Огонёк 14. Смысл жизни

Александр Войлошников
         
                150810

                Вопрос № 14. От предпринимателя из Екатеринбурга, желающего остаться неизвестным.
      -- Как Вы ответите на вопрос: «в чём смысл жизни?» Двадцать лет тому назад все знали: «в борьбе за рабочее дело!», или «в победе коммунизма!». Сомнительные, но ответы. А сейчас? Не учить же сына: «смысл жизни в накоплении денег». Говорят, что денег много не бывает, но когда количество нолей на валютном счёте переваливает за полдюжины, то деньги становятся абстракцией. Хочу знать, для чего живу? Чтобы увеличивать на счёте количество нулей? 

       Ответ на вопрос № 14. Ответов на этот вопрос много. Наиболее распространены: 1. «Смысл жизни в самой жизни». Дескать, живи и не умствуй. 2. «Смысл жизни в детях». Для животных -- так, для людей… не для всех. 3. «Смысл жизни в получении максимума удовольствий» Это -- для дураков, а, значит, для большинства. В том числе и для тех, кто сядет на иглу, или сопьётся. А уж несчастья ждут их на каждом шагу. От вендиспансера до тюрьмы. 4. «Смысл жизни в служении тому сему, работе, искусству, любви… ». Это мелко, преходяще, лицемерно, многие пробовали и у каждого – своё разочарование. Раз много ответов, значит нет истинного. Нужен ответ один и глобальный. Для всех.
         Вернёмся в прошлое, к лозунгам советской эпохи. Лозунги разные, а цель одна: «борьба» и «победа». Хорошие слова, азартные, боевые. Но они имеют смысл, когда есть противник, препятствия. Борьба за выживание, за самку, за еду, за богатство, коммунизм. А если всё есть? -- пипец смыслу жизни? Значит, и тут тупик!
        А что думали древние? В отличие от нас, любили они подумать. Времени было вдоволь. И не было философа в Элладе, который не ломал бы голову над смыслом жизни. По-армейски чётко отрапортовали на этот вопрос Демокрит, Эпикур и Сократ, придя к общему мнению: смысл жизни – в достижении счастья. А что такое счастье, где оно? Вот тут и оказалось, что они понимали каждый по-своему и не очень-то понятно для самих себя. То есть, просто, ни-че-гошеньки не понимали. Придумывали флюиды счастья. А где они? На игле или в бутылке? Так неужто «нет щастья в жисти» и жизнь бессмысленна? Предлагаю цитату из репортажа № 14 романа «Пятая Печать». Разговор беглых зеков в товарном вагоне.
 
                *       *       *
          -- Жаль, -- говорю, -- приедем  скоро. Я б так ехал, ехал… всю жизнь бы ехал в этом вагоне и ничего мне больше не надо! Наверное, это счастье?
          Слово «счастье» обронил я не предполагая, что станет оно поводом для большого разговора.
          -- Щастлив не цей, хто гроши маеть, а цей, хому их хватаеть, -- откликается Тарас кубанской поговорочкой. И Вася, тут как тут, – демонстрирует эрудицию:
          -- Счастье, -- это хорошее здоровье при плохой памяти! 
          -- Счастье – это возможность удовлетворять желания, пока хочется, -- и я включаюсь в дискуссию, комментируя свой экспромт: -- мой ДПРовский кореш по кликухе Хорёк, говорил перед сном: «ЗамечТательно, когда можно чесать то, что чешется и тогда, когда оно чешется!» Койки наши стояли вплотную, вошки были единокровные и счастье почесать друг другу спины было одно на двоих.
          -- Счастье?… -- переспрашивает Седой, потирая переносицу, -- гм… это не деньги, не здоровье, не результат обстоятельств. Счастье не зависит от внешних условий, а зависит от внутреннего состояния человека, от его мировоззрения. Счастье – это постоянное ощущение радости. По моим наблюдениям, самый счастливый из нас – это Санёк, -- он и во сне улыбается!
