасах; одни бедствия терпит теперь, а другие — еще впереди. Истомленная постоянными трудами, она будет действовать робко. Отвыкнув от долговременного сопротивления, она позволит нам делать с собой что нам вздумается. Итак, вы в очевидной опасности и ваше предложение о мире есть прикрытие вашего страха, вашей робости. К чему принять нам мир, когда от нас зависит поступить с вами как нам угодно, приязненно или враждебно? когда вам закрыты со всех сторон пути к возвращению домой и вы как будто заперты в ограде?»

Эти слова царя поразили посланников юфунгских. Не получив ожидаемого успеха, отчаявшись в заключении мира, они удалились к своим.

Вандилы, совершенно побежденные римлянами при Аврелиане, отправили посольство к римлянам с предложениями о прекращении войны и заключении мира. Много происходило переговоров между императором и посланниками. На следующий день по распущении совета собрано было все римское войско. Царь спросил воинов: что они находят полезным в настоящих обстоятельствах? Они были такого мнения, что надлежало остаться в настоящем счастливом по-{52}ложении и заботиться о своей безопасности. Они объявили свое мнение кликами. Все хотели прекращения войны.
Между тем явились цари и начальники вандилов, как им было наказано, и представили заложников из людей, первенствующих по званию и состоянию, так как оба царя и вместе с ними другие, мало уступающие им в достоинстве, выдали своих детей, не изъявив никакого сомнения.
После сего приступлено к заключению договора. С того времени две тысячи вандильской конницы служили в римском войске. Одни были избраны из всего народа и причислены к союзникам, другие добровольно вступали в службу римскую. Остальная же толпа вандилов возвратилась в свою землю.
Римский правитель доставлял им съестные припасы до самого Истра. Большая часть их дошла до своей земли невредима. Но все те, которые, нарушив договор, рассеялись повсюду для добычи, были истреблены предводителем чужеземного войска; их было не менее пятисот человек. Так как они шли по земле дружественной и гордились заключенным с римлянами миром, то, оставляя главное ополчение, делали нечаянные наезды с согласия своего начальника и наносили стране немало вреда.
Начальник их, позволивший им эти беспорядки, был царем их расстрелян. Остальные вандилы разошлись и возвратились домой. Царь римский отправил большую часть пехоты и конницы в Италию. По прошествии немногих дней он и сам туда отправился по причине вторичного вторжения юфунгов. За ним следовал {53} служащий при нем отряд союзников, телохранители, вандилы-союзники и дети, выданные ему в заложники.
Отрывок 24
Iornandes De rebus Get, с. 22 (с лат.).
Геберих при начале своего царствования хотел распространить свою власть над вандалами против Визумара, их царя, из рода Асдингов. Этот род был самый отличный между ними по силе и мужеству. Так говорит Дексипп, который уверяет, что вандалы едва в течение одного года дошли от океана до наших пределов по причине необъятного пространства земель и т. д.
http://www.krotov.info/acts/05/marsel/ist_viz_01.htm

