Баллада

Мила Сорокина
- Я не знаю!

Егор бросил теребить пальцы, поднялся и прошёлся по кабинету.

- Я не знаю, что не так! Я хотел работать врачом, и сейчас хочу, и я люблю помогать людям, и я нужен, ко мне обращаются. И я обязан их вылечить…

- Всех? – голос Лады звучал мягко и понимающе, но во взгляде читалась грустная усмешка. Егор махнул рукой и негромко рассмеялся.

- Да. Синдром молодого специалиста. Думаешь, что очень много знаешь и умеешь, и стоит только взяться - сразу всех вылечишь и всех спасёшь. По-моему, я уже переболел.

- Тяжело было?

Егор вздохнул в подтверждение.

- А что тяжелей всего?

- Знаешь, даже не то, что больные тянут до последнего и ходят по бабкам, нет чтобы сразу обратится к врачу. Я понимаю, им страшно. Хотя иной раз просто по лбу треснул бы, до чего человек себя доводит. Взрослые люди, а хуже детей, ответственности за своё здоровье ноль, а если что – так я же у них и виноват.
И не убогость наша, что ни людей, ни мест в отделении, ни лекарств не хватает.
И не служебная грызня и бумагомарание бесконечное – я от этого вообще сразу абстрагировался.
Тяжелее всего, когда и пациент умница. И лекарства подобраны. И всё что можно было, сделал для него. А всё равно… Егор горестно развёл руками и после долгой паузы продолжил. – Я не то чтобы смирился, но научился… понимать, что не от меня одного жизнь человека зависит.

- А теперь, когда ты научился это понимать, тебе легче?

- Да.

- В чём именно?

- Я перестал себя грызть. Ну, ты помнишь. На тему: я плохой специалист, ничего не соображаю, взялся не за своё дело… Шарлатаном себя чувствовал, самозванцем! А теперь у меня есть почва под ногами, я знаю. Я не господь всемогущий, но и не шарлатан. Я обычный врач, неплохой даже – мне есть с кем себя сравнить… Да хороший я врач, хороший! – проворчал Егор, заметив, как поморщилась Лада на «неплохой». То, что Лада недолюбливает слова, начинающиеся с «не-», Егор знал уже давно. Вот такой у неё женский каприз.

Лада улыбалась.

- И чем же ты, хороший врач Егор, так сильно недоволен в своей работе?

- Я не знаю!

- Кажется, мы это уже говорили...

- На колу мочало, начинай сначала – подтвердил Егор.

- Давай сделаем вот что… - из ящика стола Лада вытащила большую колоду карт и разложила её пёстрым веером перед Егором – Выбирай свою!

Глаза Лады разгорелись – ну точно, ведьма…

Немного поколебавшись, Егор вытянул ту, что «смотрела» на него и перевернул картинкой вверх.

На карте была изображена сцена из сказки «Карлик Нос»: тёмной ночью Карлик Нос пытается освободить из клетки заколдованную принцессу-гусыню.

- Что ты видишь? Расскажи мне!

- Это… Карлик Нос… парнишка такой длинноносый… он крадётся… он хочет достать гусыню из клетки…боится, что его заметят…

- Клетка, гусыня, парнишка… - что ещё ты видишь?

- Других гусей, они тоже в клетке. В руках у парнишки какая-то трава…

- Что ещё?

- Ещё… ночь. Всё.

- Итак, Карлик Нос, Принцесса-гусыня, другие Гуси, Клетка, Трава, Ночь. На кого из них ты похож больше всего?

- На Карлика Носа!

- Стань Карликом Носом.

И Егор превратился в Карлика Носа. И ничего сложного в этом нет, если имеешь дело с ведьмами.

- Что ты делаешь, Карлик Нос?

- Спасаю заколдованную принцессу.

- И как, получается?

- Пока не очень. Мне нужен ключ от клетки. Или топор, чтобы разрубить её к чёрту. Но у меня ничего такого нет. Только трава. Может, она и волшебная, но против клетки не помогает.

- А от чего помогает трава?

- Трава – лечит. Она не разрушает, она лечит. Лечебная трава.

- Зачем тебе лечебная трава?

- Для заколдованной принцессы. Она больная и грустная. Трава ей поможет.