          -- Смех без причины – признак дурачины… -- подначивает меня Вася. А я делаю вид, что сержусь:
          -- Ты, Вася, тундра! – ведь, смех продлевает жизнь!!...               
          -- Но в России тому продлевает, кто, хихикнув, ноги унести успевает! – это Седой мои слова дополняет.
          -- Если смех жистянку продлевает, то СанькА бессмертье ожидает: ржет он весь день, как конь Будённого в стаде кобыл, а ещё во сне мерзко дохихикивает! -- комментирует Вася.
          -- Радостный смех, -- это только признак счастья, -- продолжает Седой, -- А корни счастья глубже, -- они не в душе, а в духе! Живёт на свете множество людей, которым счастье недоступно по их духовному убожеству. Например, -- старухе из сказки «О рыбаке и рыбке». А основной источник несчастья, – это поиск счастья. Не понимая, что такое счастье, многие с неистовой страстью гонятся за ним, с ревнивой злобой сметая и растаптывая всё и всех на своём пути… а потом узнают, что всю жизнь гнались за счастьем не в ту сторону! Счастье – понятие векторное и в погоне за счастьем главное – не скорость, а направление!   
         Понятие «счастье» исследовал Демокрит, который был учитель Эпикура, автор атомистики и удивительный человек, который напрямую общался с Духом Божиим. Результатом размышлений Демокрита стал «Трактат о счастье» в котором содержались рецепты счастья для человечества и каждого человека в отдельности. Увы, эта книга сгорела в начале нашей эры вместе с Александрийской библиотекой. Погибли там и творения учеников Демокрита. Так что, о рецепте счастья можно только догадываться из упоминаний о трудах Демокрита у более поздних философов.
       Но один из моих парижских знакомых, математик, заинтересовался теорией счастья и стал искать путь, по которому шел Демокрит. Результатом его поисков стала математическая «Формула счастья». Из этой формулы я запомнил, что счастье – это вариационная функция, равная первой производной по времени от разности сумм возможностей и желаний с корректировкой векторными коэффициентами эмоций.
         Каждому, желающему быть счастливым, надо нарабатывать эти коэффициенты делами: трудом, познанием наук и искусств, самовоспитанием. По этой формуле понятие счастья, перемещается из мистической философии в реальность, а из субъективно качественной области в объективно количественную! Я не стал запоминать методику вычисления модуля счастья, поняв, что величина его -- не главное. Главное то, что мир создан так, что недоумок и сволочь никогда не будут счастливы.
          Счастье невозможно заполучить так же просто, как богатство: отнять, украсть, купить, наследовать, принять в подарок. Счастье можно – только! – заработать, заслужить. Вместе с жизнью, каждому человеку, от рождения, вручается его счастье, но для того, чтобы его реализовать, нужно дух свой подготовить к восприятию счастья, а душу – для контакта с духом. На вопрос фарисеев: где Царство Божие? --  о котором проповедовал Христос и куда поместил Он счастье человеческое, -- Спаситель ответил:
         «Царство Божие внутрь вас есть!» (Лк.17:21).
          Негодяю ни на этом, ни на том свете счастье не светит, так как каждый «всё своё  несёт с собой!» А если, кроме богатства, нет у него ничего за душой!? – а его не возьмёшь с собой! -- то будет негодяй и на том свете несчастным: развлекать его некому, а чесать ему нечего! Нельзя заполучить счастье извне, ибо спрятано счастье внутри человека! Счастье скрыто в нашем интеллекте! И от других людей мы получаем счастье только через себя! И сказал Эпикур: «Чтобы стать счастливым, надо стать разумным!» Когда-нибудь науку о счастье будут изучать в школе. Ведь, счастье – это здоровье! Не тела, не души, а здоровье духа! А это – важнее всего, потому что здоровье плоти напрямую зависит от здоровья духа…
          Тут я подумал, что и в будущем школьники будут сбегать с занудливых уроков по счастью, чтобы попытать счастья в «чике» за сараями. И улыбаясь, спрашиваю Седого:   
          -- А Козьма Прутков что говорил про счастье?