На карте ютунги оказываются соседями разных народов, тяготея к полиэтносам
4. ФРАНКИ
1. Королевство франков.
2. 69 тысяч кв. км.
4. Кельн.
6. Традиционные верования.
7. Триенс.
8. 28, Т 2, с 223; 133, с 282; 135, Т 4, с 336.
5. ФРИЗЫ
1. Королевство фризов.
2. 8, 8 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
7. Триенс.
8. 28, Т 2, с 226; 133, с 282.
6. САКСЫ
1. Королевство саксов.
2. 64, 1 тысячи кв. км.
5а. король Витта.
6. Традиционные верования.
7. Триенс.
8. 5, с 5, карта; 28, Т 2, с 101; 133, с 282; www.genealogia.ru/lib/catalog/rulers.
7. АНГЛЫ
1. Племенной союз англов.
2. 14, 7 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 28, Т 1, с 495, карта; 61, с 37.
8. ЮТЫ (но не ЮТУНГИ)
1. Племенной союз ютов.
2. 25, 6 тысячи кв. км.
5а. конунг.
6. Традиционные верования.
8. 28, Т 1, с 495, карта; 61, с 37.
9. ЕТЫ (НО не ЮТУНГИ)
1. Племенной союз етов.
2. 101, 1 тысячи кв. км.
5а. конунг.
6. Традиционные верования.
8. 135, Т 5, с 515, Т 15, с 473.
10. СВЕИ
1. Племенной союз свеев.
2. 44, 2 тысячи кв. км.
4. Уппсала.
5. легендарная династия Инглингов.
5а. конунг Ингмар.
6. Традиционные верования.
8. 135, Т 12, с 603; www.genealogia.ru/lib/catalog/rulers.
11. ХЕДИНЫ
1. Племенной союз хединов.
2. 100 тысяч кв. км.
5а. конунг.
6. Традиционные верования.
8. 46, с 184; 135, Т 10, с 327.
12. СВЕВЫ ("свои" и для славян)
1. Королевство свевов.
2. 52 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 66, Т 2, с 16, карта.
13. БУРГУНДЫ.
1. Королевство бургундов.
2. 86 тысяч кв. км.
3. 400 тысяч человек.
5а. король Гибика 380-406 гг.
6. Традиционные верования.
7. Триенс.
8. 5, с 5, карта; 28, Т 1, с 99; 46, с 254; 133, с 282; www.genealogia.ru/lib/catalog/rulers.
14. ТЮРИНГИ
1. Королевство тюрингов.
2. 85, 1 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
7. Триенс.
8. 20, с 381; 28, Т 2, с 193; 133, с 282.
15. АЛАМАНЫ
1. Королевство аламайнов.
2. 34, 7 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
7. Триенс.
8. 5, с 5, карта; 28, Т 1, с 21; 133, с 282.
16. ЮТУНГИ (не Юты и Еты) контролировали пути венедов
1. Королевство ютунгов.
2. 9, 2 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
7. Триенс.
17. МАРКОМАНЫ (всё более полиэтничны)
1. Племенной союз маркоманов.
2. 63, 6 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
7. Триенс.
8. 5, с 5, карта; 28, Т 1, с 397; 133, с 282.
18. ЛАНГОБАРДЫ (их союзники - славяне)
1. Королевство лангобардов.
2. 13, 7 тысячи кв. км.
5а. конунг Агельмунд 390-422 гг.
6. Традиционные верования.
8. 66, Т 1, с 599; www.genealogia.ru/lib/catalog/rulers.
19. КВАДЫ
1. Королевство квадов.
2. 38, 8 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 28, Т 1, с 319, с 495, карта.
20. ВАНДАЛЫ (включают в славянский этногенез)
1. Вандальское королевство.
2. 17, 4 тысячи кв. км.
5. Асдинги.
5а. король Годегизель 380-406 гг.
6. Традиционные верования.
7. Триенс.
8. 46, с 262; 88, с 336, карта; 133, с 282; www.genealogia.ru/lib/catalog/ruler
21. СЛАВЯНЕ
1. Славянские племенные союзы.
2. 305, 9 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 28, Т 1, с 495, карта.
22. АЭСТИИ
1. Племенные союзы аэстиев.
2. 425, 4 тысячи кв. км.
6. Традиционные верования.
8. 66, Т 1, с 672, карта; 88, с 336, карта-врезка; 131, с 17, карта.
37. ГУННЫ (полиэтнос из десятков народов)
1. Гуннский каганат.
2. 2140 тысяч кв. км.
4. ставка гуннского кагана в Причерноморье.
5а. каган Ульдин 395-402 гг.
6. Традиционные верования.
8. 35, с 495; 36, с 135; 46, с 305; 135, Т 4, с 932; www.genealogia.ru/lib/catalog/rulers

Владимир Булат

Вот трактовка событий В.П. Будановой

Победы Империи над варварами в 269-270 гг. были столь значительными, что 270 год вошёл в историю Римского государства как время триумфа над варварами После 269 г. «гот стал поселенцем пограничной линии». Множество пленных было поселено во Фракии, Мёзии и Паннонии, где они несли военную службу на границе Империи. Римские писатели славили победу своего оружия, а на театре военных действий свирепствовала чума, жертвой которой стал и сам победитель готов - император Клавдий.

