По ягоды

Федор Головин
    Ароматный запах земляники заполнил всю избу.

    - Фётко, ты много ягод не ешь, животик заболит. – сказала бабушка Авдотья, поставив  полную корзинку с земляникой на лавку у окна, затем отсыпала немного в чашку, чтоб  не съел много и не испортил товарный вид лесных даров. Утром бабушка отправится на базар, чтоб нажить «копейку» для нужд крестьянского  хозяйства.

    - Баба! Баба, возьми меня за ягодами, когда еще пойдешь, они такие сладкие. – прошу бабушку, чтоб своими глазами увидеть таинственную поляну, откуда она приносит эти благодатные ягоды и там наесться «от пузо».

    - Будешь правильно проситься – возьму. Правильно надо говорить по ягоды, а не за ягодами, так же как мы говорим по воду – не за водой. За водой пойдешь – далеко уйдешь, так и за ягодами пойдешь – заблудишься, понял?

    - Понял, буду говорить правильно.

    - Придется плести тебе корзинку, другой раз вместе пойдем.

    Я обрадовался и начал ждать. Сплели маленькую детскую корзинку. Ранним прекрасным утро меня разбудили, и я отправился в свой первый поход по ягоды, за деревенскую околицу держась бабушке за руку.

    Мое снаряжение: легкие кожаные обутки, штанишки с помочами наперекрест, белая кепочка, в руке новая корзинка.

    - Егоровна, вы сегодня с кормильцем на пару все ягоды соберете. – улыбается встречная соседка.
    - Пора приучать, вырастет – кормильцем будет, если доживу. – отвечает бабушка, а я ее спрашиваю:

    - Баба, а кто такой кормилец?

    - Я старенькой буду, не смогу ходить по ягоды, тогда ты мне наберешь и накормишь. Будешь кормить?

    - Буду! – сказал я уверенно, зная, что дядя Константин на войне пропал без вести и их под старость кормить будет не кому.

    - Если не доживу, пока ты вырастешь, так на могилку приходи, не забывай, говорят, что своему человеку и косточки радуются.

    - Так за разговорами мы поднялись по косогору к старой вырубке на кромке Жуковского бора со стороны Сычевкой грани. Вот и первые земляничные поляны среди редких молодых березовых побегов, поднявшихся от материнских пней.

    Бабушка показала, как нужно правильно собирать ягоды.

    - Они должны быть спелыми и не мятыми, без венчиков и листочков, без травинок.

    Этот наказ меня удручил, никак не получалось собирать без мусора и это занятие слишком быстро надоело. Спелые ягоды сами просятся в рот, что было более по душе. Я повесил корзинку  на ветку молодой березки, кепку на другую березку и наслаждаюсь вкусом свежей земляники.

    Подходит бабушка.

    - Где твоя корзинка, где фуражка, ягодник?

    Растерянно оглядываюсь и не нахожу ни того не другого. Общие поиски оказались безуспешны, лишь через недельку бабушка нашла корзинку, а кепку подобрал кто-то другой. Так бесславно закончился мой первый поход по родной природе, но помню наказы бабушки и, выполняя завет по приезду на родину, спешу в городок (кладбище), где покоится прах моих предков, «порадовать их косточки», а земляничный запах помнится всю жизнь.