2010. Золотой жар. Переславль Залесский

Ирина Жгурова
2010.  ЗОЛОТОЙ ЖАР. ПЕРЕСЛАВЛЬ ЗАЛЕССКИЙ



Зеленели изумрудом купола под жарким июльским небом. Спасо-Преображенский собор в Переславле Залесском белел облаком среди  зелени и синевы. На его фоне одиноко  чернел каменный бюст Александра Невского на высоком постаменте. Возможно, князь  обладал такой же мужественной внешностью, как и знаменитый артист - прообраз для памятника.

Покрытый травой длинный холм – городской вал был воздвигнут несколько веков назад.  Мои ступни согревались то ли жаром июльского солнца, то ли теплом труда и пламени битв древнего славянского народа. Мимо меня со свистом пролетела вражеская стрела, и я очутилась в двенадцатом веке.  Лёгкий холодок пронзил спину, и исчезло мгновенное видение, рождённое жаркими лучами и пропетое стрекозой.

Заняли небольшую Красную площадь сувенирные  палатки с тряпичными куклами, деревянными поделками, колокольчиками и  угольными утюгами. 
Но не нашлось ничего, что было связано с уроженцем города -  Александром Невским.

***
Вид на Плещеево озеро был наполнен присутствием Петра Алексеевича. Взор статного шестнадцатилетнего царя на постаменте был устремлён в простор озера.  Современный тинейджер наверняка повторил бы забавы на парусниках. Я тронула пальцами предка русского флота и вошла в жизнь  судна российского императора.   Закрыв глаза,  представила бот на озёрной глади и стоявшего на нём юного Петра с пляской ветра в волосах.  Об указе по охране Бота  напоминала   стела перед музеем.

Языческий символ - Синий Камень у Плещеева озера  обладал неведомой силой передвижения.  Его залепили люди, окунувшие в воду усталые от жары ноги. Когда освободилось место, и я присела на край чудо-камня.  Чудо произошло -  усталость улетучилась!


***
Святой Никита Столпник переосмыслил свою жизнь, ушёл от разгульной жизни и посвятил себя добру. Я прочитала тропарь на деревянной стене и окунулась в холодную воду купального колодца. Получив  бодрость и очищение, зачерпнула воды из другого колодца для спасения от знойной жажды.

В Никитском мужском монастыре мои руки ощутили тяжесть вериг. Эти цепи  носил святой при жизни для преодоления слабости. Возле раки с мощами я поняла смысл служения этого человека.  Согласно строгим правилам  мою голову укрыла косынка,  белые брюки скрыла юбка, взятая у входа, где пушистый кот лёжа  сторожил разноцветное тряпьё.

В  монастыре зарабатывали себе на еду трудники – бомжи. При выходе из монастыря, я услышала громкий стук и решила, что кого-то случайно закрыли. Осторожно спросила у проходившего монаха, знает ли он, что изнутри в дверь стучится человек. Строгий голос мне ответил, что об этом знают все и что не ваше это дело – слушать стуки. «Не наше, так не наше», -  не обиделась я. Видно, провинился бомжик не на шутку, раз его там замуровали. Так проводились у них разборки.

Свято-Никольский женский монастырь оказался более приветливым и менее строгим.  Обитель предстала смиренной красавицей с золотыми руками. Ухоженность обители и прелесть архитектуры  умиротворяли думы. Пруд с цветущими лилиями зеркалил солнышко, усмирив его пыл.

За день я увидела лики городов Сергиева Посада и Переславля Залесского.  Жарким вечером  усталость меня победила. В гостинице Переславля я отдохнула в двухкомнатном номере  на втором этаже. Под окнами до утра визжали неуютной музыкой мотоциклы байкеров -  выспаться не удалось, а утром взял начало путь в  Ростов Великий.

13 июля 2010 года. Переславль Залесский