Агонизирующее образование

Григорий Лисица Галактион
    Конвульсии нынешнего образования, его "старческий" маразм, окостенелость, консервативность, парализованность, неспособность к быстрому реагированию на развитие научных идей... привели к тому печальному положению, в котором оказалась наша сегодняшняя молодёжь конкретно и общество в целом. Долгие годы пустоты, заблуждений, намеренного обмана, взятые на вооружение авангардными личностями нашей страны, сосредоточение всей полноты власти в "одних" руках и распространение её на сферы далёкие от политики: науку, философию, педагогику, религию... привели к тому, что  многоцветная жизнь социума, под зловещим налётом надзора и диктата, основательно посерела.   На что только не упала эта тлетворная "пыль"!  Серость обнаружилась даже на нравственности! Проникнув сквозь толстые, церковные стены она запачкала алтарь сердца священника! Свершилось самое страшное: индикатор человечности,- его совесть, была подавлена, сломана, изуродована...  Все жизненные проявления,- от физических и до духовных, попали под жёсткий контроль правящего клана... Любые отклонения, от мировоззренческих позиций людей на троне, считались преступлением и наказывались по всей строгости неписанного, подпольного закона, работающего против тех, кто не хотел или не мог жить в рамках предписанного...
    Семидесятилетний террор, выражавшийся в репрессиях против мыслителей и верующих, привёл к формированию общества "равноправных" граждан, усреднённых людей, "подстриженных" на один манер дамокловым мечём осиротевшего образования, у которого, одним росчерком пера и многочисленными ружейными выстрелами,  были безжалостно уничтожены его духовные родители и наставники и которое, после опустошительных чисток, заплодоносило пыреём да бодяками лжезнания... Неусыпный контроль за всеми сферами социальной деятельности, способствовал формированию своеобразного дисциплинарного батальона, государственного масштаба, в котором, не только заключённый (народ) чувствовал себя стеснённо, неуютно, скверно... но и немалочисленная армия надсмотрщиков и начальников (интеллигенция) не ощущала себя в полной безопасности. Таким образом, - на свет вылупилась макроструктура, в той или иной мере, не удовлетворяющая ни пролетариат, ни среднее между ним и правительством "пространство",- тех, по чьему молчаливому согласию и на превеликое горе которых, она появилась на свет...
    С тех пор прошло немало лет. Человек осознал свои ошибки, сосчитал жертвы, покаялся и... совершил новые ошибки! Только, на этот раз, он не молчал, а говорил, вопил, призывал, требовал, грозил... От мощного импульса сотрясений, упал "железный занавес", разрушилось некогда единое, целое... Распалось на массу новых государств,- потенциальных, "доморощённых" врагов. Процесс деления ещё не завершён... Конвейер производства неприятелей не остановлен... Раковая опухоль нынешней политики продолжает   вторгаться даже в такие сферы  как семейное  воспитание, проникает  в святая святых,- в души... отнимает детей у родителей, выбрасывает их на улицы, и упорно "штампует"  поколение унаследованного от "Советов" типа, - "безбоязненное", ни во что не верящее, узко устремлённое, эгоистичное... Поколение "гастрономов", "тряпкистов", чувственных извращенцев... Поколение беспризорников,- ненужных родителям детей и отживших, для детей, родителей... Поколение уставших, истощённых, ленивых, сластолюбивых, неработоспособных  паразитов, желающих без какого-либо труда, обрасти всеми благами этой жизни,- так как земля зарастает сорной травой…
    Щупальца, злокачественного образования, проникли в самые интимные области человеческого бытия. В поле прослеживания, прослушивания, экстрасенсорного зондирования попали не только слова и действия, но и  чувства, и мысли. Последние, в силу необыкновенно тяжёлого цензурирования,  выращиваются, в цветнике мозга, искусственным образом. Для этого, предварительно, расчищается поле сознания  и из него удаляется всё ненужное. Элементарный, "Союзный трюк". После этой операции оно уже не радует глаз даже редким цветком культуры...
    Вспомним, как давно под обломками развенчанного заблуждения, похоронены устаревшие учебные программы. Но мёртвый оттиск, неплохо сохранившаяся тень, ещё проповедуется, пропагандируется, преподаётся, изучается и не только в школах, но и в высших учебных заведениях!.. Часы сливаются в дни, дни в месяцы, месяцы в годы... Пропасть времени с одной стороны и маленькие человечки, подобно ссохшимся губкам, наедине с педагогами, нафаршированными мёртвыми знаниями,- с другой... Невооружённым глазом просматриваема трагичность этого спарринга. Время и учителя против детей... За кем победа,- так предсказуемо... 
