Василий Сталин ч 13. 1942г. Продолжение

Сергей Дроздов
В такой обстановке тон должны были бы задавать командиры: дивизий, полков, эскадрилий. Однако  далеко не всегда они служили примером своим лётчикам в бою.
Вот только несколько примеров:
«Не самым лестным образом о своем командире пишет летчик—разведчик, а потом летчик—штурмовик Я.И. Борейко, видевший, как комполка боялся подняться в воздух. Так же о своем командире полка отзывается летчик—истребитель Герой Советского Союза В.Ф. Голубев: «В Охтене же странно сочетались апломб и затаившееся где—то в глубине души болезненно переживаемое сознание собственной неполноценности, рожденное длительным „нелетным“ перерывом. В прошлом неплохой летчик, он оказался на новой должности слабым организатором. Тут у него не получалось, а летную практику он понемногу запустил и, возможно, стал страшиться неба. Чем реже летал, тем меньше был способен практически руководить комэсками. Неудачи до предела обострили самолюбие, он словно отгородился от командиров чиновной стенкой. Полк, по сути, лишился крепкой умной руки, трудно стало работать с командиром и штабу полка. Пожалуй, из троих командиров эскадрильи один лишь Рождественский остался на высоте, личным примером показывая подчиненным, как надо вести бои в сложнейших ситуациях». Здесь видно, как   трусость сидящего на земле командира истребительного авиационного полка распространилась и на командиров эскадрилий — два из трех тоже не совершали боевых вылетов.
А вот своим командиром полка возмущается трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин: «Самоустранившись от выполнения боевых заданий, он совсем перестал чувствовать машину и растерял летные навыки. А когда—то, говорят, летал неплохо. Да, Краев уже не летчик. И войны с ее напряженными боями, опасностями и кровью он, по существу, не знает. Разве такой человек может руководить боевой деятельностью полка?!»

В общем, ситуация в воздухе для ВВС РККА, летом 1942 года, стала просто отчаянной. Особенно тяжёлое положение складывалось в сталинградском небе.
Вот  малоизвестный документ, дающий чёткое представление  о том, ЧТО там творилось  летом 1942 года.
По поводу действий истребителей Красной Армии представитель Ставки ВГК генерал армии Г.К. Жуков, секретарь ЦК ВКП(б) Г.М. Маленков и командующий ВВС КА генерал А.А. Новиков в начале сентября 1942 г. подали на имя Верховного главнокомандующего И.В. Сталина докладную записку, в которой писали:

«В течение последних шести семи дней наблюдали действие нашей истребительной авиации. На основании многочисленных фактов пришли к убеждению, что наша истребительная авиация работает очень плохо. Наши истребители даже в тех случаях, когда их в несколько раз больше, чем истребителей противника, в бой с последними не вступают. В тех случаях, когда наши истребители выполняют задачу прикрытия штурмовиков, они также в бой с истребителями противника не вступают, и последние безнаказанно атакуют штурмовиков, сбивают их, а наши истребители летают в стороне, а часто и просто уходят на свои аэродромы.
То, что мы вам докладываем, к сожалению, является не отдельными фактами.
Такое позорное поведение истребителей наши войска наблюдают ежедневно. Мы лично видели не менее десяти таких фактов. Ни одного случая хорошего поведения истребителей не наблюдали…»

Документ просто потрясающий…

После детального анализа ситуации  и определения мер по её исправлению, Сталин подписал:
ПРИКАЗ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОНЯТИЯ БОЕВОГО ВЫЛЕТА ДЛЯ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ№ 0685 от 9 сентября 1942 г. 

Фактами на Калининском, Западном, Сталинградском, Юго Восточном и других фронтах установлено, что наша истребительная авиация, как правило, работает плохо и свои боевые задачи очень часто не выполняет.
Истребители наши не только не вступают в бой с истребителями противника, но избегают атаковывать бомбардировщиков.
При выполнении задачи по прикрытию штурмовиков и бомбардировщиков наши истребители даже при количественном превосходстве над истребителями противника уклоняются от боя, ходят в стороне и допускают безнаказанно сбивать наших штурмовиков и бомбардировщиков.
Приказом НКО за № 0299 предусмотрены для летного состава в качестве поощрения денежные вознаграждения и правительственные награды за боевые вылеты с выполнением боевой задачи. Этот приказ в авиачастях извращен на фронтах.
Боевым вылетом неправильно считают всякий полет на поле боя, независимо оттого, выполнена или нет истребителями возложенная на них боевая задача.
Такое неправильное понятие о боевом вылете не воспитывает наших истребителей в духе активного нападения на самолеты врага и дает возможность отдельным ловкачам и трусам получать денежное вознаграждение и правительственные награды наравне с честными и храбрыми летчиками.
В целях ликвидации такой несправедливости и для того, чтобы поощрять только честных летчиков, а ловкачей и трусов выявлять, изгонять из рядов наших истребителей и наказывать их, приказываю:
1. Считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором штурмовики и бомбардировщики при выполнении боевой задачи не имели потерь от атак истребителей противника.
2. Засчитывать сбитыми самолетами за летчиками только те самолеты противника, которые подтверждены фотоснимком или донесением наземного наблюдения.
3. Выплату за боевые вылеты и представления к правительственной награде впредь производить, строго руководствуясь пунктами 1 и 2 настоящего приказа.
4. Летчиков истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части в пехоту.
5. Приказ объявить всем истребителям под расписку.
Народный комиссар обороны И. СТАЛИН

