Сравнение

Михаил Васьков
                Г.А.Харькова




Да, теперь времячко такое: таким , как ты, «зеленая улица» и даже(невероятно)- почет. Вы- «герой дня». «Герои» страны, вернее того, что осталось от страны. Интересное сейчас время. На днях была в недалеко лежащем от нас городке районного значения. В ожидании поезда томилась часа три на вокзале. Говорят, что хуже нет, чем ждать да догонять. И несколько часов « ничего неделания» настоящее испытание.
    Сидя на скамейке, глядя по сторонам- время так медленно плывет.  Скучно без занятия. Хожу я по перрону, смотрю на людей, разморенным горячим солнышком, на поезда. На перроне киоски. Газетный, где на первом месте бульварная газетка и прочая белиберда, на которых изображение голых ног у особ женского пола. Взирайте на этих дам и забудьте о политике!. Не вдумывайтесь, что происходит в жизни!. За вас подумают, а вашей судьбой уже распорядились.
   Еще один киоск( раньше в нем продавали булки да пирожки) занят. Окошечко в виде щели  расположено низко, и я наклоняюсь, чтобы рассмотреть, что там. На дощатом столе сладкая плитка, стопки сигарет,  одеколон, губная помада- все по большой цене.
  Сидит в этом киоске молодой парень южного происхождения. Сидит, не шевелясь на стуле, глаза без выражения и на лице разлита сонная апатия, сложа руки на коленях. Хоть бы газету почитал- все бы занятие было- подумала я. Но парень сидит неподвижно в одной позе, подняв глаза в одну точку. Покупателей мало. Сзади его стена оклеена карточками на хорошей глянцевой бумаге- какие- то страшилища с клыками и бородавками, у одного урода раскроенная черепная коробка  и в ней вместо мозгов- скрюченные голые женские тела. Что же видит этот тип?.      Сзади кошмарное художество, спереди в щели – тела и ноги прохожих, лица которых слишком высоко, и не попадают они в поле зрения этому бизнесмену. Да и дела нет ему до людей. Была бы выручка. Я прохожу мимо киоска еще раз через час- парень сидит так же. Господи!. Как ему не надоест- думаю я. Как можно так жить Это же с тоски можно рехнуться!К киоску подходит покупатель и я вижу, как берет этот торгаш деньги и разглядывает купюры, ложит их вниз за столик. Лицо его только в этот момент оживляется. Вот и вся радость! И представляю, как приходит он вечером к себе домой и совсем не усталый физически ужинает, подогревая аппетит стаканом вина. Считает, конечно, купюры , радуется, если выручка большая. Конечно, живет он получше  трудяг- все дорогое и шикарное, импортное.
  В погоне за материальными благами пройдет вся его жизнь- в потреблении и томлении. Только нет ни в лице, ни в глазах его радости. Да и чему радоваться? Дармовое, легко и не своим трудом нажитое. Ни потребности думать, не испытывать радости труда.
     Фи! Скажут иные, прочитав это. Эти рассказы стары, консервативны по нынешнему времени.
Только ведь человеку свойственны заблуждения , и кажется нам, что время остановилось и жизнь бесконечна. Только вот придет тот час, когда в конце пути человек спросит сам себя: « Для чего я жил»? И уйдет , оставив все эти тряпки и дорогостоящие вещи. Кучу вещей- которыми гордился, выделялся. Подошел поезд, и когда он отошел, я еще раз посмотрела на лицо в щели.
  Сколько вас таких теперь сидит   и караулит то, что сделано другими руками людьми совсем другого сорта. И вспомнился мне один из этих людей, очень счастливый человек, которого знала я в далекие пятидесятые годы. Это был отец моих друзей- детей- двоих ребятишек- Лельки и Кольки. Лелька была мне ровесница(нам было по 12 лет) , а Колька совсем малыш. У меня отца не было, и я всегда с завистью смотрела  на статного , сильного Лелькиного и Колькиного отца.
  « Коля! Леля!"»-кричала мать ребятам-« Бегите, отнесите отцу обед»! Лелька брала в руки узелок с едой  и мы втроем мчались в поле, где пахал землю отец. Босые ноги колола стерня. Мы бежали наперегонки, упругий горячий ветер обдувал ноги и руки. Стоял жаркий август и благодатная нега охватывала всю землю. Земля дала  урожай, на земле был мир. Мы добежали до поля, гребнями лежала распаханная земля. Махали руками. Трактор остановился. Отец шел к нам навстречу- чумазый, загорелый. Леля расстилала клеенку на сухой траве, расставляла посуду с едой. Коля поливал отцу воду из кружки на руки, потом отец садился обедать. Я удивлялась, с каким аппетитом ест этот человек. « Спасибо, ребята, накормили, спасибо матери.» И улыбался  нам. Потом уходил к трактору.     Садил в кабину Колю и возил его целый круг. «Вот вспашу поле, посеем озимь, и на следующий год у нас будет снова хлеб- хорошо!"».  И  улыбается. И я вижу, какое счастье  светиться в его глазах, таких же чистых и голубых, как августовское небо над этим полем.
  Много лет прошло с той поры, и я вот помню все и свое послевоенное детство и то поле, и летнюю благодать, и Лелькиного  счастливого отца , защитника Родины. И теперь, в наше смутное время, когда все перечеркнуто и в умах, и в мире, часто вспоминала я глубокое впечатление моего детства и  думала о ценности жизни. И мое сознание как бы выныривает из темной ночи на светлую красоту мира.