О пользе бокса-1часть

Огай Александр
          
          У меня сбылась мечта. 
   
   Наверное,  каждый пацан  в детстве мечтает научиться бить так, чтобы "одним ударом вырубать противника".

   Началось всё так: мы жили на окраине города, не уметь драться считалось несмываемым позором, "не пацан", "девчёнка"-считалось тяжким оскорблением, смыть которое можно было только доказав обратное в драке. Не умеющих драться "мамсиков-папсиков" не принимали в игры, сторонились, как прокажённых, таких были единицы.
 
  Кстати на Руси кулачные бои всегда считались обычным делом, утехой для любых сословий, не умеющего драться мужчину невозможно было и представить.
  Зачастую по праздникам выходили помериться силой район на район, купцы против ремесленников, стенка на стенку, один на один.
 
   Если вдруг "свои"  начинали отступать, нередко старики, из болельщиков, кряхтя скидывали верхнюю одежду и поспешали в бой на подмогу.
 
   Недалеко от взрослых сходились в бою и подростки. При этом неписаные правила были жёстки :  "лежащего не бить", "ногами не бить", за нарушение карали и  свои и чужие.
   
  Любой боец, в любое время,  мог остановить поединок, если вдруг замечал нарушение .

  В любое время боец, посчитавший, что "с меня хватит", мог опуститься на карачки (коснуться руками земли - тут срабатывало правило: "Лежачего не бьют!") и таким образом избежать продолжения боя.
 Так, касаясь руками земли можно было  выйти с поля боя, никто и пальцем не трогал
Правда честь тогда ценилась очень высоко и к этому манёвру прибегали лишь в крайнем случае.
   
  Это была прекрасная школа мужества, не выйти подраться за своих-значило стать посмешищем и изгоем. Недаром армии всего мира знали и уважали силу русских воинов в рукопашном бою.

  (Сейчас всё иначе,- воспитанные, без вмешательства отцов, мамами и бабушками: "Не беги-упадёшь!..." ,"Не залезай-сорвёшься!..." мальчишки и парни, в большинстве, совсем не умеют драться, их кумиры-женоподобные Киркоров и Зверев.)
 
  Возможно поэтому гордые сыны Кавказа чувствуют себя в Москве, как коршун в курятнике.
 
   И мы, пацаны 60-х , дрались до первой крови или до капитуляции противника. Взрослые не поощряли , но и не наказывали за это - дело то житейское. Так продолжалось до тех пор пока я однажды не нарвался на незнакомого пацана, который видимо занимался боксом.
  Я махал руками по воздуху, а он лёгкими тычками расквасил мне всю физиономию, он был мой ровесник, драться с младшим считалось позором, а я чувствовал себя беспомощным младенцем перед ним. До сих пор не понимаю почему он не ударил ни разу сильно, только обидные тычки. Толи пожалел, то ли не умел. Скорее первое.
      Ещё у нас был знакомый самбист, он постоянно напоминал всем об этом, поигрывал мускулами, показывал приёмы, а однажды другой парень без всякого самбо набил ему морду,  по рабоче-крестьянски!
 Так я стал поклонником бокса

   С первым тренером мне повезло, звали его Геннадий Андреевич, фамилию не помню, это была обычная дворовая секция. Я был худосочный , бесперспективный пацан, но он принял меня в секцию, хотя я был единственный новичок в ней.
    Кстати, самого титулованного боксёра Советского Союза, победителя 3-х Олимпиад (!) Бориса Лагутина  в детстве с первой попытки не приняли в секцию бокса по диагнозу-бесперспективен!
  В отместку Лагутин 12 лет становился сильнейшим в СССР.

   На тренировках  Геннадий Андреевич запрещал сильно бить противника, пока тот не научиться приёмам защиты. За это мог выгнать с занятий, на снарядах-пожалуйста, лупи изо всех сил сколько хочешь. А когда научились нормально приёмам не получать удары,  выработалась необходимая боксёру моторика, координация - тогда  объявлял в конце тренировки: 
-"Один раунд в полную силу!" 
И подчёркивал зловеще:
-"Старайтесь завалить!!!"
 
   Это была шутка, мы были дружны и никогда сильный не смел ударить не подготовленного.Это был не писаный закон.
      Не было случая даже нокдауна на тренировках, так как тренер правильно подбирал равных соперников или делал какие-то ограничения в бою.
   
    Научиться сильно и резко бить довольно легко, а вот остальному-защите,тактике, технике, стратегии-нужны годы.
  Самым сильным бойцом в секции был Бака, мы с ним подружились, я мечтал научиться драться как он.  Со мной он играл как кошка с мышонком, любые мои атаки натыкались на его кулак. В любой момент он мог закончить бой со мной досрочно
Я не смел и мечтать, что когда-нибудь  смогу одолевать его.   
 
 Это произошло через долгих 4 года. Он к тому времени уже не тренировался в полную силу.
   