Ф. 4, оп. 11, д. 72, л. 273—276. Подлинник.

Командиры и начальники всех степеней на фронте, конечно же, тоже пытались переломить ситуацию.
Приведем  один из приказов генерала Тимофея Тимофеевича Хрюкина, легендарного командующего 8 Воздушной Армии, от 13 сентября 1942 года: «Противник стремится выиграть время и до зимы занять Сталинград, Астрахань и Кавказ, невзирая на большие потери, которые он несет. Он действует старыми приемами: нахальством, хитростью и обманом, создает впечатление превосходства, часто меняет свою тактику действий, летает мелкими группками, охватывая парами истребителей целые районы, а у трусов и паникеров падают силы, теряется уверенность, и они становятся первыми жертвами боя…
Мы сами переоцениваем немецко—фашистскую мощь, немецкого летчика, немецкий самолет. Отдельные летчики—трусы, предатели, дрожащие за свою шкуру, сознательно или несознательно работают на пользу врага. Они своей трепотней создают вокруг немцев несуществующий ореол их непобедимости, преимущества, а, попадая в воздух, лязгая от страха зубами, при первой же отдаленной встрече с врагом бегут с поля боя… Я наблюдал воздушные бои и видел, как из—за трусов и паникеров погибали лучшие люди… Не должно быть в наших рядах таких людей. Я видел, как группа «яков» 288–й истребительной авиационной дивизии, по численности меньшая, сбила 3 Ме–109 и 2 Ю–88, не потеряв ни одного своего самолета. Видел, как один сержант на советском самолете сбил 3 «юнкерсов». Это дрались подлинные патриоты Родины, выполняющие свой долг, уверенные в силе своего оружия, правильно оценивающие силу и мощь врага. Таких немец не побеждает, от таких он сам бежит в животном страхе и гибнет. Наша задача — сбить уверенность и наглость у противника, стать хозяином воздуха. Этого можно добиться смелостью, правильностью использования огня и техники, расчетливостью, хитростью, личной храбростью до самопожертвования и хорошей организацией взаимодействия и взаимовыручки в бою. Наша задача заключается в том, чтобы как можно больше истребить немцев, не отдать города Сталинграда. Драться за каждый дом, но город не отдавать, а в дальнейшем и разгромить немцев у его стен. Русский летчик—истребитель во всех случаях должен побеждать, от истребителя зависит наша победа в воздухе над немцем и обеспечение действий войск на земле… Категорически запрещаю истребителям вести оборонительные бои. Драться только наступательно. Искать врага, нападать на него первым, внезапно, и уничтожать. Запрещаю в воздушном бою терять высоту и делать перевороты. Помнить правило: тот, кто выше в бою, тот побеждает. Расстреливать врага в упор, с дистанции 50–100 метров. При прикрытии своих войск действовать мелкими группами, парами, четверками, охватывать весь район, эшелонироваться по высоте. Всегда при таком порядке две трети наших истребителей будут иметь возможность истреблять бомбардировщиков противника… Категорически запрещаю драться одиночно, драться всегда только парой, второму прикрывать хвост товарища, а первому — сбивать…».
Свои приказы Т.Т. Хрюкин писал их сам, тщательно обдумывая каждую фразу в них. Хорошо чувствуется в этом документе накал страстей и отчаянное стремление изменить обстановку в воздухе в свою пользу, любой ценой.
Среди мер, предпринимаемых советским командованием, было и одно интересное предложение  Василия Сталина.
«Весной 1942 года полковник Василий Сталин выступил с инициативой создания особых истребительных полков, укомплектованных лучшими фронтовыми летчиками, с тем, чтобы такие полки могли на равных бороться с асами Люфтваффе и добиться, наконец, перелома войны в воздухе в свою пользу.
Волею случая особый истребительный полк решено было формировать на базе выведенного на переформирование в Люберцы 434–го истребительного авиационного полка (ИАП), в строю которого осталось лишь несколько летчиков.
Формирование любой воинской части начинается с назначения ее командира. Командиром особого полка был назначен настоящий ас майор Иван Клещев, который получил боевое крещение еще летом 1939 года в воздушных боях над Халхин—Голом, где лично сбил самолет противника. К середине марта 1942 года командир эскадрильи 521–го истребительного авиационного полка майор Иван Клещев совершил 220 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы — 13 самолетов противника. 5 мая 1942 года Ивану Клещеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вместе со своим командиром из 521–го ИАП в Люберцы прибыли опытные воздушные бойцы капитан В.П. Бабков, лейтенанты В.Я. Алкидов, А.Я. Баклан, Н.А. Карначонок.
