Спираль времени. Киносценарий. часть 23

Кузнецова Людмила
НАТ. ПОЛЯНА - ДЕНЬ

На поляне Денис по-прежнему пытается вернуть ноутбук к жизни. И всё думает и вспоминает.

ДЕНИС
(про себя)
Пожар-то тот от настольной лампы мог бы и не быть, не стащи я её у хозяев, у которых наша бригада делала  ремонт. Своровал, в общем. А кто, думал, узнает? В бригаде много народа. На это и рассчитывал. Да ещё показалось, что она старинная, можно в антикварный магазин сдать. Вот в ней что-то и замкнуло, когда оставил её включённой, вышел и забыл. Пока во дворе снег чистил, из окон дым повалил. В дом вбежал, а там уже огонь вовсю…

МУЖЧИНА В ВЫЦВЕТШЕЙ ФУТБОЛКЕ
(подойдя сзади)
Дай-ка я ещё раз взгляну на эти даты. Да-а, всё есть! И кто же это записывал?

Снова отходит в сторону, прислоняется к берёзе на краю поляны и нервно кусает ногти.

НАТ. ОКОЛО ЦЕРКВИ – НОЧЬ, 1985 год, ВОСПОМИНАНИЕ

ЧЕТВЕРО ПАРНЕЙ, в том числе и МУЖЧИНА В ВЫЦВЕТШЕЙ ФУТБОЛКЕ В МОЛОДОСТИ (18), заметно пьяные, рисуют краской фашистские кресты на дверях церкви. Потом бросают камни в окна и убегают, смеясь.

НАТ. ОКОЛО ЦЕРКВИ – ВЕЧЕР ДРУГОГО ДНЯ

Те же четверо проходят мимо церкви и натыкаются на стоящего у ворот  молодого СВЯЩЕННИКА.

СВЯЩЕННИК
Если в сердце ад, ад будет и там!
(поднимает глаза к небу)

ОДИН ИЗ ЧЕТВЕРЫХ
Чего? А ну, снимай крест, божий ставленник! А то сами снимем!

СВЯЩЕННИК
Вы можете это сделать, но тогда я не отвечаю за то, что с вами будет потом. Чем вы расплатитесь? Ибо падение не требует усилий, но чтобы подняться, нужен труд.
(крестится)

КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ

НАТ. ПОЛЯНА - ДЕНЬ

МУЖЧИНА В ВЫЦВЕТШЕЙ ФУТБОЛКЕ
(про себя)
И никто не решился сделать этого, кроме Яшки… Через полгода его поймали на воровстве и осудили. А в камере он был убит своими сокамерниками…

СТАРУШКА В БЕЛОМ ПЛАТОЧКЕ
(подходя к нему)
Штой-то ты тут один стоишь, пальцы кусаешь?

МУЖЧИНА В ВЫЦВЕТШЕЙ ФУТБОЛКЕ
А у тебя, бабка, что грехов в жизни не было?

СТАРУШКА В БЕЛОМ ПЛАТОЧКЕ
Не было. А моего имени и в вашем аппарате нет.

МУЖЧИНА В ВЫЦВЕТШЕЙ ФУТБОЛКЕ
Да ты слепая, вот и не видела. Как тебя зовут?

СТАРУШКА В БЕЛОМ ПЛАТОЧКЕ
Глафира.

МУЖЧИНА В ВЫЦВЕТШЕЙ ФУТБОЛКЕ
Да, вроде бы такого имени не было, но пойду ещё раз погляжу.

СТАРУШКА В БЕЛОМ ПЛАТОЧКЕ
(укоризненно вслед, качая головой)
Иди, иди, много ты чего натворил в своей короткой жизни!

МУЖЧИНА В ВЫЦВЕТШЕЙ ФУТБОЛКЕ
(подходя к Денису)
Эй, Дэн, а есть там имя – Глафира?

ДЕНИС
Сейчас посмотрю…
(просматривает имена)
Нет, не вижу. А кто это?

МУЖЧИНА В ВЫЦВЕТШЕЙ ФУТБОЛКЕ
Да вон бабка под берёзой сидит. Говорит, безгрешная…

Они смотрят на неё, чему-то улыбающуюся и смотрящую на небо.

НАТ. КРАЙ ПОЛЯНЫ - ДЕНЬ

Лёня с Катей стоят и достаточно громко ругаются. Особенно Катя – она размахивает руками, грозит пальцем, делает гримасы лицом. Надежда, Анна и женщина в парике ходят поодаль.

ЖЕНЩИНА В ПАРИКЕ
Ну и воспитание! Хотя этой девочке не привыкать, она на рынке овощами торгует. Обвешивает только так! И сейчас кричит во весь голос, ни на кого не обращая внимания.

АННА
А сейчас вся молодёжь почти такая. Нам же с детства объясняли, что такое хорошо и что такое плохо, а их с пелёнок утконосые передачи воспитывают, такие, как «Дом-2». Они смотрят и думают – вот она настоящая жизнь, вот как жить надо! Нас учили, что подглядывать нехорошо! А тут миллионам людей дают заглянуть в замочную скважину, где спят, слоняются без дела, ругаются молодые… Нет, язык не поворачивается назвать их людьми – разнополые особи!

НАДЕЖДА
Рецепт человеческого счастья отличается оттого, что показывают по телевизору и пишут в газетах. И кому это надо!

АННА
(протирая очки)
Кому, кому! Есть кому! Они и бросают все силы чтобы взрастить народ, не помнящий своих святынь…

ЖЕНЩИНА В ПАРИКЕ
(нагибается и срывает травинку)
Вот-вот, всё, что было раньше, всё плохо, всё сметается… И навязываются новые стереотипы, как идеальные. А способно ли общество, имея отвращение к прошлому, нормально развиваться? И, наверняка, не думают, что придёт другое поколение и оставит ли оно их установки или также будет стирать в порошок и хулить?

Мимо, быстрым шагом, проходит Катя со злым лицом. Оборачивается и громко говорит Лёне.

КАТЯ
Ты что – брился и мозг задел?

АННА
Чего не поделили?

КАТЯ
Да пошли вы все…

НАДЕЖДА
В обществе, где главенствует культ торговли, нет места душе и приличию.

НАТ. У КРАЯ ЛЕСА - ДЕНЬ

Света, Альбина и Виолетта медленно ходят и разговаривают.

СВЕТА
Смотрю я на вас и удивляюсь, все беды у таких, как вы, от вашего совкового невежества. У вас одна правда – вперёд, за Родину! А я, как журналист, уверяю вас, одной правды не бывает. Вы смотрите со своей колокольни, мы со своей…

АЛЬБИНА
(закатывая глаза и качая головой)
Ну, знаешь… Если бы мне реально объяснили, почему я должна потуже затянуть пояс. Что от этого, например, зависит выживание нации, я всё бы поняла. Но при условии – мне будет гарантирован небольшой, но стабильный доход. А сейчас у меня, как у миллионов трудоспособного населения, он ниже прожиточного минимума.

СВЕТА
(щёлкая пальцами)
Надо было за Союз правых сил голосовать! Молодые, умные политики предлагали выход из нищеты. Сейчас бы жили, как на Западе…

АЛЬБИНА
Хотела сказать – без комментариев, но всплыл фиговый листок – ваучер. И эти фантики - Олби, Доки, Аввы, Гермесы… Так до сих пор эти бумажки лежат мёртвым грузом.

СВЕТА
Мы всё равно к общему равенству с тобой не придём. Да и если взглянуть пристальней – ни одна идеология неспособна сделать человека счастливым! Сплошь и рядом можно наблюдать, как страдают люди хорошие и наслаждаются недостойные…

До сих пор молчавшая Виолетта, вздыхает.

ВИОЛЕТТА
У меня сахарный диабет с детства. И, вообще, видите, какая я вся несчастная – и диабет и это пятно на пол-лица. Это, наверное, за то, что мой дед во время войны был полицаем, фашистам прислуживал…

СВЕТА
А мой в ГУЛАГе надзирателем служил. Отец рассказывал – ярым сталинистом был. А я вот – яростная его противоположность!
(смеётся)
Как были во все времена – наши и не наши, красные и белые, патриоты и демократы… Так и идёт до сих пор и, похоже, никогда не закончится это противостояние. Что-то там, на уровне ДНК заложено, что не позволяет одинаково видеть устройство общества.

АЛЬБИНА
У всех у нас свои скелеты в шкафу.  Уж если вы своих дедов вспомнили, тогда и я своего вспомню! Он у меня тоже из этой серии, только с другой стороны – в тюрьме сидел за разбазаривание государственного имущества. На стройке прорабом был, и что-то там профукал…

Подходят к автобусу. Кирилл Антонович сидит на его ступеньках. Крупные слёзы катятся по гладковыбритым щекам. Он смотрит вдаль.

ВИОЛЕТТА
Кирилл Антонович, извините…

КИРИЛЛ АНТОНОВИЧ
А… девочки! А я вот тут думаю… Прадед мой – герой гражданской войны, член партии с дореволюционным стажем. Уж не его ли грехи отмечены там датами конца девятнадцатого и начала двадцатого веков? У нас в семье это чуть ли не подвигом считалось. Он взорвал карету с генерал-губернатором и всей его семьёй… И получается, что волны того взрыва далеко расходятся, ударяя по его потомкам!

Кирилл Антонович достаёт из кармана платок и промокает лицо.

КИРИЛЛ АНТОНОВИЧ
(продолжая)
А я… я, девочки, тряпка половая! Всю жизнь подкаблучником у жены прожил. Слова поперёк не мог ей сказать. Она мне к матери не разрешала ездить – не ездил. А сегодня вот от матери еду. Столько лет не был! Пошёл в отпуск, с женой поругался. Никогда она от меня такого не ожидала и поэтому долго была в состоянии ступора, а я в это время уехал. Вот вчера могилку маме подправил, оградку покрасил, венок новый повесил. И полегчало – повидались!

                (продолжение следует...)