Рецензия на повесть И. Тургенева Ася

Братья Бирт
             
                Удивительно чистая и прекрасно пересказанная история. Это воспоминания господина Н.Н. о своей молодости. Странно, но почему-то Тургенев не дал имя своему герою.
                Молодой человек  познакомился с Гагиными, братом и сестрой. Все они путешествовали по Германии «для своего удовольствия». Заграницей дружба со своими соотечественниками завязывается быстро.
                Вот они, воспоминания: «Сначала она дичилась меня, но Гагин сказал ей: «Ася, полно ёжиться! Он не кусается».  В ответ  Ася   «…улыбнулась и немного спустя сама заговорила». Все они очень тактичные и культурные молодые люди. Благородство исходит от них и очаровывает своей возвышенностью.
                Повесть наполнена прекрасными чистыми чувствами в каждом эпизоде. Это просто бальзам на душу читателя и название ему «Благородство». Как это всё прекрасно, чисто и возвышенно. Может они, что-то и делают не совсем практично, но как это всё мило и трогательно.
                Н.Н. вспоминает: «Её взор часто останавливался на мне; сердце моё тихо сжималось под этим загадочным взором. Она казалась спокойною – а мне, глядя на неё, всё хотелось сказать ей, чтобы она не волновалась. Я любовался ею».
Эти три слова для мужчины, как врата для любви. За ними её сиятельство Любовь. Душа мужчины всегда трепещет, когда он любуется женщиной.
                Взаимные чувства между Асей и молодым человеком становились всё более захватывающими. Это любовь овладевала их сердцами. Мысли Н.Н. всё более наполнялись образом Аси. «Неужели она меня любит?» - задавал себе вопрос молодой человек. Но чувства, переполнявшие их сердца, не получили удовлетворения. Другие чувства перемешались с чувством любви, получился хаос, а может и непонимание и всё разладилось при встрече.
                Душевное смятение  при встрече описывается так: «Я забыл всё, я потянул её к себе – покорно повиновалась её рука, всё её тело  повлеклось вслед за рукою, шаль покатилась с плеч, и голова её тихо легла на мою грудь… Уже руки мои скользили вокруг стана… Но вдруг воспоминание о Гагине, как молния, озарили меня. Что мы делаем – воскликнул я и судорожно отодвинулся назад».
                Может такое расстройство и возможно только в самый изначальный момент близкого знакомства, когда важна каждая мелочь. Вернее мелочей тут и не бывает. Всё очень важно и значимо. Ася ждала от своего возлюбленного только одно слово, которое он так и не произнёс  при встрече с ней. Ася убегает от любимого молодого человека. А назавтра Гагины рано утром уезжают.
                В оставленной записке Ася пишет: «Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю – нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами,если бы вы мне сказали одно слово, одно только слово – я бы осталась. Вы его не сказали… Прощайте навсегда».
                И молодой человек в отчаянии восклицает: «Одно слово… О я безумец! Это слово…  я со слезами повторял его накануне, я расточал его на ветер, я твердил его среди пустых полей… но я не сказал его ей, что я люблю её».
                Прочитав повесть Тургенева я вспомнил, как отдыхал со своей маленькой дочкой на Чёрном море. Я уже не был женат и взгляд мой не был равнодушным к прекрасной половине человечества. Повстречалась мне одна чудная девушка лет шестнадцати. Я называл её про себя «Дитя Чёрного моря». И подумалось мне, как же это так народилась такая красавица. Потом видел её с родителями. Они были обычными, а дитя было необыкновенное. Я любовался ею. Она заметила это. Мне даже показалось, что ей нравилось, что я любуюсь ею. Как-то мне, всё-таки, удалось  заговорить с ней. Да лучше бы и не удавалось. Я сказал ей: «Я смотрю на тебя, как на картину в Эрмитаже». Мне пришло на ум это сравнение потому, как в Эрмитаже можно только смотреть и восхищаться, а не трогать. А девушка ответила мне: «Это плохо, если как на картину». И она погрустнела после нашего разговора. Вот такое непонимание друг друга и разладило едва наметившиеся отношения. Вот где-то в этой плоскости и получилась размолвка Аси со своим возлюбленным. Ведь они уже любили друг друга. Может это не судьба быть вместе?
                Тургенев словами уже немолодого человека заканчивает повесть: «Я знавал других женщин, - но чувство, возбуждённое во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось».
     У каждого из нас  есть такой однажды появившийся образ, который остаётся с нами на всю жизнь. Он не подвластен времени, он чист, прекрасен и неповторим.

Февраль 2010г.