Эти обстоятельства и использовало племя ютунгов (педалирования их германского происхождения нет: П.З.), обитавшее на левом берегу Дуная по-соседству с квадами и аламаннами. Какое-то время у них были союзнические отношения с Империей. Рим предоставлял им субсидии в виде золота и серебра (как и скифам-сарматам: П.З.).
Но в 270-271 гг. ютунги начали беспокоить Империю в районе Реции. Возможно Клавдий отказался платить им денежное содержание, да и римские победы могли вызвать у ютунгов опасение потери своей независимости.

Ютунги нанесли удар на юг, через Дунай и Рецию в Италию. Они форсировали Альпы и стали опустошать районы севера Италии (что затем делали и войска скифа Радагайса: http://www.proza.ru/2009/11/27/800 П.З.) , но вскоре эти вторжения были остановлены императором Аврелианом. Он двинул в поход большую часть бывшей с ним пехоты и кавалерии, а также вспомогательные контингенты из числа побеждённых им вандалов (справедливо и их «однозначная» германизация не педалируется. http://www.proza.ru/2008/10/19/491 П.З.) Верность последних должны были обеспечить дети-заложники, которых уводил с собой Аврелиан.

В Италии ютунги успели разграбить районы севернее реки По и занять ряд городов. Вскоре большая часть этих территорий была очищена от ютунгов, но неожиданно им повезло. Разбив часть римского войска, ютунги устремились к Медиолану, а затем на юг и нанесли римлянам тяжёлое поражение. Значительная их масса после победы устремилась за р. По. Под угрозой опустошения оказалась Средняя Италия, нависла опасность над Римом. Ютунги достигли адриатического побережья и приблизились к р. Метавр, а также к городу Фанум-Фортуне. И все же Аврелиану удалось остановить их. Римляне обрушились на ослабевших, стеснённых в манёвре варваров, к тому же плохо знавших эти места, и нанесли им поражение: «Варвары были повёрнуты вспять и их всех, бродивших, Аврелиан уничтожил по частям».

В последней четверти III в. серия последовательных вторжений германцев обрушилась на Галлию и Рецию. На этом направлении важную стратегическую роль по-прежнему играли Декуматские поля. Они были захвачены аламаннскими дружинами и, как уже отмечалось, шло их постепенное заселение. В течение 20 лет Империя пыталась восстановить здесь статус-кво. Примерно с начала 290-х годов началось сооружение новой оборонительной линии и это расценивалось как окончательный отказ от борьбы за возвращение Декуматских полей и закрепление Империи на вновь сложившихся границах.

Уход римлян из Дакии открыл для передвижений германцев значительные территории. Но сюда же устремились и другие племена. Так, объектом экспансии карпов (по контексту не германцы: П.З.) стала римская часть Молдовы и Мунтении, свободных даков - Западная Трансильвания. Западная часть Баната оказалась включённой в зону владений сарматских племён на Тисе. Зоной расселения придунайских готов стали Молдова и Мунтения. На территории Дакии в Олтении, а также в верховьях Серета размещались тайфалы. В Банате утвердились виктуалы. Осевшие в Дакии племена (народы и землячества: П.З.) вели между собой войны за господство в варварском племенном мире (на самом деле - державах Готии и затем Гуннии:П.З.), которое связывалось с владением лучшими
Интересна позиция А.М. Ременникова
http://www.kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_278.htm
http://liberea.gerodot.ru/a_hist/kolosovskaya.htm

Борьба племён Подунавья с Римом в 70-х гг. III в. н.э. 
 

