Пределы толерантности

Мальхан
У каждого из нас есть своё представление о прошлом, своё представление о недавней истории.

Это зависит от уровня образования, от степени знакомства с документальными свидетельствами происходившего, семейной истории.
Эстонский социолог Р. Руутсоо писал:

«В не слишком религиозной Эстонии история стала одной из самых влиятельных форм «гражданской религии».

Частенько эмоции перехлёстывают через край. Попытаемся отрешиться от излишней эмоциональности и понять происходящее.

Придумывание национальных версий истории воспринимается большинством как необходимый шаг на пути к созданию нации, но сама эта задача представляется устаревшей и невыполнимой. Идея нации (получившая развитие в XIX веке) вступает сегодня в противоречие с реальной динамикой мирового разделения труда, глобализации, добровольных экономических союзов и всё нарастающей мобильности. Пока националисты пытаются захватывать власть во имя торжества собственной нации, нация эта – ещё не оформившись – расползается по свету, а её многочисленные представители спокойно встраиваются в другие национальные и наднациональные структуры.

Для Эстонии, государственность  которой находится только в стадии рождения, такие соображения особенно актуальны.

Совсем недавно, 31-го июля, в местечке Синимяэ состоялось очередное противостояние почитателей нацизма и антифашистов. С одной стороны – бывшие малолетние узники нацистских концлагерей и их товарищи, с другой – бывшие охранники и палачи со своими «партайгеноссе» и сочувствующими…

 На горку Пыргуауку съезжались не только изрядно одряхлевшие ветераны «Ваффен-СС» в разномастной военной (и полувоенной) форме, но и цветущие мужчины в майках с пронацистской символикой. Прилавки были завалены литературой, воспевающей «подвиги» нацистов, обложки пестрели нацистской символикой, на знамёнах и на рукавах красовалась свастика, дошкольники восхищенно разглядывали пулемёты и автоматы, состоявшие на вооружении Третьего рейха.
Иначе, чем пропагандой нацизма такое назвать невозможно.

Фоторепортаж можно посмотреть по ссылке:

Интересна статистика – на стороне антифашистов – двое из бывших малолетних узников концлагерей, а на стороне эсэсовцев – примерно двадцать пять еще живых ветеранов. 
Наглядно можно убедиться, что сталинские лагеря, всё же, были значительно гуманнее гитлеровских.

Сборище бывших эсэсовцев проходило при явном сочувственном отношении властных структур. Свидетельство тому – присутствие на слете ветеранов «Ваффен-СС» некоторых депутатов Рийгикогу и местных самоуправлений.

Один из таковых - постоянный участник подобных собраний депутат Тривими Веллисте, накануне мероприятия заявил, что слет в Синимяэ не повредит имиджу Эстонии. В своей речи на слете он благодарил «освободителей Эстонии от оккупантов».

"Борцов за свободу и независимость Эстонии" приветствовал представитель правительства Эстонии на Северо-востоке — уездный старейшина Ида-Вирумаа Рихо Брейвель, а за ним и волостной старейшина Вайвара - Вейкко Лухалайд.

А вот представители движения «Мир без нацизма» встретили деятельное противодействие силовых структур Эстонии. Финских антифашистов не пропустили в Эстонию, а автобус с литовскими и латышскими антифашистами был задержан на границе, шестерым участникам запретили въезд в Эстонию, завернули обратно и сам автобус – признали его технически неисправным.

Журналист Айнар Рууссаар призывает «…превратить в законный ад жизнь такого деятеля, как Максим Рева»… (смотрите - http://rus.postimees.ee/?id=294241 ).

В той же статье Рууссаар называет Максима провокатором.
А ведь был суд над Максимом Ревой, когда под давлением фактов Максима признали невиновным в «попытке государственного переворота, инициировании массовых беспорядков» и прочее.
Те, кто забыл подробности «Бронзовой ночи» могут и сегодня поднять подшивки газет того времени и лично убедиться, что в прессе появлялись еще и не такие обвинения. Только обвинения эти были беспочвенны – никто не стремился нарушать закон или менять власть в государстве силовыми методами. Мало того – Максим всячески пытался притушить страсти в разбушевавшейся толпе, сдерживал самых разгневанных, и не его вина, что собравшиеся у памятника на Тынисмяги были обмануты премьер-министром (что и послужило главным толчком к событиям последующей ночи).

