31. День рождение Марьи

Консуэло Ходырева
В честь дня рождения, Марью  принарядили в праздничное платье. К вечеру, Совет освободил семью от дел, определили  комнату для торжества, напоминавшую домашнее  жилье.  Народ, закончив поздравления, разошелся. Подошла старушка и протянула сверток. У Марьи  слезы навернулись на глаза, из  рубахи старушка сшила распашонки и крохотные шапочки для малыша.
Одни остались! Владыка на руки поднял жену и закружился с ней, дети от радости визжали и хлопали в ладоши.
-Какие вы красивые, как нарядились! – обнимая их, радовалась Марья.
-Люди  одежду одолжили на время торжества, подарки сделать помогли, - открылся младший, - угадай, в букете кто мастерил цветы?
Мать угадала сразу:
-Это Васяткин василек, в детстве из них   плела веночки. Ромашка от Мишутки, букеты украшали стол. Веточка от Светика, красивая работа. Стебель сорняка украсила  цветами, листья плетеные из травки, а это лилия из нашего пруда, как только начинался цвет, отец ваш на окошко всегда выкладывал букеты. Бутон  от будущего малыша. Спасибо милые!
Женщины поднесли дрова к печурке и славный ужин, лепешки, соленая размоченная рыба, печеная свекла, пшеница отварная с медом, две  кружки красного вина. На время, позабыв осаду, шутили и смеялись, от тепла дети разомлели,   забрались под  одеяло  и уснули. Владыка снял рубаху, жену обнял:
-Я ждал  твое рождение с нетерпением. Тепло, как дома, дети спят,  ты рядом, нам подарили незабываемую ночь.
Марья разглядывала мужа:
-Похудел, к лицу бородка. Частенько вспоминала нашу жизнь. Росли без войн и без нужды под зонтиком родительской любви. Мать умерла, отец велел не плакать, сказал, она навеки с нами,  просто невидимою стала. Мы так привыкли к этому, что иногда, к ней обращались,  матушка я правильно белье стираю или  готовлю пищу, так ли поступаю? Каждый год все собирались  на мамин день рождения, садясь  на её место за столом, отчитывались за прожитое время.
Во время обучения, я мать просила часто, сберечь тебя от женских чар и повернуть ко мне.  При встречах,  немели ноги, душа кричала, я люблю, а разум, замок повесил на роток и руки за спину вязал, чтобы не бросилась с объятиями впустую.
Владыка пошутил:
-Теперь я знаю почему, так долго по сердцу не мог найти зазнобу. Мне в жизни все легко далось, учеба,  наука война, власть, общение с людьми,  любое дело и мужицкий труд. Когда мне отказала, я растерялся, вдруг осознал, жизнь без тебя, не может продолжаться! Отказ твой ничего не значил, желание слиться воедино, мой разум замутил.  Я  обуздать себя не мог. Согласием, ты отвела беду.
Позже, когда я видел, как в животном мире, самцы жизнь отдают за первенство и обладание самкой, по телу моему   бежала дрожь. Я Стражникам о слабости поведал.  Они с тобою долго говорили,  беседа трудно шла.  Тебе поведали об этом?
Марья кивнула головою.
-Столько лет вместе,  ни разу не возникало желание,  тем разговором поделиться.  Твои ответы, Стражники  подолгу обсуждали.
-Тот разговор построен был, на если бы, кабы.  Мы отстояли наши отношения. Еще тогда я поняла, женой Владыки быть не просто.  Жизни наши, не нам принадлежат - народу, это не громкие слова, а суть Владыческого рода.   Я  счастлива той ночью, и каждым днем, что прожила с тобой.
- Откуда же сомнения взялись? Доверься мне, сомнения мешают детей достойно воспитать. Без веры материнской,   пороки не исчезнут.
Перед рождением каждого ребенка, к нам приходили старцы,  всякий раз напоминали  о  смысле жизни и отношении к потомству. Ты помнишь заповеди наизусть, я первую хочу послушать.
                ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ
               
-В миг сладостный, когда издаст он первый крик, прижми его к себе. Покуда,  ты РОДИТЕЛЬ, жив, не разжимай любви объятий. Родился  ЧЕЛОВЕК, неповторимое творение твое и рода твоего, и ни одно богатство Мира, в сравнение с ним нейдет!
Он, твой! Еще в утробе от своих  ветвей, зародыш получил в наследство: здоровье крепкое и тела красоту,  взгляд ясный, милую улыбку, способность к восприятию, талант, любовь  к земле, что Родиной зовется. Но может получить иное: здоровье хилое, убогость тела, слабость духа, к убийству страсть и воровству и множество других пороков. 
В руках твоих,  комочек долгожданный и чтоб ему в наследство не досталось, он ТВОЙ, в любой одежде ТВОЙ!
Как долог путь к взрослению, он гладок,  не бывает. От взрослых, ребенок отличается лишь тем, что нет в нем опыта житейского и знаний. Уроки первые, ребенок получает при зачатии. Как важно, чтобы оно в любви происходило, и он желанным был, чтоб женщина, носящая его, была спокойна, терпелива, умом крепка и телом, песни пела и вела беседы о добром бытие. Помнила всегда, внутри ее, в уютной колыбельке живой комочек созревает, смысл жизни в нем!
Ребенок слышит вас,  воспринимает каждое движение, настрой душевный. Он плачет и смеется, грустит, переживает все беды и невзгоды, доставшиеся вам, и о себе напоминает, легонько стукнув ножкой, локотком.
Родившись, как губка воспринимает ваш опыт жизни, но,  мастит свой, пропуская  через наследство, доставшееся ему от всех родов.

