Смена геополитики. Часть 5

Игорь Шевырёв
Часть 5. Региональные лидеры

Помимо указанных в настоящей статье полюсов многополярного мира, следует также отметить страны, которые также претендуют на лидирующую роль в своих уголках Земного шара, но, в силу ряда причин, не дотягивающих до уровня геополитического полюса. Это – Турция, Индия, Австралия, ЮАР, Демократическая Республика Конго, Нигерия и Египет.

Роль Австралии в новом многополярном мироустройстве продиктована, прежде всего, уникальностью ее географического расположения. Австралия является самостоятельным континентом, равноудаленным от Европы, Азии и обеих Америк. В силу этой простой причины лидерство Австралии замыкается в пределах Новой Зеландии и Океании. Учитывая тот факт, что после переориентации морской торговли на континентальную Канберра останется в стороны от основных геоэкономических процессов.

Африканский континент будет «поделен» на «зоны влияния» между ЮАР – лидером Южной Африки, ДР Конго – лидером Центральной Африки, Нигерией – лидером Западной Африки и Египтом – лидером Северной Африки. Критерий распределения лидерства прост: соседи указанных стран существенно отстают от них в своем развитии.   

Становлению Индии как геополитического полюса препятствует на Востоке - соседний Китай, захвативший практически все лидирующие позиции в регионе, а на Западе – «вечно» враждебный по отношению к Дели Пакистан.

Кроме того, Индия является морской державой и планируемые в настоящее время транспортные коридоры Евразийского трансконтинентального моста Дели обходят стороной.

По этой причине, Индия вряд ли выйдет за пределы своего регионального лидерства в Южной Азии.

Что касается места Турции в многополярном мироустройстве, то о нем стоит отметить отдельно.
 
Турция

Пожалуй, точно можно сказать: Турция так и не станет полноправным членом Евросоюза.

С одной стороны, против турецкого членства выступают практически все страны ЕС: и этот фактор является сегодня одним из немногих, что в нынешнем ЕС объединяет всех членов.

Однако, с другой стороны, Анкара видя такое неприятие к себе со стороны европейцев, уже сама не хочет в дальнейшем развивать свою евроинтеграционную стратегию. Тем более, в ответ на свои призывы о членстве Анкара регулярно получает из Брюсселя не допустимые, с точки зрения, турецких национальных интересов,  требования о признании «геноцида» армян, прекращении существующего «геноцида» курдов, а также признании «нетурецкой» части о. Кипр.

В 90-е годы Турция активно работала над достижением своего лидерства в Черноморском регионе. В качестве «козыря» турки использовали свой «ключ» к проливам Босфору и Дарданеллы, шантажируя им своих конкурентов в регионе. Прежде всего, Россию. Однако, как мы уже отмечали, на перспективу морской статус не будет приносить дивиденды.

Сейчас Турция ухватилась за идею стать экспортером энергии в своем регионе. Прежде всего, за счет газового «Голубого потока», идущего из «глубины сибирских недр».

Кроме того, в Анкаре с новым рвением взялись за реализацию т.н. «пантюркистского проекта».

18-19 сентября этого года в турецкой Анталье состоялся X съезд тюркоязычных народов. На этом съезде обсуждалась идея учреждения Содружества тюркоязычных государств, что, по замыслу его организаторов, «подготовит условия для их экономической интеграции и позволит выступать на международной арене с единых позиций».

«Тюркский мир должен играть весомую роль в международной политике», - считает премьер Турции Реджеп Эрдоган. «Нам надо заново переписать нашу общую историю и в наших школах преподавать эту историю в качестве учебного пособия», - призывает г-н Эрдоган.

Участниками регулярных съездов тюркоязычных народов и потенциальными членами будущего Содружества, (если оно, конечно, будет создано) являются Турция, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Монголия, Турецкая Республика Северного Кипра, а также национальные меньшинства крымских татар, гагаузов, иранских тюрок, афганцев, грузинских тюрок-месхетинцев, косовских албанцев, румын, македонцев, болгар, босняков, чеченцев, татар, башкир, якутов и алтайцев.

*
Статья написана в середине 2006 года.