          -- О! Не хуже Демокрита! Главное – короче: «Хочешь быть счастливым? – будь им!» В этих словах, краткая вульгаризация учения Демокрита! Невежественные люди считают, что счастье – в удовольствиях, а удовольствия – в удовлетворении желаний, то есть, в деньгах. Но любое удовольствие надоедает до тошноты. Если долго чесаться – чесать станет нечего – чесалка счешется!
          Помолчал Седой. Почесал переносицу. А я знаю: раз переносица зачесалась – скажет что-то интересное. 
        -- Но есть одно удовольствие, – продолжает Седой, -- это радость познания, которая становится тем больше, чем больше её удовлетворяешь! Сократ нарисовал на песке маленький кружок и сказал ученикам: «это ваши знания». Потом нарисовал большой круг: «а это – мои. Чем больше знаний – тем больше граница с непознанным». Поэтому нет конца познания, а, познавая природу, мы познаём Бога.
         «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20).
          Познавая Бога, приближаясь разумом к Нему, мы познаём и себя, ибо
          «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор.6:17).
           Интеллектуально
           «мы пребываем в Нём и Он в нас» (1Ин.4:13).
          Познавая себя, познаём Бога, познавая Бога, познаём себя. Так запрограммирован человек Богом. А познание Бога, как и познание себя, «через рассматривание творений», безгранично! И счастью такого познания нет конца! Не лишне вспомнить Эпикура – ученика Демокрита. Невежды считают Эпикура пропагандистом плотских удовольствий. А он пропагандировал радость духовную. И написал:
        «за большинством из наслаждений следуют неприятности: за развратом, обжорством и пьянством – болезни, страдания и пресыщение; за властью – злоба, ненависть окружающих, страх за жизнь и жизнь без любви, полная страха и ненависти… и только радость познания – единственное наслаждение, которое не ведёт ни к преступлению, ни к пресыщению!».
         Мы старимся телом, но, познанием постоянно обновляем интеллект, а
       «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор.4:16).
        И поэтому
       «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2).
       Ибо надлежит вам
       «обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу » (Еф.4:23, 24)
                *       *       *
        Закончил Седой рассказ о счастье. Молчим мы с мозгами перегруженными и до мозолей натруженными. Но Вася тут, как тут:
        -- Когда меня забирали, -- первая мысль была: «Вот повезло! Готовиться к контрольной не надо! Не люблю я учиться… По-моему переучили меня. Как насыщенный раствор я – ничего не запоминаю, да и не интересно…
        -- Значит, дрянные тебе учителя попались! – возмущается Седой, -- знанием не пресытишься, потому что, чем больше знаешь, тем больше возникает вопросов и, как сказал Козьма Прутков: -- «Век живи, век учись и ты, подобно греческому мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь!». Это Козьма намекнул на Сократа, сказавшего ученикам: «Я знаю только то, что ничего не знаю!»
         -- Ну и что? – Возражаю я в защиту Козьмы, -- я тоже, как Сократ, ничего не знаю! -- и верю Эпикуру, что познание – наслаждение! И мне не в падлу ещё б понаслаждаться!
      -- Учиться бы тебе, Сашок… -- вздыхает Седой.
      -- А в школе про Эпикура учат?
      -- Едва ли…
      -- А Козьму Пруткова?
      -- Увы! Козьмы Пруткова нет и в университетских программах! – улыбается Седой.
      -- На фиг мне учиться там, где пустая трында! – заявляю я. – Я у тебя, Седой,  хочу «учиться, учиться и учиться», чтобы научиться всему, что ты знаешь!
      -- Не надо всему учиться. Всё знают только дураки. Мудр не тот, кто знает много, а тот, кто знает нужное. Диоген сказал: самая трудная наука – научиться тому не учиться, что не нужно! А эту науку я так и не постиг… -- вздыхает Седой.