В длительной упорной борьбе задунайских племён с Римом важное место занимают войны 70-х годов III в. н.э. Западноевропейская буржуазная историография при изучении этих событий главное внимание уделяет вторжениям на территорию Римской империи германских племён, оставляя в тени борьбу и роль сарматов, алан, карпов. Учёные Советского Союза и Румынии много сделали для объяснения причин вторжений варваров, пролили свет на проблему падения римского господства в Дакии. Однако и в литературе социалистических стран отсутствуют работы, посвящённые ходу войн 70-х годов, их историческому значению. 

Причины Дунайских войн следует искать прежде всего в недрах самого племенного мира, располагавшегося к северу от великой европейской реки. Обитавшие в этом районе племена сарматов, германцев, гето-фракийцев переживали эпоху разложения родо-племенных отношений. Стремление к захвату земель и добычи, ненависть к римскому рабовладельческому государству толкали их на путь широкой военной экспансии. 

К началу 70-х годов III в. антиримские войны варваров имели уже не менее чем тридцатилетнюю историю. Варварские племена нанесли тяжёлые удары по Малой Азии и Балкано-Дунайским областям Империи, захватив при этом большую часть Дакии. Победа императора Клавдия II несколько улучшила положение римлян. Но резервы варваров все ещё оставались весьма значительными, а силы Римской империи были по-прежнему раздроблены. Войны с персами и зарейнскими германцами, продолжавшаяся борьба народных масс Рима против своих угнетателей создавали благоприятные условия для вторжений племён из Центральной и Юго-Восточной Европы. 

Новым военным осложнениям на Дунае предшествовало изменение взаимоотношений римлян с некоторыми из пограничных племён, которые доселе поддерживали с Империей мирные отношения или принимали в борьбе незначительное участие. Римляне, судя по всему, отказали верхнедунайскому племени ютунгов (тоже не педалирует их как германцев: П.З.) в уплате традиционной субсидии (Dexipp., fr.22, HGM). Истощение римской казны, а также успехи Клавдия могут вполне объяснить этот поступок римского правительства. Ютунги, в стране которых к тому же случился недород, восприняли это как повод для войны. Они, очевидно, стремились предотвратить дальнейшее усиление римских позиций и вместе с тем путём демонстрации своей военной мощи хотели восстановить прежнее положение вещей. 

Ютунги, обитавшие у северных границ Реции, прорвавшись через эту провинцию, проникли в Италию. Внезапность нападения и вражда между Аврелианом и Квинтиллом облегчили их успех. Варварам удалось опустошить некоторые районы Северной Италии. Прекращение двоецарствия и поспешный марш Аврелиана к театру военных действий побудили и ютунгов к отступлению (Dexipp. , fr. 22). В непосредственной близости от Дуная римляне нанесли им тяжёлое поражение. Лишь уход Аврелиана на Средний Дунай, где также разразилась война с варварами, спас ютунгов от окончательного разгрома. 

В науке давно было высказано предположение о том, что в качестве противников Рима в этой новой войне наряду с вандалами выступили и среднедунайские сарматы.
Нам это кажется несомненным. Ведь сарматы приняли участие в триумфе Аврелиана (SHA, Aurel, 33,4), а император приобрёл титул «Сарматского» (CIL, III, № 12333). Касаясь этой войны на Среднем Дунае, Зосим (I,48,1-2) именует противников Рима «скифами», что в свою очередь служит доказательством коалиционного вандальско-сарматского характера вторжения. (в итоге вероятности союза ютунги – вандалы – сарматы не избежать: П.З.).

Местные сарматские племена уже много лет боролись с Римом. Приток на Средний Дунай новых племён и прежде всего роксолан, увеличивший боевую мощь варваров и обостривший вместе с тем потребность в новых землях, сопровождался ростом их военной активности. Вандалы, лишь эпизодически участвовавшие в борьбе предшествующего периода, в этих условиях решились на войну. Как считают, и здесь одной из побудительных причин был отказ римлян от дальнейшей уплаты субсидий. 

