Пит Ван Брабант о масонском посвящении

Строитель Храма
Написано на основе одной из глав книги  Piet Van Brabant. Les Francs-Maсons. Les Loges rеguliеres en Belgique.


Часто говорят, что масонский орден - это посвятительская организация. Это определение формально правильно, но оно мало что разъясняет по существу.  Не так легко объяснить, что же такое посвящение, и чем, собственно, посвященный отличается от непосвященного. На практике однако известно, что обряд посвящения, даже если он выполнен неуклюже или с ошибками, оставляет глубокий след в душе. Старые масоны подтвердят, что этот обряд действует на них сильнее, чем все остальное, что им довелось видеть и пережить в храме. Каждое новое посвящение напоминает им их собственное и не перестает их волновать. Посвящение значительнее и глубже, чем другие церемонии, которые мы знаем в обычной жизни, как-то: открытие Олимпийских игр, вручение диплома и т.п. Обычные церемонии могут вызвать эмоциональный подъем, но не производят столь глубоких перемен в человеке и не обладают такой притягательной силой. Посвящение – это больше чем вступительная церемония. Посвящение - это передача духовного знания.

Не существует простого ответа на вопрос о том, что же все-таки происходит при посвящении. Процесс передачи духовного знания невозможно выразить словами, и он остается тайной. Секрет посвящения реально существует. Он влечет ищущих. Любознательные отыщут книги, где написано, что в посвящении открывается истина. Однако истина – это расплывчатое понятие. Здесь ведь явно идет речь не о конкретной истине, как в науке или в юриспруденции.  Этимология слова «посвящение» указывает на понятия «свет» и «святость». В европейских языках используют слово «инициация» происходящее от латинского  initium - начало.  Одни масоны скажут, что в посвящении они «увидели свет», или что у них появилось ощущение  «внутреннего света» или «высшего мира».  Другие скажут, что их посвящение было «началом новой жизни» или «рождением в мир духа». Все эти объяснения правильны, и за ними стоят искренние переживания. Каждый масон понимает посвящение по-своему.

Помимо пяти основных чувств, мы имеем еще и шестое: интуицию, способность к внутренней жизни и исканиям истины. Ведомые этим шестым чувством, масоны открывают для себя словесно невыразимую духовную реальность. Тот, кто познал, сердцем или разумом, всю глубину открытий, которые следуют за посвящением, не испытывает необходимости в теориях и книжных объяснениях. Тот же, у кого шестое чувство не развито, не откликнется на посвящение.

Согласно Rene Guenon, во время ритуала посвящения происходит передача духовного знания, завещанного традицией. Посвящение приобщает новообращенного к определенной традиции. В масонстве, сложившемся в лоне западноевропейской культуры, передается эзотерическая (сокровенная) христианская традиция, которая впрочем содержит и отдельные нехристианские элементы. Эта традиция дополняет и обогащает обычную (открытую) христианскую традицию. Rene Guenon пишет, что существует два вида посвящения: внешнее (ритуальное), и внутреннее (истинное, настоящее). Во время самого ритуала или сразу после него человек не замечает изменений. Guenon называет этот этап внешним посвящением. Внешнее посвящение является началом пути, необходимым первым шагом на пути к новому. За этим первым шагом следует медленное постепенное развитие, которое в конце концов увенчивается подлинным, внутреннним, посвящением.  Новопосвященный не сразу отдает себе отчет в духовном воздействии ритуала. Он является почвой, куда брошены семена. Семена взойдут и вырастут в зрелое растение, которое даст плоды и произведет другие семена. Слово «неофит» (новопосвященный) буквально означает молодой побег.

Истинное посвящение происходит медленно и постепенно по мере  роста духовного знания. Но бывает и так, что посвящение остается только на внешней стадии: обряд совершен, но последующих изменений не происходит.  Почему так получается? Может быть, ложа ошиблась в человеке. Может быть, кандидат не имеет подлинного интереса или способности к масонсому поиску.  Может он слишком закрыт.  Может быть, он не размышляет о символах или не пытается разгадать стоящую за ними духовную реальность. Может он слишком материален или эгоистичен, и стремиться «иметь» а не «быть».  Но бывает и так, что кандидат терпит неудачу по вине ложи. Может быть ему не оказали достаточно поддержки. Семя, которому не хватает воды, воздуха или тепла, может и не взрасти. Но подобные неудачи редки. Как правило, если кандидат участвует в коллективных трудах ложи, подлинное посвящение приходит в самостоятельном поиске без посторонней помощи. Новопосвященному часто говорят, что все зависит от него самого.