          Тарас меня обнимает. Я, прижимаясь к большому, тёплому, ласковому Тарасу, улыбаюсь и думаю, что это и есть счастье: быть вместе с добрыми и надёжными друзьями, такими как Седой, Тарас, Вася… Разве можно придумать блаженство больше этого? Тут уж обойдусь я и без Демокрита. А Граф считал, что
          «Только тот, кто был беспредельно несчастлив, способен испытать беспредельное блаженство!» 
          А счастье, как говорил Седой, это уметь чувствовать счастье, пока оно с тобой! И чувствую я счастье! Ныряю в счастье с утра и купаюсь в нём!! Но, по мере приближения конца нашего безмятежного путешествия в товарном вагоне с железяками, всё чаще появляется в душе холодный комок тревоги от мысли о том, что ждёт нас впереди, когда покинем мы этот безопасный вагон и окунёмся в гущу вокзальных сутолок, наполненных ментами, сексотами, стукачами… Как говоривал Граф:
      «такова жизнь: впереди всегда ждёт неведомое…»
      Ништяк, протыримся! Как говорит Седой: у мужчин всё впереди, кроме задницы!               
                *       *       *
          А когда легли спать, опять заговорили о счастье. И Седой продолжил:
       -- От разговора о счастье не далеко до вечной загадки человечества: смысла жизни. Счастье – это постоянное ощущение радости обновления, – обретения молодости. Есть животные, которые молодеют, меняя шкурку. А человеку дал Господь радость интеллектуального обновления:
       «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор.4:16).
        А потому
       «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2).
       Ибо надлежит вам
       «обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу » (Еф.4:23, 24)
     В обновлении – эволюция человека, то что отрицают пакостные попишки, отнимающие счастье у людей тем, что внушают им рабскую психологию. А
           «мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем ПОДОБНЫ Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2).
        «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим.8:17).
        Не спроста же твердит через Слово Своё Бог людям:
        «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего все вы»!!! (Пс.81:6), (Пс.49:1), (Пс.85:6), (Пс.94:3), (Пс.137:1), (Исх.15:11), Ин.10:34) и так далее – по всей Библии! Ибо в этих словах – смысл сотворения мира, ибо
       «Первый человек из земли, перстный, второй человек – Господь с неба. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного»!!! (1Кор.15:47, 49).
              Кровав, полон опасностей и искушений путь человека от животного к Богу. Но ведёт его по этому трудному пути, поддерживает и ободряет постоянное чувство радости, которое и называют счастьем. Счастье – как маяк. Стоит свернуть с этого пути и сразу теряет человек счастье. Поэтому СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В СЧАСТЬИ!! В счастьи быть богом и с Богом, который помогает на этом пути, ибо
        «мы пребываем в Нем и Он в нас» (1Ин.4:16).
                *       *       *
        Вот, уважаемый предприниматель, отрывок из романа с ответом на Ваш вопрос. Смысл жизни человека в счастьи, которое складывается из повседневной радости познания мира или, что тоже самое, из познания Бога и общения с Ним. А ещё -- из радостной уверенности в том, что избавившись от нашей многострадальной плоти, обретём мы новые радости возрастания  и совершенствования, когда «будем носить и образ небесного», образ более высокой многомерности! Раз Вас  заинтересовал этот вопрос, значит, сохранили Вы в душе что-то человеческое? Ведь и жадную, прожорливую гусеницу посещают радостные грёзы, будто бы она -- бабочка, порхающая в голубом просторе! Но путь к полёту бабочки лежит через окукливание. Именно там, в страданиях от тесноты и мрака куколки, рождаются лёгкие, радужные крылышки бабочки.
          Конец ответа на вопрос № 14. Автор.               
                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
        ПИШИТЕ ВАШИ ВОПРОСЫ В РЕЦЕНЗИЯХ К ЭТОМУ ВОПРОСНИКУ!
            Отвечу на любые вопросы, кроме провокационных и в грубой форме. И если это Вас не затруднит, сообщите, вместе с вопросом, Ваше образование. Это интересно автору и его ответ будет более конкретен.   
        С искренним уважением и симпатией. Автор.
                150810