Размышления о воспитании детей 2

Павлова Вера Калиновна
       Со времени нахождения статьи «Размышления о воспитании детей» на странице и в  рейтинге с 14 по 16 июля на неё поступило 30 рецензий, в которых авторы и читатели  высказали  свои отклики по этой теме.
 
       Хотела бы ещё раз заострить внимание на некоторых её аспектах, привести наиболее интересные отклики, мысли и, может быть, высказать уточнения либо разъяснения по  возникшим вопросам и сомнениям.   
         
       Некоторые авторы напоминали мне о некой узости подхода к воспитанию детей, его  однобокости, мол, делается упор на музыкальное воспитание детей, в то время как его  аспектов множество.
 
       Почему во главу ставится этот вид воспитания? Во-первых, я ближе всего к нему и  в теории, и в практике. Во-вторых, жизнь в профессиональном контакте с детьми и  взрослыми в течение 35 лет убедила меня в положительных свойствах влияния музыкального  и певческого искусств на душу, здоровье и интеллект в подробностях.

       Поразмышляем на такую, казалось бы, отдалённую тему.
       В нескольких рецензиях высказывалась пессимистическая мысль о том, что у нас  непорядок в воспитании детей идёт сверху. Согласна. Надо воспитать или воспитывать у  правительства понятие необходимости принятия глобальных, кардинальных решений по этому поводу.
 
       Для этого нужно: ПЕРВОЕ - представление о масштабе происшедших разрушений в этой сфере за последние 30 лет.

       ВТОРОЕ - иметь представление о том, что в системе воспитания и образования детей и юношества не было ни одного лишнего звена или уровня: детский сад, самодеятельность в школе, подростковые клубы по интересам, разнообразные кружки в домах пионеров,  самодеятельные кружки в Домах и Дворцах культуры. И всё это было бесплатно.

       А теперь разберём, какими нужно быть людьми, чтобы это всё урезать или закрыть?  Это люди недалёкого ума, которые плохо воспитаны. Они в первую очередь должны быть  музыкально воспитаны. Почему?

       Музыка - это то влияние, которое непосредственно и сразу проникает в основной  орган восприятия – слух. Через него тонко и положительно воздействует на психику – средоточие всех человеческих чувств, развивает эмоциональную сферу, интеллект, а  физиологическое воздействие на кончики пальцев при игре на инструменте (освоении) благотворно влияет на мыслительную функцию ребёнка и развивает речь.

       (При игре возбуждение в нервных окончаниях фаланг достигает отделов головного  мозга, отвечающих за мышление и речь; в этом ракурсе полезны лепка, конструирование…)
 
       Дети, соприкоснувшиеся с музыкальным воспитанием, гораздо более интеллектуально  развиты, чем обычные дети. Они отличаются тонкостью и культурой восприятия, гибкостью  души и ума.

       В дальнейшем эти базисные навыки окажут основополагающее влияние на формирование  личности, её кругозора, реальных представлений и понятий о жизни, добре, гуманности,  красоте, об их истоках и необходимости их сохранения и развития.
         
       Представим себе, что вырастает из среды детей какой-нибудь чиновник, который  плохо разбирается в искусстве. Его будет устраивать «плоский» уровень культуры «от  печки»: два притопа, три прихлопа, - только потому, что с детства ничего другого он не  знает: не прикоснулся, не обучен. Таких чиновников на практике я видела немало.
               
 И на что могут рассчитывать следующие поколения детей?

       Он, этот чиновник, в целях «экономии» средств, первым выскажет «предложение»  закрыть музыкальные школы и школы искусств. Ведь не раз поднималась на них рука  влиятелей от власти под видом «воссоединения» с общеобразовательными школами или угрозы переведения их на принцип самоокупаемости. Такое мог придумать только бухгалтер,  озабоченный только прибылью.

       ТЕПЕРЬ О ХОРОВОМ ПЕНИИ. Это самый простой, доступный, массовый и действенный  путь музыкального и интеллектуального развития детей. Ещё 25–30 лет назад хоровое  искусство в стране процветало: существовало огромное количество детских государственных хоровых коллективов радио, телевидения, при разного типа институтах, во дворцах  культуры, в детских учреждениях, все школы пели.

       Воистину прав был Д.Д. Кабалевский, когда-то высказавшись: «Запоёт школа,- запоёт народ.» Вся страна пела и детскими голосами и профессиональными, самодеятельными, народными хоровыми коллективами взрослых. Всё так чудовищно разрушено! Существовала  такая общественная организация как ВХО - Всероссийское Хоровое общество, пришедшее на  смену  РХО – Русскому хоровому обществу, основанному в 1878 году, и столетие  которого  широко отмечалось в 1978 году.

       Поющие в хоре дети - это организованные дети. Это здоровые дети, так как  физиология пения связана с правильной организацией дыхания и развитием дыхательного  аппарата. Пение помогает избавиться от речевых недостатков, развивает певческий голос,  музыкальные слух, (гармонический, мелодический) и вкус, чувство ансамбля, развивает   эмоциональную и интеллектуальную сферы.
 
      Учит коллективизму, патриотизму, прививает правильные певческие и поведенческие  навыки. Воспринимая манеру общения руководителя (дирижёра) с хором, дети учатся дисциплине, этике поведения, благодаря репертуару учатся воспринимать окружающий мир. Всё перечисленное можно объединить под одним словом КУЛЬТУРА.

       В этой связи хочется отметить рецензию Кирсанова Николая Ивановича, выразившего  профессиональный и справедливый критический взгляд на сегодняшнее состояние эстрады. Я бы продолжила: многим певцам эстрады очень полезно было бы начать свою карьеру с  приобретения певческих навыков в хоре.
 
       Юлия Черезова выступает за пение forever (везде), 

       Галина Русина с благодарностью вспоминает о принудительных посещениях  классических концертов в школьные годы. 

       Елена Полякова 2 с благоговением говорит о радости хорового пения в школе, о  строгом посещении репетиций хора даже во время экзаменов.

       Шавернёв Алексей вспоминает о времени (80-е, 90-е), когда в каждой 
школе был свой ВИА., а сейчас их просто нет.
 
       Николай Долгирёв считает поющего человека чище душой.

       Лариса Лад согласна со всеми доводами статьи.

       Андрей Гавриков вспоминает о том , что, мол, в 10 классе пели  Макаревича,  несмотря на изучаемую классику на уроках пения. Сразу хотелось бы ответить: Чтобы не  пели Макаревича в 10-ом, при всём к нему уважении, нужно музыкальное воспитание  начинать с 4 – 5 лет. Дети к 10 классу должны знать уже, что такое «хорошо».
 
       Леонид Маслов считает, что поколения детей мы «потеряли» ещё в восьмидесятые во  время оголтелой американской пропаганды на неокрепшие умы и психику детей и  подростков. Согласна с ним.
 
       Ностр Адамус вспоминает о замечательных классических концертах  квартета «Московская балалайка», о пении в ансамбле Локтева, участники которого впоследствии стали подвижниками – организаторами своих исполнительских коллективов.

       Уважаемые авторы и читатели, со всеми рецензиями можно ознакомиться под  статьёй «Размышления о воспитании детей» на моей странице.

                На фото: самый большой детский хор Приволжья