Модернизация в стране привидений

Михаил Хворостов
Думаю, многим из нас хорошо знакомы классические фильмы ужасов, в которых некий особняк возводится на месте кладбища. И как следствие, в этом доме начинают происходить странные вещи - различными способами проявляют себя обитатели позабытых могил.
А ведь если задуматься, сегодняшняя Россия чем-то напоминает такую новостройку. Ее фундамент так же стоит на кургане позабытых идей, преданных проектов и не реализовавшихся мыслей. И вся эта неприкаянная сумма сущностей пытается прорваться во вроде бы хорошо понятный и определенный “особняк” современной России. Призраки минувших веков бродят по коридорам будничной реальности, порой проявляясь в образе феноменов и парадоксов, совершенно не ясных для обывательской логики.
Однако порой складывается впечатление, что кроме этого призрачного ресурса, у современной России больше  нет чего-либо, способного дать смысл ее существованию. Только эти потревоженные призраки, скитающиеся по пустому особняку, указывают на то, что жизнь здесь была, еще есть и может вновь возникнуть. Что Россия – это не просто место жительства случайных индивидуумов, а что у нее есть свой глубинный и суверенный Смысл, пускай и позабытый сегодняшними обитателями.
Какой вопрос стоит сегодня на повестке дня? Модернизация.
И стоило это слово произнести с трибуны государственной думы, как мгновенно задымилась невидимая трубка отца всех народов, взметнулись незримые паруса петровского флота, и ударил оземь суровый скипетр Иоанна Грозного.
На зов модернизации откликнулись именно они. Особенно стоит заострить внимание на фигуре Царя Иоанна IV. Его мало кому понятная актуальность, последнее время стала особенно проявляться, пускай и в таких специфических формах как кипы разнообразной публицистики, телевизионное голосование, и даже в речах Познера и Ко.
Когда на дворе модернизация, что-то не дает покоя образу Ивана Васильевича… А чтобы понять что, стоит задуматься какими процессами руководил Царь во времена своего правления, обособившись при этом от гуманистических оценок, и попытавшись вникнуть в суть. Иван IV всю свою жизнь посвятил борьбе с русским средневековьем, укрощению удельных князей и созданию централизованной, государственной системы. Но при этом в его деятельности присутствовало фундаментальное отличие, которое делало “грозную” модернизацию непохожей на западноевропейские аналоги – это причина.
В Европе модернизация имела целью разрушение средневекового общества до самого основания и построение на его руинах принципиально иной системы, с принципиально иными идеалами. Новая Европе – это сумма секуляризованных индивидуумов разделенных границами государств. И именно стремление к такой Европе, было основополагающей причиной начавшихся процессов.
В Московской Руси мы видим внешне нечто похожее, но совершенно отличное по сути. Ведь причина “грозной” модернизации состоит в стремлении к сохранению суверенитета Третьего Рима, и его обособлении от европейских процессов. Иными словами, тотальный демонтаж традиционного быта заменяется поверхностным ремонтом, при сохранении генерального смысла русской истории.
На что же обратить внимание призывает “грозный призрак”? В первую очередь на причину. Мы должны осмыслить, прежде всего, не то какая или как осуществляемая модернизация требуется, а для чего она требуется. Для достойного встраивания в процесс глобализации, или же для достойного отпора ее поползновениям?
Этому вопросу совсем не уделяется внимания в высших эшелонах власти. Смысл модернизации вечно ускользает в либеральной риторике правительства. Прячется за множеством понятий и установок, с которыми нельзя не согласиться, но которые требуют гораздо более глубокого осмысления.
Для чего же мы затеяли ремонт в нашем особняке на кладбище? Чтобы сделать из него красивый и комфортный коттедж? Или ухоженную гостиницу для иностранцев? Нет, прежде всего, мы должны строить крепость – неприступный бастион абсолютного суверенитета. Все прочее желательные пристройки.
И наверно, нам так и не дадут покоя призраки, пока мы не сможем понять, что они нам пытаются сказать. И хорошо, что не дадут, ведь если не в фундаментальном смысле нашей Истории, то где еще искать основания для национального и государственного созидания?