- Стань травой!

И Егор превратился в траву.

- Я – Лечебная Трава. Я росла долгие годы, набиралась лечебной силы, солнце грело меня, земля кормила меня, а дождь поил влагой. Теперь я сорвана, отделена от корней, но я не жалею. Я росла для того, чтобы лечить. В этом моё предназначение. Я могу снять боль, спасти от тоски, помогу бороться с болезнью. Я могу помочь заколдованной принцессе, но освободить её мне не под силу. Клетка мне не подвластна. Ненавижу клетки!

- Стань клеткой!

- Я – Клетка. Я большая, деревянная, прочная. Те, кто меня строил, знал, что делает. Я нужна, чтобы был порядок. Гуси, назначенные на кухню, должны сидеть в клетках. А глупые мальчишки не должны по ночам пытаться их выпустить. Это всё дурь. То, что в клетке, должно быть в клетке. Я не намерена никого выпускать. Вали отсюда подобру-поздорову, Карлик Нос, нечего тебе тут топтаться!

- И что ты ей на это скажешь?

- Нет, Клетка. Так не пойдёт. Твой порядок, чтобы гуси сидели в клетках. А мой порядок – чтобы гуси жили на воле, летали в небе, выводили птенцов. Я не уйду, пока своего не добьюсь!

- Глупый, глупый Карлик Нос! Знаешь ты, сколько клеток в мире? Смотри!

И перед глазами Карлика Носа вдруг осветилась бесконечность, заставленная клетками, клетками, клетками, в которых сидели миллиарды гусей и миллионы заколдованных принцесс…

- Что ты можешь? Чего ты добьёшься? Ты не спасёшь их всех!

- И не надо. Пусть я спасу только этих.

- Иди отсюда!

- Ну Клеточка, миленькая! Ну пожалуйста!

- Отстань!

- Выпусти гусей! Будь хорошей клеткой…

- Эх… уговорил, чёрт речистый! Пусть летят, только быстро!

- Что, гуси полетели?

- Полетели! Они счастливы!

- А заколдованная принцесса?

- Она… она осталась в клетке. Она не выходит. Прячет голову под крыло.

- Стань ею!

- Я – Принцесса… Когда-то была Принцессой. Ну а теперь… я то, что есть. И тебе этого не поправить. Ты сделал всё, что мог, и я на тебя не в обиде. Я благодарю тебя за всё. Но ты не можешь мне помочь. И никто не смог. Смирись. Я смирилась, и ты смирись. Есть вещи, исправить которые мы не можем, как бы нам ни хотелось. Оставь меня здесь. Прощай.

- Это Маша. - Из глаз Егора текли слёзы. - Принцесса – это Маша.

- Маша – твоя пациентка?

- Была. Теперь она умерла. Я застал её последний год. Она была такой человек - как солнце. Болела долго – и никак не желала сдаваться. Всё посмеивалась. Вы, доктор, говорила – совсем ку-ку? Что вы мне понаписали в диагнозе? Мне дочку на ноги ставить, а вы мне такое, не стыдно? А ведь она всё понимала, сама была врач, с детьми работала… Она по ним скучала... очень.

- Ты никому не рассказывал?

- Нет. Кому такое расскажешь? Кто поймёт, как она была мне дорога? Просто смешно!..

- Совсем не смешно. И я не знаю, как я могу здесь тебе помочь.

- Никак. И не надо. Ты просто будь рядом.

Лада сидела очень близко и держала Егора за руку.

- Что у тебя осталось?

- Ночь.

Я – Ночь. Я – тьма, из которой всё исходит и в которую всё возвращается. Во мне нет ни верха, ни низа; ни большого, ни малого; ни времени, ни движения. Во мне нет ничего, но я могу поглотить всё. Если у вас есть солнце, я забираю солнце. Если у вас есть боль, я забираю боль. Я приму каждого. Я неотвратима, как зло, но я не зло. И я не добро. Я просто Ночь. Я дыхание жизни и бездыханность смерти. Я полное растворение. Я забвение и сон. Я страшна издали, ужасна вблизи и безразлична внутри. Для кого-то буду последней, но для других я буду необходимой, чтобы наступил новый День.