067 Людмила Вадимовна Левко

Артём Киракосов
Артём Киракосов

цикл ГИМНЫ РАДОСТИ


ЛЮДИ ** СОБЫТИЯ ** ОТЗЫВЫ







067               
ЛЮДМИЛА ВАДИМОВНА ЛЕВКО


Бывают встречи, которых не быть не могло. По сути: все люди, которых ты встречаешь в жизни, – твои – кровно! и навсегда! …Якобы случайность! – Людмила Вадимовна ЛЕВКО назначена выписывать нам пропуска в залы Государственной Третьяковской галереи по понедельникам на сеансы студенческого копирования произведений станковой масляной живописи, на которых я имею честь присутствовать в роли преподавателя. …Мы много говорили с нею – о совершенно разных вещах – старых, прошедших, и нынешних, текущих. Всегда находя не только единство позиций, но и некую очень здоровую, трезвую, благородную глубину обнаруживал я в рассказах Людмилы Вадимовны, заслушивался, расспрашивал. Часы проходили на диване пред служебным входом в ожидании традиционно опаздывающих… Покоряют ДОБРОТА и ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ! ЧЕСТНОСТЬ. При работе с детьми (мы так любовно называем наших студентов) особо важно терпение! терпение! и какая-то великая и чрезвычайная снисходительность к ним – почти все что-то делают не так, нет так, как это нужно и принято: приходится нарушать какие-то установки, правила, положения, условия… Не подводя тех, благодаря кому эти сеансы вообще становятся возможными, скажу, что множество `закорючек` можно опустить! и пропустить, не замечая... Безболезненно для дела. Людмила Вадимовна берёт это на себя… Всё, что можно, –  ДЛЯ ДЕТЕЙ, она делает, всё, что реально! (А ведь бывают казусы: разъезжается тренога или этюдник, и студент вместе со всей амуницией летит в картину! бывает, забравшись на две табуретки, чтобы лучше разглядеть верхнюю деталь, увлекаясь, носом продавливает холст! поковыривает пальцем, чтобы понять, как это самое сделано! бывает, отодвигает запретную веревочку на кресле-экспонате и садится в него прямо в своём рабочем свежецветастом халатике, раскладывая палитру и краски на соседнем столике-экспонате как у себя на общежитском застолье! начинается рёв сигнализации! а бывает, забывает всё: сменную обувь,  документы, свой нехитрый скарб для работы, поесть, как зовут педагога, и на какой предмет он попал нынче с утреца, прежние договорённости, даты и годы… – у них, у молодых, бывает всё! – мы это с нею отлично понимаем, тихо перемигиваясь в улыбке при выслушивании очередного ‘ПОстрадальца’! Какие наши задачи? – быть им и ‘мамой’ и ‘пионервожатым’ – единоодновременно!) Иногда случайно встречаясь с Людмилой Вадимовной в залах экспозиции, мы надолго погружались с нею в спонтанно возникшую и легко текущую беседу… садились перед Суриковым, Перовым, Ивановым, Серовым, Ге, Васильевым… Вставали, застигнутые срочным громким тревожным мобильным: что-то не так у наших детей...

Выяснилось, что наше единство – укоренено во взгляде на профессию: реставрация – это коммуникабельность, компетентность, ответственность, дисциплина, прилежание, любовь к памятнику, художнику, искусству, талант, надёжность, подвижничество и жертвенность… Выяснилось, что Людмила Вадимовна закончила «ПЕД» (педагогический), рисовала и писала, проявилась как искусствовед, много лет водила экскурсии, очень серьёзно занимаясь становлением своей правильной индивидуальной русской устной речи (беседовать с нею – поучительное удовольствие), всецело погрузилась в археологию и раскопки, экспедиции, а затем и в реставрацию (на профессию реставратора ЛЕВКО, не ошибаясь, вывела чуткая и проницательная в кадровом и в профессиональном отношении АНТОНОВА Ирина Александровна, бессменный Директор Пушкинского музея), работала двадцать лет под руководством легендарного Степана Сергеевича ЧУРАКОВА, руководившего в Пушкинском реставрацией, возглавляла отделы реставрации скульптуры и декоративно-прикладного искусства, навсегда связав свою жизнь с Пушкинским и Третьяковской. После завершения яркой и плодотворной реставрационной карьеры – спокойная работа в Фондах – вот, к примеру, с нами, с документами, с картинами.

Люди, любящие МИР МУЗЕЯ, не уходят с работы так, они хотят в нём присутствовать постоянно, до конца. Работа Людмилы Вадимовны хоть и кажется очень простой, а я бы выделил её из всех хранителей, которые несут подобную службу с нами, студентами и их педагогами. – Доброжелательность и повёрнутость душою к тем, кто делает только первые шаги, встречаясь в тиши пустых залов один на один с художественными произведениями, для того, чтобы узнать о них больше и повторить, пытаясь освоить и воплотить основные методы и приёмы техники живописи своих коллег из прошлых столетий. Много странного происходит в эти часы со студентами, оригиналами… Идёт какой-то особый РАЗГОВОР с мастерами, великими мастерами и их бесценными, оставленными нам, шедеврами! Вообще – МИР МУЗЕЯ – особый, *^заколдованный^*, а понедельники, когда музеи закрыты для посетителей, необыкновенно меня привлекают: идёт осмотр вещей реставраторами, специальная фотосъёмка, удаляют пыль с рам и стёкол, меняют экспозицию, проветривают залы на целую неделю вперёд, ставят ‘ точечный свет’, работают с сигнализацией и vipГОСТЯМИ, телевидение снимает свои вечные ‘горячие’ сюжеты, перед картинами встречаются хранители, мы копируем… я люблю эти понедельники! и когда Людмила Вадимовна болеет (а нет её всё чаще!), мне не хватает многого.               


04 август 2010 ~ лето ** ** лето ~ 2010 август 04