Гиперстих формулировка концепта

Вадим Скирда
Гиперстих – это такое стихотворение, тело которого содержит в себе гиперссылки – как на его неотъемлемые составные части, так и на сторонние ресурсы, уточняющие авторские аллюзии, приведшие к написанию данного произведения, как то: расшифровка иностранных слов и специальных терминов; указания на источники заимствований, метафор, ассоциаций; иллюстрации отдельных символических единиц стихотворения  –  в конечном счёте, приводящие к наиболее полному и глубокому пониманию читателем авторского замысла.

Собственно – начать решил с прямой формулировки концепта, поскольку данные Сети либо неубедительны и разрозненны, либо не дают внятных дефиниций предмета нашего исследования. За исключением, пожалуй, интересной работы группы товарищей, пытавшихся в 1999-м году создать специальный язык - HyperPoem Markup Language (HPML), или язык гиперпоэтической разметки. Но, судя по всему, данный проект не получил широкого распространения, как я предполагаю – сама идея возникла на волне восторженности возможностями Интернета и конкретно – гипертекста (разновидностью чего Гиперстих по сути и является), в настоящее же время ставших обыденностью и, в некоторой степени – рутиной, и даже более того – сама скачка по множеству страниц стала утомительной, а основной тренд вебстроительства – стремление к оптимальности, простоте и «благородному минимализму».

Наша же формулировка в большей степени ориентирована на удобство пользователя-читателя, при этом – в большинстве случаев – текст стиха остаётся монолитным, отображенным на одной странице для более убедительной слитности восприятия (что, впрочем, не отрицает и переходы между страницами текста – в случае острой концептуальной необходимости). Как было сказано выше – итоговая цель – навести читателя на правильное понимание написанного, и при этом – упростить ему поиск необходимых подсказок в Сети, посредством предоставления ему уже готовых ссылок на необходимые ресурсы в самом стихе. Естественно, нет необходимости посещать их все – возможно, читатель уже достаточно подготовлен для восприятия текста, но даже это не отрицает полезности авторских ссылок, ведь при существующем многообразии источников разнообразных трактовок одного и того же понятия (зачастую, качества которых имеют несопоставимые уровни) снимается проблема выбора наиболее оптимальной, и, в конечном счёте – траты на это своего времени.

Тут могут быть возражения такого рода: истинная поэзия проста, как и всё гениальное и не требует какой-либо дополнительной дешифрации, подсказки, наводки на цель, и даже если понимание читателя разнится с первоначальной идеей автора, то в этом также заключается читательский интерес, элемент его работы по осмыслению текста, который ценен сам в себе; а возникновение гаммы многочисленных разнящихся друг от друга прочтений – одна из целей автора произведения, своеобразный отклик среды, так необходимый литератору «feedback». Не отрицая здравого смысла данной сентенции можно сказать, что да, истина, как говорится – в вине, и никто не мешает читать Гиперстих как обыкновенное стихотворение, также как никто и не снимает с поэта ответственности за его литературные кондиции, в этом смысле мы можем принимать гиперссылки за элементарные текстовые сноски. С другой же стороны – мы не можем и отказать в праве на существование текстам насыщенным и сложным. Но тот уровень эрудиции читателя, да и самого поэта, который был 100 лет назад (серебряный век) или 200 (золотой – век, когда литературный язык вообще только-только создавался как таковой самой же светской литературой) несопоставимы с ныне имеющимся уровнем, многократно переполненным и переполняющимся сетевыми, иностранными, жаргонными, узко-специальными, научными, техническими, филологическими и многими другими смысловыми конструктами – понятно, что  это неизбежно, учитывая количество инфо-шума, циркулирующего в интеллектуальной (и не только) среде, формирующего калейдоскопический или клиповый образ мыслеряда. При этом – семантические поля, находящиеся в голове автора и читателя могут быть (и скорее всего так и бывают) далеки от пересечения. И даже если такое пересечение происходит, то тем выше градус удовольствия от случившегося Пролазма ©, а если нет – то от неожиданного открытия.

Почему Гиперстих вообще? Помимо вышеназванных причин, существует ещё и вполне плодотворная гипотеза «о гипертекстовости реальности», что нам интересно при исследовании самой реальности как таковой. В этом контексте – Гиперстих может: наиболее уверенно резонировать с поведением имеющейся действительности (которая, как известно, сама по себе «ленива и неизобретательна» и требует дополнительных обстоятельств для её усовершенствования и «взнуздания») – зацепить нечто провиденциальное, вскрыть невещественное, а в ультимативном идеале – и проложить туда устойчивую «не зарастающую» тропу, прорубить голографическое окно, подобрать коды к мировоззренческой матрице, «обожить» текст; оживать, максимально полно раскрывать свои магические, профетические, метафорические свойства, на которые, конечно же, претендует любой поэт.

По крайней мере – я лично рассматриваю стихосложение как таковой «метод и путь» (а если математически точно – то один из).

…Да и где ж ещё быть Гиперстиху, как не в гипер-среде Интернет вообще, и в наиболее живой его общности – ЖЖ, в частности?
 
3 апреля 2010 г.

http://intuitive-s.livejournal.com/10076.html