Ютунгское вторжение было совершено в первое полугодие 270 г., а нападение вандалов и сарматов развернулось скорее всего летом того же года. Союзники на первых порах не встретили активного сопротивления римских войск, что дало варварам возможность опустошить обширные районы Иллирика. Принятие Аврелианом титула Sarmaticus maximus, упоминание в сцене триумфа вначале сарматов, а лишь затем франков, свевов и вандалов, свидетельствует о том, что в этом натиске ведущую роль играли именно сарматы. 

Прибытие Аврелиана с большой армией ознаменовало начало римского контрнаступления. Первый удар был нанесён по сарматам, затем римляне обратились против вандалов. Последние были вынуждены просить мира (Zosim, I,48,2). По условиям мирного договора они должны были поставить для римского войска две тысячи кавалерии и выдать заложников из самых знатных семейств. О заключении мира с сарматами ничего не известно, скорее всего римляне ограничились изгнанием их с территории Империи. То, что главные силы императорской армии на несколько месяцев были скованы борьбой с сарматами и вандалами, создало предпосылки для нового варварского вторжения в Италию. 

Участниками этого вторжения были вновь ютунги (Dexipp., fr. 22), а также аламанны (Aurel. Vict., 35, 1) и, возможно, маркоманны (SHA, Aurel, 28,3-4 и 21,5). Судя по беглой заметке в биографии Аврелиана, нападение произошло зимой 270/271 г. (SHA, Aurel, 19, 1). Обострение внутренней борьбы в Италии и, в частности, волнения в Риме облегчили варварам их задачу. Коалиционное войско, пройдя Рецию, форсировало Альпы и обрушилось на Италию. 

Аврелиан, явившийся к театру военных действий с регулярной армией и контингентами союзников-вандалов, стал оттеснять варваров к высоким грядам Северо-Западных Альп. Однако часть римских сил все ещё оставалась на Среднем Дунае, где, по-видимому, грозило новое сарматское вторжение. Это помогло варварам прорваться через боевые порядки римлян и вскоре в битве при Плаценции нанести им тяжёлое поражение. Развивая свой успех, варвары двинулись по восточному побережью Италии и проникли в её центральные районы. Опасность грозила самому Риму. 

Однако Аврелиан при активной поддержке господствующего класса провёл новый набор в армию и организовал укрепление городов. Варвары, между тем, по замечанию Вописка, «разбрелись по стране» (SHA, Aurel, 18,5), вследствие чего распылили свои силы. Это помогло Аврелиану изолировать их основную группу, двигавшуюся на юг, и нанести ей поражение в двух битвах – при Метавре и Fanum Fortunae (Epitome, 35,2). Затем было нанесено поражение варварам, оставшимся на севере Италии. Тяжёлый для варваров исход этой войны не уменьшает её исторического значения. В ходе борьбы римская армия понесла серьёзный урон, разгрому подверглись области самой Италии. Большим успехом противников Империи была окончательная утрата римлянами их дакийских владений. Упорная борьба местных крестьян, колонов, рабов способствовала ослаблению обороны Дакии изнутри; вторжения карпов, свободных даков, сарматов, готов привели к разгрому её укреплённых линий. 

Огромный поход 269–270 гг., а затем и новая дунайская война в сочетании с ожесточённой борьбой на других фронтах сделали невозможным дальнейшее удержание Дакии. «Видя опустошение Иллирика и разгром Мезии [Аврелиан] покинул провинцию Задунайскую Дакию, отчаявшись в возможности удержать её» (SHA, Aurel, 39,7). Во владении римлян на левом берегу Дуная осталась лишь сравнительно узкая полоса земли и несколько опорных пунктов. 