     На основании витающих, в затхлой атмосфере старого мира, просветительских идей, обрывков неисчислимых разговоров и даже отдельных фраз... В связи с встречающимися повсеместно и ежечасно скучающими лицами, бесцельно разгуливающими в неизвестных для них самих направлениях или уткнувшихся в телевизоры, а то и попросту убивающими время в горизонтальных плоскостях своих кроватей, - смею утверждать: сегодняшнее образование безнадёжно устарело. Начну с того, что оно должно начинаться задолго до рождения ребёнка! Невежественные родители подсознательно противятся процессу образования своего "дико" любимого дитяти. В ихних поступках и словах, представляющих массу нанизанных друг на друга нелепостей, зверств, взаимных пощёчин и унижений... нет и слабого побудительного мотива, способствующего обращению ихнего отпрыска на путь Просвещения. Необразованные родители,- вот первый и самый мощный отталкивающий фактор, отравляющий и загрязняющий душу младенца и вызывающий в ней если не чувство отвращения к искусству, философии, наукам... то абсолютное безразличие к ним...
    Улица,- вот второй и тоже достаточно весомый "соблазн", увлекающий малолеток в непролазные дебри праздности, сквернословия, аморализма... Там, на "свободе", вне родительской опеки, беспризорные, они попадают в другую плоскость существования,- в "детский" мир, где учатся выживать в качестве ведущих или подчинённых, где они толи приобретают власть, толи окончательно её утрачивают. Там они узнают всё то, на что дома наложено табу. И то, обычно,- не самое лучшее...
     Ну и возвращаясь к школе,- это последняя капля в безбрежном океане человеческого отупения. Призванная служить просвещению, она быстро "состарилась", потеряла свою былую гибкость и подвижность, заросла плесенью консерватизма и догматизма, приютила в своих стенах сапожников, садоводов, плотников, трактористов, доярок... под личиною учителей и... возложила на них образовательный процесс! На этом недоразумении и произрастают недостатки школьного образования. Политики освободили его от религии, ремесленники от творческого "надрыва", кабинетчики от природы, тугодумы от науки, суесловы от философии... Метаморфозы просвещения сломали творческую систему, привели к зубрёжке, к развитию памяти, к паразитированию на густой кроне чьих-то мозгов, к отупению. Ведь как иначе, как не инъекцией сумасшествия назовёшь факт изучения нынешними первоклашками таблицы сложения и вычитания? Почему, в душной атмосфере школьного помещения, физика и математика изучается в сухих цифрах ничего не говорящих формул, география,- по атласам, разнообразным  картам, да по глобусу, история,- по мемуарам и политическим произведениям, химия,- по реакциям в колбах и ретортах, биология, зоология, ботаника,- по красочным плакатам, литература,- по критическим статьям?!.. Каким другим словом как не идиотизмом можно назвать изучение, в программе среднего образования, свыше двух десятков предметов? Ведь ни для кого из нас, непосвящённых, но прошедших через каторгу освоения таких гигантских порций информации, не является откровением, с каким небрежением и прохладцей, перерастающими с годами в жгучую боязнь и ненависть, осваивается детьми основная их масса. Также не секрет: львиная доля, усвоенного из-под "палки", вылетает из выпускников сразу же после успешной сдачи последнего экзамена! Напрашивается закономерный вопрос: для чего они нужны, эти мимолётные, эфемерные знания, пустыми семенами высевающиеся, в течение десятилетия на плодотворные нивы детских душ? Может быть для обеспечения работою многочисленного контингента педагогов, которых общество вменяет себе в обязанность содержать для прокормления своего тщеславия? Ведь это благодаря учителям оно, ни на одно мгновенье не забывает о том, что оно разумно! Но если смотреть в "корень", то они проводники разрушающего  Знание огня, слепые поводыри слепых, рассадники самолюбования и самодовольства, подводные рифы, о которые "благоуспешно" разбиваются корабли детской духовности! Саморазрушение, вот - конечный результат старого образования и остановить его может только религиоведение. Введённое на школьном и Вузовском уровнях, оно притормозит смертоносный, патологический процесс деградации и распада. Со временем, сведёт его на нет, и обернёт вспять.  Я знаю, моё утверждение будет истолковано как гипертрофированное и параноическое, поскольку "дегустаторы" не отличаются разносторонностью распознавания, работают на одно "блюдо",- "своё собственное", излюбленное, приевшееся, но знакомое и легкоперевариваемое. И всё же, на какие бы козни не отважились невежественные цензоры, они обречены. Им не выдержать напора Истины. Придёт время, и оно уже не за горами  и плотина "укрытия" рухнет. А пока, нам остаётся только верить и надеяться, что мы, подобно сказочному дракону, не сожрём своих собственных детей и самих себя, в придачу и не превратим Землю в необитаемую пустыню...