  Вторым тренером стал знаменитый Рашид Абдрахманов,  гордость Казахстана, первый в республике мастер спорта международного класса, неоднократный чемпион СССР, победитель многих международных турниров, искусный накаутёр.
Отбор в его секцию был довольно жесткий.
  "Слабые умирают в пути!" - его любимая поговорка.
И он очень часто практиковал это на практике...

   Он научил нас быть сильнее своего второго "Я". Ведь в каждом человеке всегда один голос говорит: "Надо!", А другой шепчет: "Устал, отдохни!, Завтра..."
 
  Тренер занимался с нами и сам ещё ездил на соревнования...

 Однажды на спарринге на центральном стадионе, соперник Рашида неожиданно коварно ударил. В следующую секунду он  отлетел в угол, а затем, пропустив убийственный свинг левой от нашего тренера, рухнул на пол. Страшно было, что рухнуло ТЕЛО. Без признаков жизни!
   Уборщица зала, - "Ветеран бокса", так её называли, уважаемая всеми добрейшая тётя Даша, которая частенько, бросив швабру, с азартом показывала новичкам как надо бить и защищаться, закрыв ладонями глаза, возмущённо-испуганно скомандовала:
 
  "Рашид!
  Язьви тя в душу!
 Не бей сильно!!!"
(и...присавокупила  крепкую фразу из могучего русского  языка)...

 У нас от такого отвисли челюсти.

 А Тренеру пришлось оправдываться...
 
     Единственный в СССР с кем у нашего тренера бои были с переменным успехом - был россиянин Мусалимов. Они становились чемпионами СССР по очереди, после изнурительных поединков между собой.

    Тренер  был для нас кумиром, глядя на него мы тренировались не покладая рук, сбросить за тренеровку 2-3 килограмма веса было обычным делом.
   В конце каждой тренировке Рашид заставлял отрабатывать по мешку один удар ,  каждый удар - в полную силу,с максимальной скоростью по несколько сот раз каждый удар. Этим Рашид отличался от других тренеров.
  (Не знаю хорошо это или плохо, но...у меня было 4 перелома кистей обоих рук. Правда три - на улице. Но я никогда не был зачинщиком драк, хотя и не обходил никого)
   
    Как то мы поехали на автобусе на Медео в горы, надо сказать , что Рашид был художником в душе, он создавал красивейшие композиции из подручного материала-корней деревьев, ветвей.
   В этом автобусе ехала подвыпившая компания, они гоготали, нецензурно ругались.
-Мужики, здесь дети, женщины!-Сделал им замечание Рашид.
-Не нравиться, выйди!-Самодовольно  загоготали в ответ.
   Рашид подошел к водителю, тот остановил автобус, с Рашидом из автобуса вышли два самых здоровых лба, Рашид был средневес, а эти были на голову выше и шире. Они видимо предвкушали лёгкую расправу, настроены были игриво.
   Так и случилось, спектакль был к сожалению, короткий: хлёсткие , как удар бича два удара и двое верзил безвольно распластались на обочине.
 Позже Рашид разъяснил нам, что при ПРАВИЛЬНОМ ударе соперник не должен отлетать на 4 метра, а затем снова вставать и бросаться в бой, как это в кино показывают. А должен складываться , как верёвка, там же где и стоял. И больше не вставать.
   Это и есть правильный удар, а не удар-толчок.

  -Ещё кто хочет?- Спросил Рашид у притихшей компании, но те поспешно замотали головами, и заблеяли как овечки :
-Не-ет!
 -Вон из автобуса!
 
   Мы - ученики,чуть не описались от восторга.

 
               Спустя годы тренировок я начал почувствовать себя излишне самоуверенно, понимаю -это была глупость, специально заходил в тёмные дворы в надежде найти приключения, но нашёл лишь однажды, когда совсем этого не ожидал и не хотел.
  Возвращался домой в приподнятом настроении поздно вечером, пошёл без задней  мысли через тёмный дворик, неожиданно дорогу преградили двое. Один,  взял меня за шкирку:
-Деньги дай!
    Я не успел осознать происходящее,  как правая рука самопроизвольно выполнила удар через руку.
        Грабитель, который был на пол-головы выше, будто дурачась, повалился у моих ног, а его приятель рванул скозь кусты так, что догнать его не возникло даже мысли.
 Я был поражён: мозг не давал руке команду "огонь!", я не вкладывался в удар, да и зимняя куртка здорово мешала, а получилось вон как...

- Попинать его, что ли?- Довольный собой думал я , стоя над поверженным телом.
Мне тогда было лет 17, а им лет по 25.

  Только за этот случай я буду всегда благодарен боксу и моим тренерам,  за то, что не пришлось испытывать боль унижения, за то, что я могу защитить себя и близких не унижаясь до взывания к милиции.
               
                ***
  Были и другие случаи триумфа  кулака и в армии и в институте, но это будет уже хвастовство.
   
  Ярым противникам бокса хочу сказать ,  боксом увлекались:    Пушкин,  Лермонтов. Пётр-1, космонавт  Л. Леонов, писатель Юлиан Семёнов, актёры Василий Соломин, Спартак Мишулин ( был чемпион московской области), Михаил Пореченков, - призёр первенства Эстонии,певец и актёр Владимир Высоцкий, Михаил Шуфутинский, Игорь Скляр, Сергей Довлатов. Выдающийся русский художник Александр Дейнека.