Время, когда римляне покинули Дакию, до сих пор остаётся спорным. Некоторые учёные склонны относить это событие к 274–275 гг. Однако столь поздняя дата кажется маловероятной. К 274–275 гг. Империя восстановила в основном свои прежние границы; варварам на Дунае и Рейне были нанесены сильные удары. Острота положения, таким образом, значительно смягчилась. В 270–271 гг. римская армия, напротив, металась с одного фронта на другой и несла огромные потери. Именно в этих условиях возникла огромная потребность в резервах, стремление перейти к обороне на более короткой и лучше укреплённой линии фронта. Вместе с тем, уже в 271 г. римляне перешли Нижний Дунай для нанесения удара по готам, а в 272 г. карпы глубоко вторглись в римские владения. Все это легко объясняется тем, что варвары утвердились на северном берегу Дунай ещё в начале правления Аврелиана, т.е. в 270 или 271 г. н.э. 

Захватом Дакии варвары начали расчленение Империи. Они далеко отодвинули римские базы от своих жизненно важных областей, сняли угрозу со своих флангов и тыла. Теперь они сами получили плацдарм для новых вторжений в Империю и выровняли линию фронта, что дало им вскоре возможность совершить одновременное нападение вдоль почти всей линии Дуная. 

Необходимость закрепить сделанные приобретения и жажда новых захватов вызвали большие вторжения нижнедунайских племён уже в 271–272 гг. Первое из этих вторжений связано с походом Аврелиана на Восток, против государства Пальмиры (Aurel, 22,2). Судя по всему, варвары, воспользовавшись обострением римско-пальмирских отношений и начавшейся переброской войск, обрушились на римские территории (весна и лето 271 г.). Западноевропейские буржуазные учёные приписывают эту войну лишь одним готам. Однако в триумфе Аврелиана принимали также участие аланы и роксоланы; среди пленных вели «десять женщин, которые сражались в мужской одежде… и были взяты в плен» (SHA, Aurel., 34,1). Биограф относит этих женщин к племени готов, но, скорее всего, это были сарматки. Известно, что именно у этих воинственных племён дольше всего сохранился обычай ношения оружия женщинами и их участия в военных действиях. Таким образом речь идёт о коалиции готов, алан, роксолан, а возможно, и некоторых других племён. 

Вряд ли поэтому можно согласиться с утверждением о незначительности этой войны. Не случайно она получила отражение и в надписях, и в монетах, а важнейший источник того времени – биография Аврелиана – относит её к числу «больших войн» (SHA, Aurel., 22,2). 

Нападению подверглись довольно обширные области на Нижнем и, возможно, Среднем Дунае, так как биограф сообщает о боях «во Фракии и Иллирике». Аврелиан был вынужден направить против варваров силы и средства, собранные для войны с Пальмирой. Победа была одержана лишь в результате больших сражений (Oros. , VII, 23, 4; Iordan. Rom., 290). Развивая свой успех, римская армия перешла через Дунай и разгромила войско готского вождя Каннабавда. Лишь после этого Аврелиан смог двинуться на Пальмиру. В упорной борьбе пальмирцы были разбиты. Однако Аврелиану не удалось довести дело до конца, в частности закрепить свои успехи прочным миром с персами, помогавшими пальмирцам в их войне с Римом. Римлянам стало известно о вторжении карпов (272 г.). 

Карпы, прорвав Дунайский лимес, вторглись в Нижнюю Мезию, а затем и во Фракию (Aurel., 31,3). Прибывшей на Дунай римской армии они оказали ожесточённое сопротивление. Но обычное у варваров распыление сил помогло римлянам и на этот раз добиться победы. Часть карпов была переселена на римскую территорию. 

Таким образом в описанных выше двух войнах группа нижнедунайских племён закрепила за варварами Дакию, нанесла сильный удар по мезийско-фракийской базе римлян, оказала большую помощь восточным провинциям в их борьбе против Рима. 

