Моральный релятивизм

Вадим Скирда
...и с чем его едят.


Моральный релятивизм в последнее время есть довольно распространённое понятие и его дефиниции достаточно широко представлены в сети, например, здесь или здесь. Но и тут не всё так просто, к примеру – Яндекс и Гугл на запрос «моральный релятивизм» нагло подсовывают статью в Википедии «Моральный абсолютизм», что иначе чем идеологической диверсией и не назовёшь. Предмет нашего исследования и есть такие диверсии, а именно то, с чем этот релятивизм едят – подо что он маскируется и мимикрирует.

 Для начала  - о самом релятивизме. Первое, что слышится в этом термине – это Эйнштейн со своей теорией относительности (кстати, в который  раз разоблачённой). В сущности – верно, релятивизм – это и есть принцип относительности. При чём же здесь мораль? А вот при чём. Когда мы говорим об относительности морали, то это не совсем то, что дают нам указанные выше определения, как о некоей антитезе морального абсолютизма, который, в свою очередь, исподволь представляется чем-то абсурдным, косным, религиозно обусловленным, догматичным, «не гибким», «не инновационным», давно пережитым и не имеющим права на существование в изменчивом и глобальном современном мире. Почему не может быть единого и абсолютного источника морали? И вовсе не потому, что «если Бога нет, то всё позволено» (Достоевский). Кстати, в сети я также обнаружил несколько перифраз, упоминающихся в различных контекстах: «Если Бог есть, то всё позволено», что само по себе любопытно и наводит на определённые размышления (также интересно и понятие «Свобода совести» - чем оно принципиально отличается, к примеру, от СВОБОДЫ ОТ СОВЕСТИ?). Хорошо. Пусть не Бог, а здравый смысл лично мне говорит, что, например, ложь (также, как и воровство, убийство – говоря шире, всё то, что подавляет и разрушает волю, как свою так и жертвы) – неприемлема ни при каких условиях, независимо от контекстов и привходящих обстоятельств. Правда (Правь) – абсолютна. И утверждать обратное – есть преступление перед лицом хотя бы того же здравого смысла, а по сути – сатанизм есть, как отрицание созидания, истины, согласия, источник конфликтов воль, энтропии и, в конечном счёте – разрушения мироздания. В этом смысле моральный релятивизм великолепно монтируется со сталинским «безродный космополит», т.е. - родина там, где лучше кормят, ничего личного – просто бизнес и т.п. (узнаёте знамения текущей эпохи?) – так же точно и моральный релятивизм – признаётся за правду то, что отвечает сиюминутным корыстным волениям, оправдывая убийства, ложь, якобы для обеспечения неких либеральных «общечеловеческих ценностей», «гуманизма», «демократии» и т.п.

Итак, мы вплотную подобрались к «с чем его едят». И кое-что из ингредиентов  мы уже назвали. Продолжим: моральный релятивизм – есть идеологическая платформа современной (западной библейской) цивилизации, а – именно таких её неотъемлемых атрибутов, как «права человека», «общечеловеческие ценности», «гуманизм», «толерантность», «либерализм», «глобализация»  ; так и сравнительно недавно привнесённых в её лоно псевдо-восточных проектов, но уже давших буйные всходы таких явлений как «нью-эйдж», «теософия», «дзен», «адвайта» и др. И если с первыми – политическими атрибутами вроде бы всё ясно – моральный релятивизм вшит в них в качестве нравственной доктрины оправдывающей любой произвол держателей западно-библейской цивилизации – хозяев транснациональных корпораций в конечном счёте замкнутых на прибыль и власть; то к другим, условно называемым «эзотерическими» приправами к нашему блюду – стоит присмотреться пристальней. Да, они пропагандируют единый источник сущего, да – недвойственность – (а_двайта – дословно – не_двойственность, при этом, что характерно, также отказывается и в праве на существование ДОБРУ и ЗЛУ, подменяя их безлико-холодным ТАК НАДО), да – целостность, но, например, каким образом они трактуют происходящие в современном мире несовершенства, войны, ложь, несправедливость, духовное опустошение? А очень просто – да, это «как бы» нехорошо, но это просто такое время, период видите ли «Кали-Юги», просто это такая богиня – Кали вступила в свои права –  извольте любить и жаловать, а значит – всё идёт по плану, всё – хорошо, так будемте ТЕРПИМЫ к проделкам этой ветреной субстанции, войдём в её положение, примем в расчёт её этически-этническое своеобразие, будем гуманны и соблюдём её «права богини» на собственный произвол. И просто подождём лучших времён. И снова ТАК НАДО.

