Рождественский бульвар. Из прошлого Москвы

Виктор Ламм
               

          Согласно легенде, Москва стоит на семи холмах. Один из этих холмов – Сретенский – расположен между реками Яузой и Неглинкой и является частью Бульварного кольца.
     Исторически в Москве сложилась кольцевая планировка: Бульварное кольцо, Садовое кольцо, позднЕе – кольцо В, проектируется кольцо Г, Московская кольцевая автодорога (МКАД), долгое время являвшаяся границей города. В соответствии с кольцевой планировкой складывалась и система внутригородского транспорта: вначале конка, потом трамвай и троллейбус, потом дошло дело и до метро – еще в ранних проектах начала ХХ века предусматривались кольцевые линии.

     Сретенский холм является, пожалуй, самым заметным. Очень крутой подъем от Трубной площади к Сретенским воротам запечатлел художник-передвижник В.Г.Перов в картине «Тройка». Бочка с водой, которую трое детей и один взрослый везут в гору вдоль стены Рождественского монастыря, по виду вмещает литров пятьсот. «Ох, нелегкая это работа…»

     Строго говоря, Бульварное кольцо таковым не является. Оно имеет подковообразную форму, начинается и заканчивается у Москвы-реки. В разное время возникали идеи  замкнуть его через Замоскворечье, но до их осуществления дело не дошло. Да и надо ли?
     И, тем не менее – кольцо. Дорога, на всех картах обозначенная буквой А.


     Уже в 1914 году в Москве существовали кольцевые трамвайные маршруты, один из которых, получивший обозначение А, осуществлял движение по Бульварному кольцу, причем от Яузских до Пречистенских ворот его путь проходил по набережным Москвы-реки. Та самая знаменитая московская «Аннушка». Позднее она превратилась в обычный радиальный маршрут, но обозначение свое сохранила и по сей день.
     Были в свое время и другие кольцевые маршруты, но не о них сейчас речь.

     Москва послевоенного десятилетия была в основном трамвайной. По состоянию на 1 января 1945 года в Москве насчитывалось 55 трамвайных маршрутов, в том числе 4 кольцевых и 2 челночных. Такое положение дел в общих чертах сохранялось до начала пятидесятых, после чего началось сокращение и перенос линий с главных  направлений города на боковые улицы, например, с Большой Серпуховской на Дубининскую. Особенно интенсивное сокращение трамвайного движения началось с 1950 года, и продолжается по сей день. Справедливости ради следует отметить, что это, в общем, обосновано – трамвай в прежнем виде сильно затрудняет движение; иной раз глядишь и думаешь – как же тут еще и трамвай ходил? И при этом и новые линии строились, и технический прогресс не обошел трамвай стороной.

          В пятидесятые годы прошлого столетия в середине Трубной площади, чуть в стороне от оси Бульварного кольца, была большая трамвайная станция. Маршруты оттуда шли по Цветному бульвару, пересекали Садовое кольцо, а далее по боковым улицам добирались до Ярославского шоссе (ныне проспект Мира) и дальше в сторону Останкино, которое одно время называлось Пушкинское. На тех маршрутах работали редкие вагоны, посмотреть на которые я приезжал из родного Замоскворечья – у нас таких не было. Естественно, приезжал на трамвае того же маршрута А.
               
     Парк подвижного состава в Москве в послевоенное десятилетие представлял собой довольно пеструю картину. Это были вагоны довоенного выпуска, попадались даже дореволюционные. Были даже прицепные двухосные с крышей фонарного типа – не сохранилось ни одного, но иной раз мелькают в кинохронике времен Первой мировой. Удалось сохранить несколько старых вагонов, которые находятся на ходу и используются для киносъемок, а иногда на День города их показывают на трамвайной станции в Останкино. Кроме моторных, сохранился четырехосный прицепной вагон с тремя дверями. Несколько лет назад в Коломне нашли двухосный прицепной вагон (в Москве не сохранилось ни одного), который удалось привезти на трейлере в Москву (хорошо, что не рассыпался по дороге) и реставрировать. Именно благодаря усилиям энтузиастов старой техники удалось сохранить уникальные экспонаты для будущего музея, который пока даже не имеет помещения.
     Говорят, разместят его в Строгино, куда было перебазировано Краснопресненское депо, причем под прежним названием. Прикиньте – где Строгино и где Красная Пресня?

     К 800-летию Москвы, отмечавшемуся в 1947 году, на выставке у Политехнического музея были показаны новые трамвайные вагоны МТВ-82. Через несколько лет они появились на линиях и получили широкое распространение не только в Москве. На фоне старого подвижного состава это было нечто! Мягкие сиденья, пневматические двери, отапливаемый салон и относительно бесшумный ход – всё это впечатляло. А несколько громоздкий кузов и небольшие окна были вполне в стиле того времени. И не удивительно, что они проработали в Москве на маршрутах до 1982 года, а в качестве служебных и того дольше. Заметим в скобках, что трамваи более поздних выпусков – РВЗ всех разновидностей – широкого распространения в Москве не получили. Почти не было в Москве и двухвагонных поездов КТМ-КТП – эти симпатичные вагончики более характерны для сравнительно небольших городов.

         До наших дней дожил трамвайный участок на Бульварном кольце от Яузских ворот до метро «Чистые пруды», и по нему в числе других ходит легендарная «Аннушка», давным-давно переставшая быть кольцевым маршрутом. К ней привыкли настолько, что когда лет двадцать назад пришлось закрыть этот участок для ремонта путей, то пущенному по этому маршруту автобусу присвоили номер «А».
     Этот участок является своего рода архитектурным памятником, и ликвидировать его никто не собирается. Это же замечательно – проехаться на трамвае вдоль зеленого или же покрытого желтыми листьями  бульвара; другого такого в Москве вроде бы и нет.

          Перед крутым спуском к Трубной площади была техническая остановка. Вагоновожатый затягивал стояночный тормоз, после чего трогал с места на минимальной позиции, сразу же выключал ток, и, не снимая правой руки с крана машиниста, непрерывно включая звонок, съезжал вниз. Слава Богу, приехали!
     Были ли аварии? Наверное, да. Сам не слышал и не видел, а как-то прочитал об этом в довоенной газете, взятой в библиотеке по другому поводу. Что на подъеме в сторону Сретенских ворот внезапно выключили ток, и вагон покатился вниз. Жертв не было.

          Когда ликвидировали трамвайное движение от Трубной площади по Цветному бульвару, под горой в начале Рождественского бульвара было сделано трамвайное кольцо, просуществовавшее до 1971 года. А когда линию трамвая сократили до ее нынешних размеров, до метро «Чистые пруды», то на Рождественском бульваре не оказалось никакого общественного транспорта. Одно время ходило маршрутное такси, да и то не прижилось; видимо, не хотят перевозчики рисковать пассажирами. Впрочем, при наличии станций метро «Тургеневская» и «Сретенская» неудобств от этого никто не испытывает.
               
     Через много лет, проезжая этот участок на мотоцикле, вспоминал техническую остановку, и думал перед спуском «Господи, пронеси!». Включал третью передачу и съезжал, держа ногу  на тормозе и  с закрытым дросселем. А в обратную сторону – другая проблема. При включении зеленого сигнала на светофоре срывался с места, умудрялся до начала подъема разогнаться километров до восьмидесяти. И все равно – к концу подъема спускался до второй передачи.

     Каково же было тащить на эту гору полутонную бочку?

2010 г.