Из других частей прибыли капитаны И.И. Избинский, Н.Н. Шульженко, старшие лейтенанты М.И. Лепин, А.И. Хользунов, Герой Советского Союза лейтенант В.И. Гаранин, который 4 октября 1941 года, будучи тяжелораненым, таранил поврежденной машиной самолет противника; лейтенанты А.В. Барановский, И.Ф. Голубин, А. Зараднюк, Н.И. Зубков, А.Г. Котов, Ф. Каюк, Разуванов, В.А. Савельев, младший лейтенант Гнатенко. Из Качинского училища прибыл опытный летчик—инструктор лейтенант А.Я. Федоров.
Военным комиссаром полка был назначен батальонный комиссар В.Г. Стельмащук, начальником штаба — Н.И. Зубков.
Полк переучивался на самолеты Як–1. Выбор самолета Як–1 для вооружения особого полка был не случаен. Опыт воздушных боев первых месяцев войны показал, что из новых советских истребителей — МиГ–3, ЛаГГ–3 и Як–1 — истребители Яковлева наиболее полно отвечают требованиям, предъявляемым к фронтовому истребителю. Более технологичная конструкция Яка, большая маневренность и легкость в управлении по сравнению с МиГ–3 и ЛаГГ–3, обеспечили Якам любовь и уважение фронтовых летчиков. Весной—летом 1942 года самолеты Яковлева считались лучшими советскими истребителями и могли, в руках опытных летчиков, на равных вести бои с истребителями противника.
В середине мая 1942 г. Василий Сталин поручил летчикам—инспекторам Инспекции ВВС Е.С. Антонову, Ф.М. Пруцкову и Герою Советского Союза А.Ф. Семенову в месячный срок подготовить 434–й ИАП к предстоящим боям.
Начались занятия в классах, на аэродроме, вывозные полеты, разборы полетов. Летчики занимались ежедневно по двенадцать—четырнадцать часов…
В первую очередь молодые летчики обучались уничтожению бомбардировщиков противника. Большое значение придавалось боевым действиям в составе группы. Отрабатывались маневрирование, взаимодействие, использование бортового оружия — все то, чем обеспечивался успех боя с крупными группами бомбардировщиков».
434–й ИАП был направлен на Юго—Западный фронт.
12 мая 1942 года войска Юго—Западного фронта (Тимошенко, Хрущёв) начали печально известную наступательную операцию с целью разгрома харьковской группировки противника. Первоначально советское наступление развивалось успешно. Однако 17 мая противник сам перешел в наступление и окружил войска 6–й, 9–й, 57–й армий на барвенковском выступе. Вермахт вновь захватил инициативу в свои руки.
В такой обстановке в начале июня 1942 г. приступил к боевой работе 434–й истребительный авиаполк, обосновавшийся в районе Краматорска и вошедший в состав ВВС Юго—Западного фронта.
Летчики полка вылетали на задания по пять—шесть раз в день большими группами. Такой способ действий был вынужденным: немецко—фашистская авиация наносила массированные удары, а у нас не были еще решены должным образом вопросы управления истребителями, отсутствовала связь самолетов с землей, не имелось наземных пунктов наведения. Несмотря на сложность обстановки и трудности со снабжением в условиях отступления горючим, боеприпасами, запасными частями к самолетам, воевал он превосходно».
Остановимся на этом этапе жизни полковника В. Сталина подробнее. В данном случае речь идет не о простой авиагруппе — это была новая для нашей авиации идея. Идея настоящего командира, изучившего тактику противника и готовившего адекватное военное решение. По заданию Ставки Василий собирал самых опытных летчиков, которые переучивались на новейших, только что пригнанных с завода самолетах, и формировал отборную авиагруппу для захвата стратегической инициативы в воздухе, которая влилась в легендарную 8–ю воздушную армию Тимофея Тимофеевича Хрюкина. Именно под Сталинградом отобранные им летчики смогут не просто противостоять знаменитому немецкому 4–му воздушному флоту, лучшим истребительным эскадрам, укомплектованным летчиками—асами, но и сумеют захватить господство в воздухе и уничтожить весь цвет воздушного транспортного флота нацистской Германии. Немецкий «воздушный мост» под Сталинградом обрушится под ударами авиаполков, собранных Василием Сталиным, причем в этих боях Василий примет личное участие в качестве летчика.