Если посвящение остается на внешней стадии, развитие человека ограничивается морально-этической сферой. Он работает над своим характером и отношением к людям. Конечно, это тоже важно, но в идеале эти перемены должны быть проявлением изменений на более глубоком уровне духа.

В период ученичества новопосвященный работает над собой в тишине. Он не имеет права говорить в храме. Ученик носит прямоугольный фартук с треугольной складкой, напоминающий классический почтовый конверт с треугольным клапаном. Вершина треугольника завернута наверх, т.е. направлена на него самого. Это означает, что он должен познать самого себя. Ученика можно уподобить неотесанному камню. После посвящения он становиться каменотесом и  обтесывает камень, чтобы придать ему правильную кубическую форму. Истинное посвящение приходит с  пониманием того, что есть человек,  каково его место в творении, и  какого рода связь соединяет его с Творцом. Цель духовных исканий состоит не в том, чтобы создать или восстановить эту связь, а в том, чтобы осознать, что эта связь уже существует, причем понять это не только на интуитивно-подсознательном уровне, но и разумом. Масоны не отвергают важности подсознательного, однако масонство в целом – это рациональное, а не мистическое учение. Масонство не похоже на йогу, буддизм и другие учения, которые проповедуют аскезу и определенные упражнения для достижения более высокого духовного уровня. 

В обряде посвящения Досточтимый Мастер (тот, кто посвящает) выступает как посредник между Творцом, т.е. источником Духа, и посвящаемым, получателем духовного знания. Восхождение к Духу  осуществляется в эзотерической традиции, которой масонство придает конкретную форму. Для эзотерической (сокровенной) христианской традиции масонство является тем же, чем является церковь для открытой традиции. Открытая традиция направлена вовне, то есть обращена ко всем. Церкви принимают всех. Сокровенная традиция имеет иной характер: она направлена внутрь, обращена к избранным, т.е. к тем кто может ее воспринять.

Об эзотерической традиции известно намного меньше чем об открытой, хотя и та и другая основаны на одной и той же книге – Библии, Ветхом и Новом Завете.  «Бог есть дух» (Ин. 4:24) и человек, созданный по образу и подобию Бога, несет в себе искру этого Божественного Духа. Апостол Павел говорит: «Разве вы не знаете что вы -  храм Божий и дух Божий живет в вас?»  (1 Кор. 3:16).  Здесь речь идет о связи, взаимоотношении или даже идентичности между духом человека и Божественным  Духом, который дремлет во тьме нашего сознания. Посвящение пробуждает его. Дремлющий дух человека подобен тлеющей искре. Посвящение выбивает искру, и пламя разгорается.

В масонских храмах Библия, или «Книга Священного Закона», всегда остается открытой на первой странице Евангелия от Иоанна, в котором эзотерическое вдохновение выражено особенно сильно. Евангелие от Иоанна начинается фразой: «В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог» (Ин. 1:1).  Иоанн учит нас, что Слово есть Бог, и что в то же время Слово - это посредник между Богом и людьми. Слово стало плотью во Христе. «Бога не видел никто никогда; единородный сын, в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18).  Слово приблизило нас к Творцу и дало нам знание, которое мир отверг:  «В мире был, ... и мир Его не познал» (Ин.1:10).  Однако свет все же воссиял во тьме - он стал видимым, хотя и не всем. «И свет во тьме светит и тьма не объяла его(*)» (Ин.1:5) – этой фразой открываются и закрываются собрания масонов. Те люди, которые видят этот свет и этот дух, связаны этим как единокровные братья. На этой основе возникает братская любовь. Знание и любовь лежат в основе эзотерической традиции.

В Евангелии от Иоанна  Христос отвечает своим противникам: «Не написано ли в законе вашем: ‘Я сказал: вы боги’?» (Ин. 10, 34). При этом он цитирует псалом 81: «Я сказал: вы – боги,  и сыны Всевышнего – все вы».  В этом утверждении нет ни богохульства, ни многобожия. Это просто подтверждение того, что человек создан по образу и подобию Божию, т.е. того, что он содержит частицу Божественной Сущности. Человек стремится стать тем, кто он есть, т.е. тем что есть Бог. Человек должен «родится свыше» (Ин. 3:3), чтобы это осознать, чтобы получить духовное  знание о своей истинной сущности и вечной жизни (бессмертии духа, на языке масонов). «Рожденное от духа есть дух» (Ин. 3:6). В эзотерической христианской традиции посвящение – это средство «родиться свыше», чтобы получить знание и воспринять Слово. 

