Смена геополитики. Часть 6

Игорь Шевырёв
Часть 6. Возвращение в реальность

Всякий футурологический экскурс чреват риском невозвращения в реальность. В зависимости, от того, насколько притягательной окажется для «путешественника» картина нарисованного им «будущего».

В нашем случае, применительно к анализу геополитических перспектив, реальность – это нынешнее однополярное американоцентричное мироустройство.

Безусловно, складывающиеся тенденции, которые были отмечены в данной статье, имеют достаточно реальные шансы для становления многополярного миропорядка. Однако, шансы – это отнюдь не реальность, а всего лишь возможности.

В настоящее время Pax Americana, несмотря на ряд внутренних проблем, удается удерживать в мире ряд лидерских позиций.

Во-первых, на сегодня Американская империя производит самый большой объем валовой продукции, который в последнее время, пусть медленными, но стабильными 2-3% темпами прирастает. А по показателям ВВП на душу населения, США опережает своих ближайших конкурентов (Японию, Великобританию и Германию) с существенным отрывом.

Во-вторых, Доллар США по-прежнему является валютой международных расчетов, а также единственным денежным эквивалентом. Несмотря на огромную ничем не обеспеченную долларовую денежную «массу», ничто этой монополии также не угрожает.

В-третьих, США по-прежнему является центром притяжения финансовых мировых потоков, а также основным потребителем морских грузоперевозок. Евразийские трансконтинентальные транспортные проекты, в большей степени, сосредоточены на бумаге. Во многом, из-за обстановки неопределенности и нестабильности на всей площади Евразийского континента. Прежде всего, в регионе Ближнего и Среднего Востока (Иран, Пакистан и Афганистан), а также на Корейском полуострове.

В-четвертых, не поддаются сомнению военные преимущества Pax Americana. Пентагон успешно выполнил американские стратегические цели и задачи в Ираке и Афганистане, а в настоящее время не менее успешно справляется с задачей удержания контроля над разрушенными войной «странами» Другое дело – ни в Ираке, ни в Афганистане не построены демократии.

Но не будем впадать в «морализаторство»: очевидно, задача-минимум выполнена – США закрепились в регионе и теперь не только сдерживают своих геополитических конкурентов (Россию, Иран и Китай), но и пытаются проводить собственную политику по преобразованию всего Евразийского континента.

Кстати, Pax Americana также успешно справляется со стратегией сдерживания по отношению к Ирану. Более того, израильской «антитеррористической» спецоперации уничтожены стратегические боевые «точки» «Хизболлы» - верного союзника Ирана, который, в случае чего, поддержал бы своих братьев-суннитов с тыла.

Хотя, если бы у американцев был плацдарм для начала военной кампании по отношению к Тегерану, не исключено, что его ждала бы та же участь, что и соседнего Ирака. Правда, может, иранская кампания оказалась бы более продолжительной, чем иракская или афганская. Тем более, война против Тегерана одновременно велась бы одновременно с нескольких фронтов: на западе (Северный Ирак, восток Турции) – курдский фронт, на востоке – белуджско-талышский фронт, а с юга – удар Пятого морского флота США, базирующегося в Ормузском проливе. 

В-пятых, в результате ядерной «авантюры» Северной Кореи, США усилили свое ракетное «присутствие» в Азиатско-Тихоокеанском регионе в непосредственной близости с Китаем и Россией: на японском о. Окинава, в Республике Корея, а также на Аляске.

Однако, ядерные испытания КНДР могут привести к другим, гораздо более опасным для поддержания мира, последствиям.

Несанкционированный мировым сообществом «корейский прецедент» пробивает ощутимую «брешь» в глобальной системе нераспространения ядерного оружия. После Северной Кореи – очередь за Ираном. И если посмотреть на карту мира – в Евразии ядерной бомбы нет разве что у экономически слаборазвитых стран АСЕАН, а также в ЦентрАзии.

Россия, Китай, Израиль, Пакистан, Индия, Северная Корея, на подходе Иран…Когда в регионе сосредоточено столько ядерного оружия, достаточно одной искры и ныне довольно зыбкие глобальные мир и стабильность рванут с непредсказуемыми для будущего Человечества последствиями. Впрочем, «ядерная война», которую легко может спровоцировать Pax Americana (как единственная в мире «сверхдержава», она несет всю полноту ответственности за обеспечение мира и стабильности на планете), - ее последняя возможность удержать свое глобальное лидерство….      

***

Евразийский трансконтинентальный мост, который при помощи разветвленной сети транспортных артерий соединит азиатское тихоокеанское побережье с побережьем Атлантики, может коренным образом изменить стратегию геополитики на много лет (а то и веков) вперед.  Выход к морю, суливший в течении последних 200-300 лет его обладателям огромные торгово-экономические преимущества, имеет реальную перспективу утратить былую актуальность.

В результате морские державы будут сменены на Олимпе геополитики державами континентальными. Кстати, в этом отношении огромные перспективы имеет Украина, имеющая выгодное геосратегическое расположение в центре Евразийского континента. Тем более, у Украины, в отличие от других евразийских держав, самая большая протяженность сухопутной границы.

Переход к континентальной геополитике, судя по всему, станет последним «гвоздем» в «гроб» Pax Americana. Вместе с ней, в историю уйдет концепция евроатлантизма, на смену которой придет евразийство.

Однако, возможная радость антиамериканистов, маскирующихся под «маской» антиглобалистов, преждевременна.

Pax Americana все еще сильна и ей, хотя и с приложением некоторых усилий, все же удается удерживать ситуацию в мире под своим неусыпным контролем.

Тем более, достаточна велика пропасть между Империей и странами, претендующими на геополитическое «лидерство».

Каждый из потенциальных «полюсов» находится в стадии своего становления. Например, Евросоюз и Китай отягощены внутренними проблемами и им сейчас не до геополитики.

Что касается сердцевины (Хартленда) Евразии (преимущественно, постсоветского пространства), а также региона Ближнего и Среднего Востока – то здесь вообще царит хаос и довольно туманные перспективы.

Безусловно, запуск Евразийского трансконтинентального моста мог бы послужить важной экономической основой к переходу мироустройства к многополярности.

Однако, этот «проект», в большей степени, сейчас находится на бумаге и довольно проблематично спрогнозировать когда он не то, что начнет эксплуатироваться, но и даже когда этот мост будет построен.

Да, Pax Americana испытывает сейчас определенные проблемы дальнейшего развития.

Однако, это отнюдь не означает предверие краха однополярного миропорядка и становление многополюсности.

Кроме того, «не факт», что вместо однополярного миропорядка «воцарится» многополярный беспорядок.

Относительно геополитических перспектив, в частности, состоится ли, в конечном итоге, «смена геополитики», можно строить массу версий и догадок. Тем более, Единственным, кто обладает «эксклюзивной» возможностью знать тайны Будущего, есть Господь Бог….

*
Статья написана в середине 2006 года.