Возвращение «Великолепного» Жана Поля Бельмондо… (Рецензия на фильм "Человек и его собака")
«I’ll be back» - эта терминаторская эпохалка постоянно вертелась в голове, как только пошли первые кадры фильма « Человек и его собака» и я понял, что передо мной Жан Поль Бельмондо и он не в сложном гриме.
Жан Поль – итальянец по происхождению, и француз, - даже парижанин по месту рождения, - давно уже в когорте великих французских киноактёров – таких как Жан Габен, Лино Вентура, Фернандель, Ален Делон, Жан Маре, Жерар Филип. Судьба была всегда к нему благосклонна – он снимался, - причём уже в первых лентах, - великого режиссёра Жана Люка Годара. В середине прошлого века был настолько популярен, что у газетчиков даже появился термин «бельмондизм». Вот как было написано о Бельмондо в одной из статей: «Его лопоухая физиономия с перебитым носом, неповторимой улыбкой и неизменной сигарой или сигаретой в уголке рта считалась если не «лицом Франции», то олицетворением «французского духа» (каким его хочется видеть самим французам) - легкомысленной и неистребимой радости жизни. И в отличие от его приятеля Алена Делона, за Бельмондо да самого последнего времени не тянулся шлейф грязноватых сексуально-криминальных скандалов».
Славился Бельмондо своими ролями в комедиях и боевиках и ещё тем, что всегда все трюки исполнял самостоятельно. Ему было за 50, когда он чуть не погиб во время съемок канадского фильма «Ограбление» (1985). В 1988 г. Бельмондо удостоили «Сезара» (французский эквивалент «Оскара» - авт.), но Жан Поль отказался принимать награду из-за того, что автор статуэтки «Сезара» когда-то неуважительно отозвался о творчестве его отца (известного скульптора – авт.). У актера не сложились отношения с Каннским кинофестивалем, Жан Поль Бельмондо ни разу не удостоился его призов, но у него есть другая почетная награда - Орден Почетного легиона.
Несколько поколений (в том числе и моё – авт.) выросло на фильмах этого, отметившего в нынешнем году своё 77-летие актёра.
В 2001 году он перенёс обширный инсульт, потерял способность говорить и двигаться (паралич правой стороны тела – авт.), в 2003 году у него родился сын, в 2006 году Бельмондо восстановился после инсульта, - начал ходить, говорить, а в 2009 году вышел первый после болезни фильм с его участием. Вроде пару предложений – а за этим огромная воля к жизни уже достаточно немолодого человека, И огромные усилия, потраченные на то, чтобы всё сложилось именно так, а не иначе – скажем как у абсолютного большинства больных с таким диагнозом. ..
Это надо учитывать или хотя бы представлять, идя на фильм «Человек и его собака». Бельмондо, по-сути, - играет самого себя, и играет на таких полутонах своего мастерства, что дух захватывает... Ушла брутальность, появилась стать титана – он поразительно внутренне похож на Жана Габена - появился габеновский взгляд мудрого, много пережившего человека.
Думаю, роль моряка, у которого «жизнь на середине «Моби Дика» (цитирую по памяти – авт.) для самого Жана Поля Бельмондо - это некий символ, прежде всего – символ возвращения и вряд ли деньги за эту роль для него имели значение. Ну мне, по крайней мере, очень хотелось бы так думать.
Фабула фильма проста – жизнь матроса-максималиста на исходе, жена умерла, детей не завёл, друзьям он не нужен, женщина, у которой он жил, выходит замуж за другого, и буквально выгоняет его на улицу. И выхода, кроме как суицид, нет…
Вот об осмыслении прожитого, принятии решения фильм. Остались у него, правда ещё преданная собака и служанка Лейла – молодая запутавшаяся в жизни и бой-френдах девчонка, собирающаяся родить ребёнка и выйти замуж за того, кто этого ребёнка полюбит …
Много крупных планов и, странное дело, - через некоторое время уже не видишь подрагивающую челюсть, асимметричные губы (нос Бельмондо сломали ещё в юности – он увлекался боксом – авт.). Видишь только глаза – живого, мудрого человека...
Много крупных планов и собаки, - вообще пёс (смесь овчарки и терьера – авт.) в этом фильме, - вторая по значимости роль. Очень деликатно, намёками, и очень по-французски соблюдена грань режиссёрской подачи соотношения человек и собака и, честное слово, иногда кажется, что окружающие героя люди буквально собаки в плохом смысле этого слова (ладно чего миндальничать – просто суки – авт.) а пёс человечнее многих людей. Для усиления этого ощущения у зрителя режиссёр оставляет собаку безымянной. У пса в фильме даже нет клички – главный герой называет его просто «моя собака»…
В эпизодах занято очень много стареющих звёзд французского кино - 88-летняя Мишлин Прель, 87-летний Жан-Марк Тибо, 83-летние Робер Оссейн и Эмманюель Рива, 76-летняя Франсуаза Фабиан, а также ветераны-иностранцы - швед Макс фон Сюдов и поляк Даниэль Ольбрыхский.
Есть в фильме дух Парижа - не туристического, а того, который обычно приезжие в сутолоке и всеобщей эмоциональной прибитости «величием» этого города, просто не успевают увидеть.
Вообще очень чувствуется, что на съёмочной площадке все любили Бельмондо - весь фильм пронизан любовью, она ощущается в атмосфере всего фильма буквально физически. И совершенно неважно – войдёт это кино в анналы или нет – главное состоялось – Великий Актёр вернулся…
Очень надеюсь, что возвращение Жана Поля Бельмондо в кинематограф действительно состоялось и что эта роль не прощальная, а лишь старт в новом качестве – мне лично этого очень хочется….
P.S.
Вчера ушел в Вечность Жан Поль Бельмондо. Стало пусто - его не заменить в нашей памяти никем... Вечная память, мир праху...
P.P.S.S.
Цитаты
Искушение — это духи, которые вдыхаешь до тех пор, пока не захочешь иметь весь флакон.
Женщина — единственный подарок, который сам себя упаковывает.
Женщина, которая сдается слишком быстро, потом организует сопротивление методом диверсии.
Спорт очень хорошо помогает избавиться от всех вредных привычек.
Я живу настоящим моментом. И он прекрасен.
Надо идти своим путем. Не думая ни о ком. Делай то, что хочешь. Каждый играет по-своему.