В своих книгах о посвящении Guenon настаивает на двух моментах: во-первых человек должен располагать определенным даром, чтобы преуспеть в трудах посвящения. Во-вторых, передача духовной силы может осуществиться только в лоне традиционной организации. Guenon  указывает на важность собственных усилий посвящаемого в его работе над собой. Неофит должен трудиться, чтобы  осуществилось подлинное посвящение. Он продвигается медленно, следуя за своими учителями и поднимаясь по ступеням знания, пока не придет к осознанию своей истинной сущности.

В масонство как правило приходят люди, которые ищут внутреннюю гармонию. Этот поиск, если он ведется искренне, приводит к посвящению.

Литература

1.  Rene Guenon. Apercus sur l’initiation. Les editions traditionelles. Paris, 1980
2.  Rene Guenon. Apercus sur l’esotirisme chretien, Dervy

(*) Примечание

Интересно, что важная для масонства евангельская фраза «И свет во тьме светит и тьма не объяла его» допускает две интерпретации. Глагол «объять» может иметь в данном контексте два значения: «понять», «воспринять» или «охватить», «поглотить». Таким образом возникает два противоположных по смыслу варианта текста:

1. «И свет во тьме светит и тьма не восприняла его».
2. «И свет во тьме светит и тьма не поглотила его».

Большинство современных читателей интуитивно выбирают вариант №2, так как это значение глагола «объять» в нашем языке явно доминирует. Греческий оригинал евангельского текста использует глагол «каталамбанейн», которые имеет те же два значения, однако значение «воспринять» является для него доминирующим.  Этому значению следует латинский перевод и, вслед за ним, переводы на европейские языки. Так например, классический английский King James Bible гласит: “And the light shineth in darkness; and the darkness comprehended it not”, т.е. буквально следует варианту №1. В западноевропейской христианской традиция именно эта интерпретация всегда воспринималась как само собой разумеющаяся. Например, Джон Уэсли, основатель методизма, комментирует этот стих так:  «Свет сияет на павшего человека, но тьма – т.е. темный, грешный человек - его не воспринимает». Нет сомнений, что так же понимали этот стих и в европейском масонстве.  Именно так понимает его автор нашего текста Пит Ван Брабант, который использовал голландский и французский переводы: «En het Licht schijnt in de duisternis, en de duisternis heeft hetzelve niet begrepen» и «Et la Lumiere luit dans les tenebres, mais les tenebres ne l'ont point recue», оба тождественные варианту №1.

Однако интерпретацию №2 поддерживал Ориген, классик богословия 2-3 вв  н.э. Согласно Оригену, стих 5 утверждает, что свет неодолим для тьмы. Варианту №2 следуют и некоторые современные переводчики. Например, известный перевод Библии на современный английский язык «The New Testament in Modern Speech» гласит «The Light shines in the darkness, and the darkness has not overpowered it». Семен Франк в работе «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии» (http://www.soctheol.ru/osnova.php?ida=1103&idglav=318) высказывает интересную точку зрения, что обе интерпретации по-своему правильны и обогащают наше понимание Евангелия от Иоанна.

Не претендуя на решение двухтысячелетнего спора, замечу от себя, что вариант №1 лучше согласуется с контекстом и придает прологу убедительность и логическую стройность. Вот текст пролога полностью:

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

Если понимать стих 5 в смысле №1, он звучит почти тождественно стихам 9-10 и вписывается в общий смысл пролога: Христос – это Слово Божие и Свет Божий. Грешный мир – это тьма. Христос пришел в мир и мир отверг Его, за исключением тех, кто в Него поверил. Пролог, если понимать его таким образом, не кажется таким уж таинственным. Он звучит как философская увертюра к ключевой теме всех четырех Евангелий –  явлению Сына Божия в мир и его распятию. Эта тема настолько важна для евангелиста, что в стихах 5 и 9-10 она повторена дважды. Дополнительный смысловой повтор придает тексту ритм и усиливает его. Было бы неестественно помещать совсем рядом в коротком и цельном тексте проповеднической направленности две фразы с противоположным смыслом.