Авиа бартер

Игорь Теряев 2
В часы работы на материальной части, в парковые дни,  после каждых полётов мы, курсанты,  под руководством техников наводили чистоту самолёту.  Летали с грунтовых аэродромов, практически с травяных полей, и он всегда покрывался слоем мелких частиц травы вперемешку с мошкарой.  Ведро с водой, ветошь, пара курсантов и  «аппарат тяжелее воздуха»  снова чист.  Снаружи чист. А тоннели воздухозаборников?  Они же, воздуховоды, узкие и длинные.  Как смыть налёт?  Чем?  И приспособился техник соседней группы для этой цели использовать Гроша.  Летал в его группе курсант Грош Михаил Ушерович, маленький и очень худой.  Только нос его, хоть кривой и горбатый, был величиной как у нормального человека.  А всё остальное, то есть сам Грош, было на удивление миниатюрным. Вручал техник в вытянутые вверх руки Миши большую мокрую тряпку, вдвоём с кем–нибудь придавал Грошу горизонтальное положение и запускал – заталкивал в тоннель воздуховода, где он и наводил  «стерильность».  А чтоб по окончании операции извлечь Ушеровича из чрева самолёта, к ноге заранее привязывали верёвку. В этой группе самолёт был чист и снаружи, и внутри.

Техники соседних групп стали просить Мишу к себе напрокат, на такие же операции, но старшина группы не отдавал Гроша, а менял его на время чистки тоннелей на двух курсантов для работ в своей группе.  Я не знал величины стопы этого  «гиганта»,  но и сейчас вижу: кирзовые сапоги он носил такого размера, что они  на его  «лапках» всегда болтались.  Это и привело к большой беде.  После чистки очередного тоннеля, дружно  потянули Ушеровича за верёвку.  Результат получился плачевным: верёвка вытащила из авиаконструкции  сапог Миши с портянкой, а сам он остался заклиненным внутри, возле двигателя.  Не могу рассказать, как эта операция заканчивалась.  Вспоминается, что действия по извлечению тоннелемойщика наружу длились долго, аккомпанементы  проклятий сыпались немерянными.  И на Мишину голову за тощие и кривые ноги,  и на старшинские головы, которые не могли в своё время подобрать сапоги по размеру, и на головы  «рационализаторов», которые придумали  «чалить»   Гроша за сапоги, а не хотя бы за брючный ремень.

Впрочем, не волнуйтесь:  пилота – «авиагиганта» всё–таки достали оттуда.  Но он проникать в тоннели снова напрочь отказался, и техник его самолёта ни на какой бартер, даже на трёх рослых курсантов, не соглашался.