После отражения римлянами нашествий задунайских племён наступило кратковременное затишье. Смерть Аврелиана и последовавшее затем междуцарствие толкнули варваров на новое крупное вторжение. Это было нападение племён из района Меотиды и, возможно, Поднепровья, развернувшееся летом 275 г. Флот варваров, прорвавшись через Керченский пролив, вышел в Чёрное море. Следуя вдоль берегов Кавказа, варвары достигли Малой Азии и напали на провинцию Понт. Развивая своё наступление, они вторглись в Галатию, Каппадокию и проникли даже в пределы отдалённой Киликии (Zonar., XII,28). Потребовались последовательные усилия трёх императоров (Тацит, Флориан, Проб), чтобы нанести им, наконец, поражение. Борьба этих племён сковала не менее чем на год главные силы императорской армии и тем помогла племенам на Дунае и Рейне возобновить войны с Римом. 

На этот раз первыми наступление в Европе начали зарейнские племена, которые захватили почти всю Галлию. Проб, став единственным правителем Империи, двинулся на Рейн. Почти весь 277 год прошёл в борьбе с западногерманскими племенами. Эту благоприятную обстановку использовали придунайские племена для нового вторжения в Империю. На Верхнем Дунае выступили силингские вандалы и бургунды (Zosim., I,67,1), на Среднем – сарматы и их союзники (SHA, Prob., 16,2). Нижне-Дунайские провинции подверглись нападению так называемых «гетских народов» (ibid., 16,1), т.е. племён гето-фракийской группы, гепидов, а возможно, и готов. 

Добившись перелома в борьбе на Рейне, Проб поручил её завершение своим полководцам, а сам с главными силами двинулся на Дунай (Zosim., I,68,1). Следуя с севера на юг, он нанёс вначале поражение вандалам и бургундам.а затем и племенам Среднего Дуная. Поход был завершён успешным ударом по нижнедунайским племенам. То был уже 279 год, судя по тому, что именно тогда император прибыл в город Сердику. В целом война заняла 277–279 гг., из которых два последние года прошли под знаком успешного контрнаступления римлян. 

Война 277–279 гг. является одной из самых крупных Дунайских войн III в. н.э. В ней против Рима выступило большинство племён, расположенных вдоль течения Дуная. Широким фронтом вторгшись в Империю, варвары нанесли тяжёлый удар по важнейшим Балкано-Дунайским провинциям Рима. Победа же римлян в этой войне содействовала укреплению их позиций на Дунае. 

Таким образом, в 70-х годах III в. племена Подунавья продолжали вести наступательные войны против Рима. По сравнению с предшествующим периодом состав противников Империи на Дунае претерпел частичные изменения. Некоторые племена впервые вступили в борьбу (ютунги, бургунды), напротив, об отдельных племенах, боровшихся с Римом в 50– 60-е годы, уже нет упоминаний. Главными силами борьбы с 70-х годов были германцы (на Верхнем), сарматы (на Среднем), гето-фракийцы, сарматы и готы (на Нижнем Дунае). В качестве союзников придунайских племён выступали племена из района Меотиды. 

Варварские («скифские») походы в рассматриваемый период по глубине вторжений значительно уступают походам 50–60-х годов, что объясняется прежде всего ростом сопротивления римлян. Возрождение римского флота повлекло за собой и прекращение морских походов племён Карпато-Днестровской зоны. В целом исход нападений был неблагоприятен для варваров. Тем не менее, они сыграли существенную роль. 

