Рецензия на роман Гроза Виктории Громаковой

Сергей Казаринов
Начну с того, что несказанно порадовала твоя 2 часть. После первой я немного отошел, восприняв «Грозу» как произведение о быте дворян. Вроде как… ну интересно, ну, хорошо написано, а далее…
 А далее - полное ух ты!
 Оказывается, «Гроза» твоя несравненно шире и объемнее.
Радостно, что это твое творение затрагивает тот пласт истории, что коснулся меня лишь по-касательной. Я вижу и превозношу варяжскую Гардарики и современность, в коей ловлю прорастающие лучшие черты той самой державы, А вот что было МЕЖДУ тем и тем, что принес Годунов с Петром – для меня чащоба. А ты зажгла свечечку, профессионально, живо и страстно!
Поразило полное (мне кажется) отсутствие ошибок, опечаток и ляпусов – сколько же труда тобою вложено, мне бы так найти время отредактировать.
Изумительно представлены герои, что делаются именно ГЕРОЯМИ, различных сословий и нравов.

Аня Бестужева, Наташа Лопухина – просто суперледи, их бы перенести в современность – выведенные характеры примиряют читателя с дворянством того века, оживляют тот пласт, что с высоты времени многим, вероятно, кажется маложизнеспособным  (в проекции нашего менталитета, понятно).

Очень классно, живо показан запой дурачка Ивана, заворачивающийся по-нарастающей. Просто «спиральный вихрь», стихия ослабевшего духа, захватывающая все более и более «опасного» пространства с каждым часом. Вот уж, действительно, «обида превращает дворянина в приказчика». Та самая ОБИДА – нет более лишнего и тупого чувства, более противоречащего естеству и нравственному стержню.
Последующее поведение Ивана –  жестокое тому доказательство.
 
Самый чудный образ, на мой взгляд – Степан. Неотразимо! Философ, добряк, мощная опора жене и детям. Жена изменяет –  извините, а разве это не закономерный исход того «стиллайфа», (сори))))  что навязывает эпоха? Исход первичной «несвободы» существования знати женского пола в вопросах встреч-женитеб-и-прочая.  Что еще можно ждать при этаком раскладе  от внутренне свободной женщины, будь она хоть двести раз дворянка? 
Он, МУЖИК(!) понимает этот факт и не осуждает, остается верен своему стержню Нравственности с большой буквы, продолжает любить свою женщину (она того весьма, поверьте, достойна) и совершать ради нее Поступки, Действа… Вот оно – то Дворянство, о котором лишь ленивый сейчас не вопит. (Мало представляя, скорее всего, о чем именно. ЧТО вложено в понятие «дворянская честь»).
 Таких «мужиков» хочется воспевать, он прямо оттуда…
«Гоша, Вы поступили, как настоящий мужчина…»
«Я поступил, как НОРМАЛЬНЫЙ мужяина»
/»Москва слезам не верит». В. Меньшов/
Обожаю этот диалог, не могу удержаться, чтоб не процитировать.

Недаром именно за имя Степана встали «вольные люди». Уж эти то ребятишки во все времена изумительные, чего ты и не смогла не подчеркнуть. Буду далее изучать твою Есению, чую, грядет много открытий литературного и человеческого планов…

Во! Это следующий вомплиман – гармоничное сочетание в тексте многочисленных сословий эпохи, выдержанная, самоговорящая за натуру,  речь тех и иных, показательные детали. Кроме того, в тексте не только «человеки»  участвуют, но и природа, и общая энергетика событий.

Ей-Богу – крепкое произведение, знатное.

Грамотно показана климактерическая истерика царицы. Тут видна пропасть между внешним блеском «сливок» и дикостью нутра их. Как в Версале. Не совсем так конечно, все же в нашей «студеной стране» мальца почище, чем в умиротворенной старушке Европе – холодные ветра со фьордов не дают погрязнуть катастрофически в фрейдообразной грязи соционики.  Но недаром у них, правительственных тех особ,  немецкие корни… Обожаю такую жесть!

«Тут не при Анне, тут нравы другие…»

Да уж, не «при Анне», любовнице конюха, возбуждающегося от лошадиного пота, сочащегося от государыни. Не при царствии шутов.  Читал-читал))). /Ю. Нагибин, эссе о поэте Тредиаковском./
Но и недалеко ушла Лиза от Анны, «те же яйца, вид сбоку».

В общем, много я передумал и наговорил. Дикость казни, кнут – все одно к одному, выживание достойных в глубоко дворянскую эпоху – не менее сложный и героический процесс, что и в другие времена, и в наши тоже. И ничего, по сути, не изменилось, пусть не плачут современники об ушедшем «прекрасном» - оно не хуже сейчас, а «ужасное» - то же. Так что живем дальше…))

Очень интересно, что дальше будет.
Спасибо за предоставленную информацию о жизни обожаемой мною страны в эпоху безвременья. (У меня «радикальщина» - все, принесенное Годуновым для нашей Гардарики – безвременье. Ход по чужим рельсам. Вероятно, я очень максималистичен, но пусть пока так))). Ты как раз дала узреть, что хоть и чужие рельсы там, а дух, характеры, поступки – наши. Варяжская Гардарики и там не усыхает,
Вика! Этому произведению я бы дал не меньшее литературное будущее, чем В. Пикулю, например. Представляю, насколько трудно писать о том времени, где не жил! Снимаю шляпу перед удавшимся огромным творением.