08. 08. 10. Я была одноразовым рабом в науке

Алла Пушкарева
   Уж не знаю, насколько современны мои сведения - дело было в 1999 году. Я пришла работать на кафедру экологии. Может кому интересно, как приходят на кафедры?

Тогда краткое отступление:


    Я занималась распространением косметики и начала заниматься транспортным бизнесом (грузоперевозками).  Но моих родителей раздражали такие несерьезные, на их взгляд, способы заработка. Тем более денег получалось не очень много. Впрочем, меня все устраивало. Но родители  заставили меня пойти к дипломному руководителю, просить помочь с работой. Моим дипломным руководителем был проректор по науке, молодой профессор. А к 1999 году он стал молодым академиком и ректором нашего, теперь уже университета.


    Он меня принял. Вспомнил. Был очень внимателен и поинтересовался моими запросами на счет работы. Я сказала, что всю жизнь мечтала заниматься наукой. Это правда, я зачитывалась в детстве дневниками Софьи Ковалевской, читала биографии разных ученых и очень хотела именно такой жизни.


     Сказал - это возможно. И направил меня на вновь созданную кафедру, к ее заведующему. Назовем его... Николай Антонович,  по имени профессора-предателя из книги Каверина "Два капитана". Я не могу указать его настоящего имени, хотя очень хочу, почему вы поймете из рассказа.


     Я закончила вуз в 1984 году, и по специальности к тому времени уже относительно давно (10 лет) не работала. Я ни на что не претендовала, меня устроила  бы должность лаборанта и учеба в аспирантуре. Но зав.кафедрой распорядился иначе: учеба в аспирантуре, и преподавание 4 !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
предметов. В том числе отдал свой курс лекций. А числилась я на 1/2 ставки ассистента.


    Устроилась я на работу в июне. И все лето просто дежурила на кафедре, почитывала литературу по экологии. И ждала сентября, то, что я буду вести занятия у студентов меня, не предупредили, поэтому я считала себя секретарем. Поила чаем преподавателей, покупала букеты на госэкзамены и защиты дипломов, печатала на пишущей машинке, разные объявления и влюблялась. К первому сентября я была влюблена в 17 человек, такие симпатичные люди вращались вокруг.


     И вот запахло началом учебного года. Наступила истеричная обстановка. Сам зав.кафедрой был тут человек новый, пришел только в мае, с другой кафедры.


     Я не собиралась вести занятия со студентами. Там есть должности и лаборанта, и техника и всякие другие, не предполагающие ведение занятий. Я была просто не готова к этому, у меня было недостаточно знаний.


    Профессор все это знал. Но получилось так: нехватка преподавателей, кафедра новая, предметов много - специалистов  нет, и к тому же у него стали отбирать его лабораторию на старой кафедре. Так вот он решил мной, самым слабым человеком в коллективе - закрыть все дыры.


    Началось с того, что 31 августа он мне сказал, что на линейку 1 сентября я не иду, а готовлю его лабораторию к занятию, которое сама же и проведу 2 сентября. А в его лаборатории, расположенной в повале 150  летнего здания занятия не проводились ни разу за все существование вуза. Это была невыполнимая задача, как и все остальные, которые он мне поручал.


    Все было, как в сказке про Морозко. Там Морозко, устраивал испытания девушке, морозил ее сильнее и сильнее, и все спрашивал:" Тепло ли тебе девица?". Она все выдержала, и была награждена богатствами несметными.


    Я тоже выдержала все испытания. Но не получила за это ничего. Нет времени рассказывать подробно. Просто перечислю.


    Я спасла его лабораторию, я вела там в течение года лабораторные работы по экологии, из пальца высасывая методики к ним. На меня были совершены там неоднократные словесные нападения, очень грубые и с угрозами, других соседей по подвалу. На просьбы защитить меня от его бывших коллег, профессор отвечал :" Не обращайте внимания". И вся ненависть их, адресованная ему, вылилась на меня.



    Я не пропустила ни одного занятия в аспирантуре.


    Я ездила в Москву за документами, для аттестации кафедры, что было весьма непросто. По крайней мере, никто не согласился, ходить по министерствам и чужим кафедрам. Благодаря мне аттестация прошла успешно, с первого раза.