Собранные В. Сталиным со всех фронтов летчики, прошедшие горнило тяжелейших воздушных боев, представляли собой единый авиационный кулак. В подтверждение этому приведём цитату из биографии Сергея Федоровича Долгушина: «В августе в Иваново прилетел А.Ф. Семенов, бывший комэск Долгушина, работавший в Инспекции ВВС РККА. Он подбирал летчиков в 434–й ИАП, которым командовал И.И. Клещев, а „шефом“ был начальник Инспекции полковник В.И. Сталин. Этот полк был первым в советских ВВС превращен в элитный по своему составу. В него подбирались летчики не просто уже повоевавшие, но и опытные инструкторы из училищ (в основном из Качинского). Использовался он на самых тяжелых направлениях и очень активно, а потому нес значительные потери. Перевод в 434–й ИАП был в тот момент своего рода признанием боевого мастерства, возможно не меньшим, чем Золотая Звезда».
 К середине июня 1942 года подготовка 434–го полка к боевым действиям была закончена. Он состоял из двух эскадрилий и имел на вооружении двадцать истребителей Як–1. Его направили на Юго—Западный фронт, в 8–ю воздушную армию, которой командовал генерал—лейтенант авиации Т.Т. Хрюкин. За время Сталинградской битвы полк трижды выводился на переформирование. В ходе первого «тура» с 13 июня по 4 июля 1942 г. летчики полка совершили 880 боевых вылетов, сбили 35 немецких самолетов.
Вспоминает генерал—лейтенант авиации Александр Федорович Семенов, в то время представитель инспекции ВВС в 434–ом ИАП: «15 июня, когда группа в составе семнадцати „яков“ вылетела на прикрытие наших наземных войск и уже достигла заданного района, на нее внезапно напали сверху девятнадцать „мессершмиттов“. Затем на помощь этим девятнадцати подоспели еще девять истребителей противника. Завязался ожесточенный бой. Фашисты, имея преимущество в количестве самолетов, в высоте и скорости, вели себя очень агрессивно. Наши летчики оказались в трудном положении, но уйти из—под удара не могли — им строжайше запрещалось покидать район барражирования. Пришлось в основном обороняться и лишь в редких случаях — контратаковать. В итоге боя мы не досчитались трех самолетов. Правда, майор Клещев, лейтенанты Котов, Баклан и Карначенок тоже сбили по „мессершмитту“. Однако это было слабым утешением. На сей раз и трофеи не радовали. Не радовали потому, что каждый сознавал: фашистам удалось все же навязать нам свою волю и заставить нас драться в невыгодных условиях. Лишь мужество, самоотверженность да взаимная выручка наших летчиков позволили избежать более значительных потерь.
В этом бою 434–й истребительный авиаполк впервые встретился с фашистскими асами из берлинской школы воздушных снайперов. Их только что перебросили тогда на наш участок фронта прямо из Германии.
В конце того тяжелого дня я долго разговаривал с майором Клещевым. Командир полка доказывал:
— У нас неправильно используются истребители. Нам ставят задачу прикрывать наземные войска, определяют район барражирования, и из него мы шагу в сторону сделать не можем. Даже когда видим за границей нашего района вражеские бомбардировщики, не имеем права атаковать их. Сами же при этом зачастую превращаемся в хороший объект для вражеской атаки.
Клещев настойчиво просил меня поставить этот вопрос перед командованием воздушной армии:
— Надо истребителям дать больше инициативы. Тогда и прикрывать наземные войска будем лучше, и потерь станет меньше».
Результатом обращения Клещева и Семенова тогда, в самые жаркие дни Сталинградской битвы, стала шифровка полковника В. Сталина от 12 июля 1942 года генералу Хрюкину: «434–й ИАП подчиняется непосредственно мне… Довожу до вашего сведения, что 434–й ИАП крайне нам дорог, так как в его состав вошли специально подобранные летчики с большим боевым опытом, поэтому использовать его зам. НКО генерал—лейтенант авиации Новиков А.А. приказал только для воздушного боя и преимущественно для уничтожения бомбардировочной авиации противника…» С шифровкой командующий ВВС Юго—Западного фронта Т.Т. Хрюкин согласился: «Начштаба. В этом духе использовать». И это дало свои результаты: за 2 недели июльских боев летчики 434–го полка сбили 55 самолетов противника, но и сами потеряли половину машин и убыли в тыл на очередное переформирование».

Продолжение: http://www.proza.ru/2010/08/10/319