Вероятно, что у Максима Ревы можно найти в прошлом достаточно много грехов (как и в прошлом каждого взрослого человека), но, благодаря тому, что я знаю его не первый год,могу сказать: нельзя обвинить его в равнодушии. Он был в рядах защитников Монумента павшим во Второй мировой войне на Тынисмяги, он сейчас один из соучредителей движения «Мир без нацизма», которое и было инициатором митинга антифашистов рядом с Пыргуауку.

Когда я рассматривал фотографии, которые были сделаны в Синимяэ 31-го июля, то мне вспомнился очень старый американский фильм, где два отъявленных хулигана блокируют в вагоне «подземки» целую толпу людей (среди пассажиров - влюбленные парочки, старики, асоциалы, добропорядочные обыватели и спортсмены, работяги и представители расовых меньшинств). А потом эти молодые хищники по очереди издеваются и унижают каждого из этой толпы. И люди молчат. Все надеются, что именно их беда не коснётся…
В финале фильма находится герой (молоденький солдатик с загипсованной рукой), который спасает всех ценой своей жизни. Этот фильм я видел более тридцати лет тому назад, но запомнил на редкость хорошо. Главный вывод, который я сделал для себя – нельзя быть равнодушным.
Только благодаря равнодушию и трусости решительные хищники захватывают власть. Примеров в истории множество.
 
Чтобы не быть однобоким приведу пример из далёкого 1917-го года. Весной того далёкого года никто и подумать не мог о том, что маленькая группка большевиков сможет захватить власть в России и (тем более) удержать её. Большинство воспринимало такую идею как самую бредовую фантазию.

Не менее впечатляет приход к власти национал-социалистов в Германии тридцатых годов.
В любом обществе, в любом государстве, политически активное население представляет собой (по самым оптимистическим подсчётам) не более одной десятой от общего количества населения.

А какие речи звучали на этом «собрании ветеранов» можно узнать из наших СМИ.
Юри Лийм говорил о том, что Третья мировая война начнётся в Эстонии (статья Галины Сапожниковой -  http://baltija.eu/news/read/8643). Его поклонники с сияющими глазами восторженно слушали.

Тут кстати процитировать Беркема аль Атоми:

«Может, вам непонятно, что такое "перекроенная граница", так я поясню: это когда ты просыпаешься - не утром под перинкой, нет, а ночью, под клеенкой в расхлестанном бомбами здании, а в носу у тебя не запах кофе, а гарь твоего сгоревшего города, и трупный смрад, источаемый раздутыми тушами близких.
Вместо будильника артобстрел, а вместо программы "Доброе утро" - команды на улице, отданные чужим языком, и деловитые очереди зачистки. Представил?
Вот это и есть то, что называется обтекаемым словом "нестабильность" или "в зоне безопасности еще отмечаются отдельные очаги чего-то там". И это еще не "война". Это мир, понятно? Маленько нестабильный, но еще мир. Война гораздо страшнее, уж поверь - или спроси того, кто побывал в Афгане, в Чечне, в Анголе, в горячих точках. Они в курсе, они видали такие штуки совсем близко, и помнят, как страшно на войне. У них в ушах еще стоит треск человечьего жира на горящей броне, а в носу - аромат недельных трупов, которые еще недавно рассказывали тебе анекдоты про Василия Иваныча и стреляли курить.
Вы что, дорогие земляки, не видите, куда вас тащат?»

Вы сами (и ваши близкие) хотели бы оказаться в той части населения, которая попадет в графу «незначительные потери гражданского населения»?
Если вы не хотите оказаться под пятой тоталитарной власти – не будьте равнодушными, преодолевайте свою лень и боязливость!
Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа активных граждан способна изменить мир.
Вообще-то только так всегда и случалось.

P.-S. Без комментариев: уставные цели общества друзей Эстонского Легиона - http://baltija.eu/news/read/8669

P.P.-S. Очень рекомендую ознакомиться с этим материалом: