Рецензия на фильм Злодей

Олег Татков
«Антикварная» французская комедия  положений о слепой материнской любви или мечта советского кинопроката 70-х….



Давным-давно, - в CCCP  - был кинопрокат, начальники которого показывали ВИПам и  «широкому зрителю» зарубежные фильмы. ВИПам бесплатно и практически всё целиком (очевидно в качестве бонуса за самоотверженный труд во благо (нужное вставить  – авт.) , а вот остальному, - идеологически нестойкому народу - по 20 копеек за билет.

Советский зритель души не чаял в этих фильмах – потому, что они (даже в кастрированном советской цензурой виде) -  были щёлочкой, через которую можно было разглядеть другую прекрасную жизнь (как тогда казалось – авт.).  Всеобщая страсть к разглядыванию чужой жизни таким способом (по сути,  социально-тотальному вуйаеризму – не зря это время называют теперь тоталитарным – авт.) привела к тому,  что один ВИП с ярко выраженными (как говорят криминалисты – авт.) особыми приметами взял и таки развалил советский кинопрокат (а, - заодно, и страну – авт.) и теперь ВИПы и «демократический» уже народ смотрят одни и те же фильмы….

Однако были и исключения – иногда ВИПы и народ смотрели одно и то же, сливаясь в «вуйаеристическо-класовом экстазе». Больше всего такого однообразия во вкусах приходилось на кинопродукцию Индии и Франции, ну или Франции - Италии тугезер.

Французский фильм «Несносный ребёнок» или «Злодей» (Le Vilain), который меня угораздило намедни  посмотреть, как раз из таких – фильмов для всеобщего  употребления, - я бы даже назвал его – из «золотого списка,  или мечты начальников советского кинопроката.  Ну это чтобы ни о чём провокативном – стерильненький такой фильм «за их, - социально чуждую нам, - буржуазную жизнь вечно «загнивающего» Запада (терминология тех времён – авт.) … 

Я битых полтора часа не мог понять, ну почему же таким живучим, оказался ген советского кинопрокатчика, в нынешних российских, уже, -  казалось бы,  -  навеки других социально-экономических условиях. Ну не иначе летальная, надеюсь, промоутерская мутация, хотя, может быть, -  в нагрузку навялили, к какому-нибудь фильму Озона, к примеру….

Это классическая французская комедия положений о взрослом оболтусе Сидни и маме-недотёпе мадам Маньет (!!! – авт.), которая в пылу своей слепой материнской страсти умудрялась много лет даже не догадываться о истинной сути своего «чада-чуда».

Фишка сюжета в том, что мамуля никак не может покинуть этот мир,  – ну,  не берут её ни огонь (образно),  ни вода (образно), ни трубы (буквально). В фильме трубы были стальными – на меди, очевидно, продюсеры решили сэкономить…


Фильм нетороплив, есть даже экшн, - совсем неплохой для  фильмов такого «ранга». Актриса в роли  мамы  – не Миу-Миу или Мишель Мерсье (кто помнит, - тот меня поймёт – авт.), но и не  малобюджетная уродка из массовки. Актёр исполняющий роль сына тоже был  иногда совсем  неплох – чувствуется, что он  классику французского кино с  Фернанделем или Де Фюнесом  смотрел, хотя, опять же иногда, -  таки «пересаливал лицом», но с французским милым шармом – в общем не выбивался особо  из первичной мотивации режиссера (надеюсь она всё-таки была - авт.).


Мне очень понравилась совершенно безбашенная, с замашками садистки, вечно ползущая по делу, а иногда и летающая по тому же делу черепаха, - по прозвищу «Шлюха», у которой с героем ярко выраженная  патологическая нестыковка темпераментов и жизненных устремлений и вообще антагонистически-членоповреждающий коннект. Очень был хорош паганелеобразный  доктор с синдромом Альцгеймера…


Сюжет социально окрашен; – пенсионеры  борются против риэлторов (ну хоть не за мир во всём мире   – и на том спасибо – авт.). На этом социалка заканчивается – всё очень чинно, благопристойно и политкорректно…

Мамуля со странным имечком Маньет, узнав о  шалостях сыночка (и древних, и современных)  начинает его  перевоспитывать, но как-то вяло и неубедительно, за что в награду с неё снимается небесная неприкосновенность и она таки получает свой заряд дроби в плечо (мне было не смешно – авт.). Сыночек, -  так же вяло и неубедительно начинает перевоспитываться, но в конце фильма возвращается к прежнему лайф-стилю. 

Собственно и всё. Если Вы не Хома Брут по призванию и у Вас ситуация, когда некуда девать пару часов перед вылетом самолёта, или на ночном дежурстве,  или вдруг надолго «завис» Инет, а Вам сестра или брат  навялили «племянника» на пару часов, чтобы сходить в театр – спокойно берите его с собой в кино и смотрите – племянник не умрёт от скуки и Вы, надеюсь, тоже…
Удачи в общем!!!