    На меня повесили  4 предмета. 3 практики и профессорский  курс лекций. Я не сорвала ни одного часа занятий. Это было очень трудно. 


   В октябре мне дали тему диссертации. Она была на реальном объекте. На велозаводе, от моего дома до этого завода ехать три часа, да еще потом по лесу идти 3 км, он за городом.


   Я отредактировала книгу профессора, которая представляла собой пару огромных папок, невнятных текстов, методик и разного бреда -  из всего этого я сделала книгу.


   И так, мой день выглядел так:

4 подъем.
Еду на велозавод, собираю материал для диссертации.
10 - 17 - на кафедре, веду занятия, совмещая это с должностью  секретаря кафедры, готовлюсь к следующим занятиям.
17 - 20 - аспирантура.
21-00 дома.


    Денег мне не платили, что-то около 300 рублей в месяц. Это очень мало, стоимость месячного проездного на трамвай, на тот момент.(1999 год). Иногда зав.кафедрой просил меня сходить в кассу, получить деньги, которые выписаны на мое имя, но на самом деле они его. То  есть он их забирал себе.


    За работу по велозаводу ( диссертация) заплатили 5 000 000 рублей. Так мне сказали на заводе. Причем большую часть - велосипедами. Я просила у руководителя, дать мне три велосипеда. ( На тот момент у меня было двое детей - 2 года и 8 лет, и ни одного мужа). Он отказал. Занимался каким-то бизнес-бартером.


    Я, конечно, понимала, что дело не чисто. Но не знала насколько!


    Первое предупреждение я получила 8 марта. Пили чай, и на кафедру зашла знакомая профессора, в ожидании его присоединилась к нам. Она была очень красивая, и одета очень красиво. Я за ней ухаживала, и так искренне восхищалась ее красотой, что ее это растрогало. Красавица расспросив, кто я, чем тут занимаюсь, сказала: "Вы никогда не защититесь. Он Вами пользуется. У него нет ни одного ученика, у него никто ни разу, просто так не защитился".


   Дальше - больше. Вскоре меня вызывают в отдел, который занимается аспирантурой. Я пришла. Строгая женщина, очень грубо сообщила мне:" Мы вас исключаем из аспирантуры. За прогулы". Я разозлилась, и сказала :" Но я не пропустила ни одного занятия. Я могу доказать, возьму справки у преподавателей. Откуда такая информация?" Она опустила глаза:" Приходил Николай Анатольевич и сказал это, и просил исключить срочно!"


    Тут я вспомнила, в самом начале он говорил мне :" Не ходи в аспирантуру на занятия, те преподаватели мои друзья и просто так поставят тебе кандидатский минимум, я договорюсь". А я то - ходила! Потому что была влюблена в преподавателя философии и наслаждалась его лекциями. В него влюбляются все, кто слушает лекции. Не зря же философ женат в 5 раз. А на немецкий мне просто очень нужно было ходить, так как мне было сделано предложение выйти замуж профессором из Германии.


    Все развивалось стремительно. Я была приглашена в его кабинет со всеми материалами диссертации (готовность 80%, по его словам). Там сидели две рожи, он взял папки и сказал :"Ваша работа по этой теме закончена, дальше будут заниматься они."


    Они "позанимались" и оба защитили по кандидатской диссертации по моей работе. Один из них сын владельца автозаправок в нашем городе, второй сын моего профессора.


   Я так плакала. Украла из кафедрального сервиза чашку на память и решила больше туда не пойду. Просто не пришла на следующий день на работу, в апреле, не доведя свои курсы, не писала заявление. Но мне позвонили из отдела кадров и потребовали уволиться по закону.


   Когда я пришла подписывать заявление об уходе, он сказал:" Не надо уходить. Вы очень умны и работоспособны. В работе Вы равны мне, Вы работаете как я, Вы за две недели можете написать диссертацию. Предлагаю сотрудничать".


                "Я ВАМ НЕ ВЕРЮ!"

 Был мой ответ.


   Вот и все. Он председатель диссертационного совета, влиятельный человек в городе, и нигде бы он не дал мне защититься. Я была одноразовым научно-исследовательским рабом. До меня у него их было сколько, и после меня будут.