Кому, зачем? Вопрос далеко не праздный, ответ на который восходит к истокам конспирологии. Здесь я позволю себе небольшое отступление. Мы же предполагаем, что фундаментальные проблемы организации материальной жизни лежат ещё глубже, например, в самом принципе «Джива дживайа дживанам (санскрит) – Живое живёт (за счёт) живого». А если взглянуть в самую суть, то тут мы увидим закон причин и следствий, вводящий фактор последовательности – времени в материальное бытие, здесь по аналогии можно также предположить, что следствия «питаются» причинами, зачиная в себе пищевую цепочку, порождая первоконфликт – гордыню и столкновение воль – ведь живое в любом случае стремится к экспансии и не желает быть «съеденным», о какой бы жертвенной любовной симбиотической самоотдаче мы не говорили. Возможно, что на уровне несопоставимых масштабов, например, Солнца, питающего энергией растительный и животный мир планеты – и есть некое рацио говорить о нём, как о «добровольном жертвенном животном», ибо нам просто непостижимы мотивации таких глобальных масштабов; на уровне же сожителей по Земле – то тут всё более очевидно – плод, зерно зреют отнюдь не для того, чтобы быть вовлечёнными в пищевую цепь каких-нибудь млекопитающих, у каждого плода есть своя программа бытия и продолжения этого бытия, не говоря уже о сугубо вегетативных частях – стволов, стеблей и листьев – они явно не желают становиться добычей, усиленно маскируясь, защищаясь шипами и т.п.

Кстати – далеко не факт, что в «мире тонком» – «царствии божьем» дело обстоит как-то принципиально иначе – у нас перед глазами проистекают информационные процессы, которые, предположительно, являются аналогами-копиями, своего рода «Пролазмами» © «идеальных», «вневременных» процессов – таких как: информационные манипуляции, запугивания, введение в заблуждение, поглощения, сокрытия, дискредитации и т.п. неблаговидные проявления. Что не говорит о том, что мы не вправе давать соответствующую оценку данным явлениям, невзирая на чины, регалии, касты, расы и даже, якобы, божественность происхождения.  Что это – моральный релятивизм или чистейший дистиллят ультимативного зла? Но здесь мы уже слишком далеко выходим за рамки текущего исследования.

...Дошло до того, что – пусть, мол, себе устанавливается глобальная диктатура, поголовная чипизация населения планеты – ничего, хозяева всего лишь заблудшие овцы из низших каст с тонкой душевной ориентацией, а не злонамеренные жрецы, «они невежественны и страстны» –  пожалеем же их, о каком протесте и несогласии может идти речь? «Вы же не возмущаетесь осенью. Упадок есть часть цикла». ТЧК.

Таким образом – моральный релятивизм есть одна из важнейших разрушительных тенденций современного мира, основа и причина его эсхатологии, то есть - именно то, что и д;лжно преодолеть вследствие неминуемого конца цивилизации. Вполне возможно, что его (релятивизма) источником и послужила библейская история, последствия которой и влияние на мировую историю были умело канализированы и направлены в нужное им русло жрецами, находившимися во власти в то время, да и в наше тоже – не поддадимся на унылое и наивное самоуспокоение и самообман, отказывая хозяевам мира сего в принадлежности к жреческому сословию.

 

Так «не противься злому» или «не мир, но меч»?

 

«Здесь нет морали релятива» или «Добра и Зла истёрта грань»?


24 марта 2010 г.

http://intuitive-s.livejournal.com/7074.html