   И, наконец, самым лёгким является, казалось бы, акт преобразования просвещения "сверху". Но... Любое начинание шатко и недолговечно, если оно не принято народом. А он, похоже, ещё к этому не готов. И в таком случае, остаются только насильственные меры,- "силовое" реформирование образования. Через сопротивление, напряжённость, конфликты... А это тупик.  Диктатор, будь он трижды гениальной личностью, не в силах освободить рабочее сословие и большую часть интеллигенции, от того огромного невежества, проводниками и носителями которого те являются, поскольку он сам раб,- раб огромного народного Желудка. Круг замкнулся... Государь не в состоянии просветить людей все потребности, которых заключаются в "хлебе" и зрелищах, но и те, поражённые "язвою" беспросветной темноты, не способны короновать просвещённую личность. И даже если бы произошло чудо и гуманистическая, кристально-чистая душа взошла бы на верхнюю ступень власти, она оказалась бы для неё эшафотом. Кто имеет "неосторожность" засевать семенами прекрасных цветов едва-едва окорковавшиеся топи болот глупости, рискует не только самими семенами, но и своей собственной жизнью!.. Другое дело, когда сеятелей много, а земля для высадки выбрана со знанием агрономических правил... Тогда усилия не пропадут даром. И в этом смысле, единственною благоприятною почвою является Интеллигенция. Внутренние брожения в её среде могут привести к рождению великих педагогов, которые будут скрыты от настороженных, завистливых, тщедушных, неусыпных...  глаз, своей "низкорослостью". Благодаря этому обстоятельству, факт распространения Знания, может долгое время оставаться в тени и не вызывать подозрения в лагере тёмных сил. И это не маловажно. Чем позже затрубят воинственные трубы анти просветительского клана, тем более весомые силы соберутся под знамёнами ихних противников, и тем более быстротечной будет борьба. Хотя, итог, в любом случае, предрешён. Как бы малочисленны не были сторонники Света,- идеи любви, бескорыстия, движения... в конечном счёте, восторжествуют над безыдейностью ненависти, стяжательства, косности...
    В последний "час" уже возникло довольно жидкое движение в сторону идеализма. И хотя его нельзя расценить как фундаментальное, имеющее под собою надёжную, никакими потрясениями неразрушимую, опору и, пусть только в общих чертах, оно описывает уникальное строение будущего, но на его основателей, в силу страха или, быть может, по привычке выданы отстрелочные талоны! Средства массовой информации, во весь голос завопили о нецелесообразности преподавания тех или иных предметов, не входивших в "допотопное" число канонических. Государственное просвещение, вооружившись рупором охаивания, не снизошло даже до поверхностного анализа научных и нравственных дилемм, в них заключённых. Оно призвало к "крестовому походу" против нового нюанса в образовании. Толпы, вооружённых ненавистью и  не беспочвенными опасениями перед  грядущей безработицей, людей двинулись на штурм бастиона свободы. С лозунгами типа: "Защитим школу от наводнения предметами антинаучного характера и недопустим оккупации детского рассудка суевериями и мистикой"... всполошившиеся педагоги, прошагали по улицам Москвы. Отягощённые проблемами выживания, они упустили из вида одну, существенную деталь: оккупантами,- являются они сами! Это они семьдесят с лишним лет назад вторглись в школу и колонизировали её. Это они шарахаются  нынче, словно испуганные волчьим воем зайцы, от свежего дыхания нововведений, понимая, что конкуренция не способствует ихнему благополучию. Они проиграют! Являясь сторонниками стабильной, покойной системы образования, системы жёсткого диктата, консервативные учителя, сегодня готовы использовать любое оружие для защиты своих "завоеваний", не брезгуя даже обличительными выступлениями священников, своих недавних заклятых врагов, опираться на поддержку которых, раньше, почитали ниже своего достоинства. Ныне, не то время. "Правда" и фальшь, "религия и наука" в едином порыве, в одном строю, отстаивают руины "истин" или попросту фантазий... извиваются, флиртуют, маневрируют, изощряются, усердствуют, надрываются... в поисках средств для решающего удара, подножки, толкновения... и безумно жаждут удержать испаряющуюся власть. Но они, собственно говоря, зря так "мощно" волнуются, в созданной ими системе иллюзий ещё просуществуют не только они, но и ихние дети и внуки, а быть может и правнуки...