Вторая заповедь гласит:
-Люби его, но не слепой любовью…
-Довольно, - прервал жену Владыка, - первую заповедь  хотел услышать,  глубокий смысл заложен в ней.  Негоже упираться лбами, и смуту сеять  в сознании людей, доверивших нам судьбы. О снисхождении прошу,  сомнения отбрось, они мешают воевать и будоражат разум.
В ту памятную ночь, она перечить не посмела. Молчание муж принял за согласие и с облегчением вздохнул:
-Давно бы так!

За разговорами и лаской ночь пролетела незаметно, к утру услышали стук в дверь. Владыка стремглав оделся, прощаясь, в глаза родные заглянул. С лица слетели радость и надежда,  он сжал до боли её  руку и тихо молвил:
- Я не уступлю!
Марья присела на лежанку, поднесла к лицу подушку, хранившую  тепло и запах мужа.  Почувствовала прикосновение ладоней:
- Мама, всегда вы были заодно, друг друга понимали с полуслова. Чую причину вашего разлада. Не только я, слышала, как женщины между собой вели беседу. Одна сказала, Владыка, старается достоинство  поднять в Васятке, дух закалить и тело. Другая ей ответила,  можно навязать науку война, в тело вселить выносливость и силу,  но сущность, вложенную Родом, изменить в себе, может, лишь сильный духом человек. Третья возразила, сославшись на малый  возраст брата, напомнила, как дедушка с отцом нашим возился и вырастил достойную замену. Но первая не унималась, она считает, что в отце моем,  была иная сущность, и Владыку вам, еще не удалось родить. С ней согласились мужики, мол, Марья молодая, рожать ей  и рожать!  Я много думаю о нас, Васятку помню, как родился, мне кажется, они правы.
Васятка, хлюпая ноздрями, вмешался в разговор:
-Послушайте, мне надоели ваши шепотки и ссоры, я не хочу Владыкой быть. Отцу сказал, он страшно разозлился, хочу, чтоб  оставили в покое. Глаза следят за мной  повсюду. Мне не нужна любовь народа,  с нею уж очень тяжело.
- Мне  в  детстве часто  доставалось  за   проделки,  родителей своих, старших сестер, соседей не судила, считая, что за ними правда. Когда родные и друзья, порок заметя,  равнодушно промолчат, это беда, для них и для тебя! – ответила Васятке мать.
Мишутка из-под одеяла, подал голос:
-Мама, тебе не повезло с сынами, я тоже нехороший человек, я пайку предлагал Васятке,   когда мне Светик все  растолковала. Я согласился бы, совсем не есть,  за уважение брата.
Смеясь, мать всех расцеловала, заверила:
-Мы Миру подарили прекраснейших детей, пороками наделены все люди,  разум   на то и дан, чтобы  избавиться от них сумели.
Мишутка смехом залился и протянул к Васятке руки, Светик, прыгнув к ним, устроила возню.
Дверь отворилась,  отец вернулся,  снял с крюка шапку, руки жены поднес к губам и тихо прошептал:
-Люблю…
Когда отец ушел, Светик сказала:
-Отец забывчивость не допускает, он шапку специально на крюке оставил. Я заприметила особенность одну. В других семьях, после ругани и недомолвок, обиду помнят долго.  Косятся, ходят боком,  друг другу строят козни, либо молчанием стараются донять. У нас все просто, чтобы ни случилось, вы  предлагаете объятия.  За мужа стану, в семье построю  такие отношения.
-Не все так просто, понимание  пришло не сразу. Людские отношения сравнимы с полем, чтоб добрый урожай   собрать, поле очистить надо от сорняков, камней, земельку подкормить, полив устроить,  защитить от вора, собрать и спрятать зёрна в закрома,  распределить разумно, да подготовить семя для будущей весны. 
Лад в семье, труд кропотливый, от разногласий не уйти, для сглаживания их, потребны годы. Я помню наставления отца, семья, это семь я. Расклад привычный,  муж и жена, бабуля с дедом, дети, чем больше их, тем лучше. Безоблачные встречи,  свадебное веселье утихнут скоро, придут на смену будни. У молодых понятие о бытие разнятся, ясно  от чего, они росли в разных мирах. В каждой семье свои порядки, настрой душевный, родственные связи, достаток, обычаи и нравы. Смысл молодой семьи, любовь и уважение сберечь, враг их, несдержанность и грубость, неверие и чванство, молчание, желание досадить за нанесенную обиду.  В какой-то мере, зло в каждом человеке есть, бывает, так с любовью  обойдутся, что от неё и пепла не собрать. Во злобе чахнут  молодые, их дети малые,  родительский покой.   В семейной ссоре правых нет, и если невзначай она случилась, гнев подави, объятия раскрой.  Обиды не копи,  дело последнее, помои собирать, ждать случая, чтоб выплеснуть на голову родную. Как ни крути, спокойствие в семье от женщины   зависит. Мужчина воин  и добытчик,  телом силен, ценою жизни от гибели  спасает род,  доверчив и порою, женские слабости за правду принимает. Великой силой слабость обладает, она войну затеять может, ветвь мужнину отсечь, толкнуть друзей на ссору, от деток увести,   до нитки обобрать и нищим выставить за дверь, поднять до высоты неимоверной, с нее же наземь уронить.