  Чемпионом Украины по боксу был депутат, певец Иосиф Кобзон.
     Детский писатель Лев Кассиль сказал в одном из своих рассказов:"Доброта должна быть с кулаками, иначе ей зла никогда не победить!" -видимо он имел в виду бокс. 
   
  Некоторые считают - бокс вреден и опасен.
При правильной тренировке нет!
Известным боксёром, чемпионом СССР был ПРОФЕССОР, доктор педагогических наук  Константин Градополов, а  кандидаты технических наук Геннадий Шатков и Валерий Попенченко былы олимпийские чемпионы по боксу. Они считали, что спорт наоборот, - помогал им в достижении поставленных целей.
  Из всех советских спортсменов только кандидат наук Елена Петушкова (выездка на конях) была тоже чемпионкой Олимпийских Игр.
 
  Боксом увлекался основоположник Олимпийских игр барон Пьер Де Кубертен.
 

     Боксом занимались   Байрон, Хемингуэй, Джек Лондон, Чарли Чаплин, чемпионом Англии был Артур Конан Дойл... да почти все англо-американские писатели, актёры и видные деятели отдавали дань "благородному искусству самозащиты".
   
     А  ещё знаменитый математик и философ Пифагор был олимпийский чемпион по панкратиону-боям на голых кулаках ! (Перчаток тогда ещё не придумали). Но этот факт почему то замалчивается.
 
  Бокс восхваляли мыслители Платон и Аристотель.

   Боксом  занимались голливудские красавицы: Тута Ларсен, Дженифер Лопес, Сандра Балок, Николь Кидман...
 Из российских знаю актриса ("самая обаятельная и привлекательная") Татьяна Васильева занималась боксом.
 
     При правильном тренировочном процессе бокс безвреден. а учитывая физическую подготовку и укрепление духа -полезен.
 
   Своё умение хорошо драться я не зарыл в землю, по свету бродит немало моих учеников, которые , я уверен не раз помянут меня добрым словом.
  Об одном, вернее об одной  ученице хочу рассказать особо. Это моя дочь Яна.  Когда ей было 13 лет я начал учить её боксу.  Точнее будет сказать я "поставил ей удар". Научить сильно и резко бить -это не сложно, я уже говорил. И вот тогда я убедился , что она уже может свалить ударом взрослого мужика, и взял  слово что это оружие будет применяться только для самообороны, успокоился.
    Прошло немного времени. Яна решила, что школа уже не даёт необходимых знаний и самостоятельно перевелась в понравившийся колледж. Но в этом колледже творились армейско-дедовщинские традиции: сильные  обижали слабых, ставили их на  "счётчик", обирали. Видимо чтобы обезопасить себя в коледже, при знакомстве Яна, как бы невзначай, упомянула:  занимаюсь мол, самостоятельно рукопашным боем!

    Как то в колледже к Яне подошла старшекурсница.
-Больше в этих сапогах не приходи!
-Почему? -удивилась Яна.
-Потому!!!   - у меня такие же!!! Иначе плохо будет!
-Нет. буду носить!
Разъярённая старшекурсница назначила разборки на пустыре после занятий.

                ***

       Занятия закончились, с Яной пошли её верные подруги по колледжу Аня и Света,  хотя они и  изрядно трусили.
    На пустыре уже собралась  толпа зевак, предвкушающих жестокий урок, который получит зарвавшаяся первокурсница.
   Некоторые смотрели на Яну с жалостью:
-Из за сапог получать трёпку ! Всё равно ведь придётся...
 
        Сквозь расступающуюся толпу расслабленной походкой к Яне подошёл один из "авторитетов" колледжа.
-Ты что ли рукопашкой занималась?
-Я.-отступать было некуда.
-Ну-ка,  ударь меня!-самонадеянно приказал авторитет, видимо уверенный что это трёп.
"Так, полная расслабленность, выдох при ударе, перенос веса на левую ногу..."-повторила про себя Яна.
-Х-хе!
     Лязгнули зубы потрясённого авторитета, который, видимо, был уверен что легко увернётся от девичьего удара.

    - Ну, ни фуя себе!!!- ахнули в толпе.

       Зажимая разбитую челюсть, на предательски  подламывающихся ногах авторитет засеменил к кустам,  его услужливо подхватили под локти приближённые.

   Предъявлять предъяву? Но ведь сам же просил...

  - Ну и где та старшекурсница? -Подруги Яны приосанились, хищно оглядывая толпу.
-Она ..это... не может...-отозвались из толпы
-Так передайте ей чтобы эти сапоги больше не одевала! - добили поверженную соперницу подруги    

                ***               
                У меня ещё подрастает сын, но это будет уже другая история...
               

  Продолжение следует...  2часть -
 http://www.proza.ru/2010/08/10/203