Комментарии к учебникам физики 5

Русский Эйнштейн
     "$8. Базовые физические величины в механике, их единицы" (с.22). Сразу заметим, что автор, В.А.Касьянов, "сдал зачет" по органам чувств в параграфе втором пособия и забыл, как всякий непутевый студент забывает то, что учил, после сдачи экзамена, об этих самых органах чувств. Ведь школьник, как и любой человек, чтобы зарегистрировать что-то, прежде всего применяет, использует себя, руководствуясь, ориентируясь, направляя свою деятельность в среде органами чувств. Следовательно, так называемые базовые физические величины без опоры на органы чувств оказываются чем-то потусторонним. Они и оказываются величинами механики. Теперь уже не человек характеризует явления, осуществляя процедуры измерения, практически получая результаты, которые он интерпретирует как физические величины, но они оказываются есть до него и они характеризуют явления: "Такими базовыми величинами являются длина, время, характеризующие расположение тел в пространстве в определенный момент времени, и масса, являющаяся мерой количества вещества и определяющая характер движения тел"(с.22). "Длина характеризует протяженность или расстояние в прострастве"(с.22). "Время - мера скорости..." "Масса характеризует различные свойства материи"(с.26). Масса - мера количества вещества и энергии; мера инертности; мера гравитационных свойств материи. Величины нам являются и они же характеризуют. Такие вот заявления о явлениях.
    Детеныши многих животных рождаются слепыми, т.е. не слепыми (у них есть диффузные зрительные впечатления, соответствующие потокам излучений, при закрытых веками глазах), но с закрытыми веками глаз. Они нарабытывают программы управления своим телом в соответствии с формируемыми ими ощущениями, как запахи, тактильно-осязательные и зрительные диффузные. По мере развития их интеллекта часть этих программ, которые не являются готовыми, они запускают в автоматизированный режим. После того, как веки открываются и нарабатываются программы формирования зрительных ощущений, зрительные ощущения ввиду автоматизма прежних программ не могут на них повлиять, разрушить. Например, крысы проходят по "визуальному обрыву", т.е. по стеклу, под которым обрыв.
До всякого школьного обучения, где как раз ломаются школьниками их правильные ориетации, для чего и работают учЕтиля, у детей вырабатываются чувства протяженности, тяжести, времени, объемности и др. Нам ведь ясно, что нет длины палки или протяженности дерева без палки или без дерева, нет тяжести стула без стула. Это у В.А.Касьянова физические величины являются и характеризуют. Физические ыеличины находятся в процедурах измерений, т.е. процедуры совершаются, а результаты интерпретируются как нахождение физических величин. Но и термин "нахождение" неудачен, скорее, определяются практически. До определения практическо их нет. Допустим, вот она палка есть, есть палочная протяженность, но длины палки без совершения процедуры измерения, т.е. ее сравнения с линейкой или другим средствам измерения, нет. Физическая величина - длина - это не свойство палки, но то, с помощью чего мы характеризуем палку, уточняя обнаруживаемые свойства нашего тела и палки. Но тела у нас у всех разные по свойсиву протяженности, а взяв то, что соответсвует линейке, мы устраняем этот недостаток.
    Точно также у нас есть чувство скорости течения процессов, длительности. Но длительности самой по себе, без процесса, явления, которые длятся, т.е. которые мы сравниваем с процессами собственного организма, нет. Чтобы устранить неравенство наших процессов, мы выбираем процесс-эталон. Это течение воды, песка, регистрируемое движение диска по небесной сфере, изменение положения тени стержня и т.д. Физической величины - времени - нет, если не произведена процедура измерения. Сама же по себе длительность не действует, как и длина палки без самой палки.
    Эталоном массы является определенное физическое тело, его масса принимается условно за единицу. Теперь весь вопрос в том, какова процедура сравнения. Есть весы крутильные, рычажные, пружинные. Но мы не можем практически определеить физическую величину массу без проведения процедуры, где бы наш эталон провзаимодействовал с физическим телом, для которого нам надо эту массу определить. Мы имеем проблему соотношения свойств, которые не только не существуют без своих оснований, физических тел и полей, но которых по-отдельности нет. Нет физического тела, которое бы не взаимодействовало с другими телами.
Масса - это не то, что имеет физическое тело, но масса - это то, с помощью чего мы характеризуем данное тело в определенных классах явлений. Вне определенных классов явлений бессмысленно что-либо утверждать или отрицать о массах тел. Где-то, масса, сила, энергия, импульс эквивалентны.
    Динамометр пружинный - это прибор, в котором стержень уложен в витки и его называют пружиной. Считают, что пружину изобрел Гук. При растяжении пружины стержень скручивается в одном направлении, а при сжатии - в другом. Изменение расстояния между витками регистрируется и интерпретируется как физическая величина - СИЛА. Физическая величина сила - это соответствующая длина на шкале. Не может сила действовать, как и масса, как и энергия. Их нет самих по себе. Когда начинают искать то, чего не существует, то возникают неразрешимые проблемы..., как у физиков.