Войны 70-х годов III в. по существу явились продолжением огромных походов предшествующего периода. Оправившись в известной степени от неудач 267–270 гг., перегруппировав свои силы, варвары нанесли мощные удары по главным военно-хозяйственным базам римлян и по их политическому центру. Восстановление единства Империи, сочетание силы и уступок дали римлянам возможность отразить вторжения из-за Дуная. Однако в ходе борьбы римская армия и важнейшие провинции Империи понесли тяжёлый урон. Варвары окончательно овладели Дакией и приобрели плацдарм для новых наступательных войн. Борьба племён Подунавья замедляла возрождение римского централизованного государства, стимулировала новые революционные выступления масс и укрепляла положение внешних противников Рима. 
http://www.big-library.info/?act=read&book=15240

К сожалению, Алексей Михайлович Ременников (10.11.1918 - 24.12.2007) при всей его объективности использовал привычный термин «племена» к реальным полиэтносам и землячествам, каких хватало в Европе со времён античности.

Не избежала этого ЮЛИЯ КОНСТАНТИНОВНА КОЛОСОВСКАЯ (1920-2002), тоже нацеленная на объективность. . Передвижения племен и падение Западной Римской империи http://www.kirsoft.com.ru/mir/KSNews_351.htm
http://www.kulichki.com/~gumilev/HEU/heu1217.htm
http://www.historichka.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1197525072 и т.п.
Но она видела в позднеантичном Подунавье, где были активны ютунги-всадники, элементы праславянства. Ю.К. Колосовская. Свевы, маркоманны, херуски, даки
http://www.kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_273.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Лужицкая_культура
http://www.philology.ru/linguistics3/trubachev-85.htm


Вариант вывода

Ютунги (ононим типа: тервинги; тервунии – древляне) – вероятнее всего – были в 3 - 4 вв. позднеантичным полиэтносом в регионе Дуная, где наряду с германцами и славянами находили себе место и кочевники с добротной конницей. Могли ли в полиэтносе быть представлены иудеи (как «юты») ?! Тоже вопрос для дальнейших исследований. Но чисто германским племенем (народностью) ютунги явно не были. Слишком много лошадей для сравнительно небольшой народности…Слишком упорное и аргументированное выпрашивание дани…
И римляне наличие этих сил у ютунгов признавали.

Ю.К.Колосовская и Е.М.Штаерман указали на участие ютунгов и в событиях после разгрома скифами римской армии под Адрианополем.  Отряды Алафея и Сафрака устремились в Паннонию, опустошили Фракию и Мёзию. В 380 г. император Грациан разрешил им поселиться на правах федератов в Паннонии. В 383 г. ютунги вторглись в Рецию и опустошили большую часть страны. Лимес Норика был прорван вторжением маркоманов и квадов в 395 г. В Паннонии Первой на правах федератов были поселены в 396 г. маркоманы.
Уже в правление Валентиниана I большие города стояли в развалинах. После Валентиниана прекратилось монетное обращение на Дунае. В начале 401 г. вандалы оставили Паннонию и через Рецию и Норик ушли на запад. Отчасти вместе с вандалами и аланами могли уходить и ютунги. Было им место и в других полиэтничных войсках.
В 402 г. готы Алариха получили для поселения юго-западную Паннонию. В 405 г. остготы (скифы: П.З.) под водительством Радагайса прошли через Паннонию и Норик в Италию. У Флоренции войско Радагайса было разбито и сам он был убит. Алариху удалось организовать сильное войско готов и алан, с которым Аларих выступил из Паннонии в Италию. В 410 г. они захватили Рим.

3. ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПЛЕМЕН И ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
http://www.kulichki.com/~gumilev/HEU/heu1217.htm
http://www.world-history.ru/countries_about/2237.html

Соблазнительно связывать хотя бы часть оставшихся ютингов с ютами. Известно, что юты — германское племя, населявшее названный по нему полуостров Ютландия. После завоевания полуострова данами в V веке, юты – допускают, - частично растворились в датском народе (известны их противоборства со славянами: П.З.) , частично переселились вместе с англами и саксами в Британию. Переход в христианство у ютов состоялся в IX веке. Юты внесли немаловажный вклад в древнеанглийский язык.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Юты

Тяготению ютов к союзным отношениям вполне соответствовала политике ютунгов во второй половине 3 века. Но эта версия требует дополнительных аргументов.