Учись, студент, магистром станешь!

Ольга Белопольская
В настоящее время в России наряду с бакалаврами и магистрами выпускаются дипломированные специалисты. По существу, сложилась многоступенчатая система получения высшего образования. Но ломать голову над вопросом, кем стать: бакалавром, специалистом или  магистром будущим студентам осталось совсем недолго. Ни для кого не секрет, что с 2011 года все вузы в обязательном порядке перейдут на форму получения высшего образования по схеме «4 + 2» (годы обучения по направлению «бакалавр» и «магистр» соответственно).
Из истории мы знаем, что впервые квалификация «бакалавр» (от лат. baccalarius, первоначальное значение – подвассал, от bacalaria – поместье), приобретаемая студентом после освоения базовой программы обучения, появилась в средневековых университетах Западной Европы. В России же этот уровень подготовки выделен в начале 1990-х годов.
В отличие от бакалавриата, специалитет ¬ считается традиционной формой советского, а затем и российского высшего образования. Подготовка специалиста включает как базовое образование, так и углубленную специальную подготовку. Квалификация «специалист» приобретается после освоения специальной программы обучения.
Магистр (от лат. – magister – наставник) – следующая ступень – это квалификация, которую студент получает после освоения базовой либо специальной программы обучения. В Средние века ученая степень магистра присваивалась преподавателям «семи свободных искусств». В России звание «магистр» было введено указом Александра I от 24 января 1803 года «Об устройстве училищ». В 1993 году название «магистр» возвращается как квалификация выпускников учреждений высшего профессионального образования.
У стремления России влиться в единое европейское образовательное пространство есть глубокие исторические предпосылки: зарождавшиеся в середине XVIII века российские университеты были созданы по примеру европейских. Единые исторические корни, а также вполне понятный интерес к современному опыту университетов Европы, думается, способствовали присоединению России в 2003 году  к Болонскому процессу, призванному сблизить и гармонизировать системы образования стран Европы. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года.
Достоинства двухступенчатой системы образования налицо. Во-первых, этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом.
Во-вторых, обучаясь по системе «бакалавр – магистр», студент уже через четыре года приобретает экономическую независимость.
В-третьих, если на момент завершения обучения в бакалавриате не возникло осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на достигнутом.
Фундаментальность подготовки позволяет, при необходимости, легко сменить профессию, поскольку программы бакалавриата в соответствии с ГОСТом построены так, что  за один год можно перейти к совместимой профессии.
И, наконец, в-четвертых, у бакалавра есть возможность продолжить образование в магистратуре на бюджетной основе. Специалистам такая возможность предоставлена не будет, поскольку в данном случае обучение в магистратуре будет считаться вторым высшим образованием, а оно в России по закону только платное.
Однако при всех положительных моментах находятся противники такой системы образования. В качестве аргумента «против» одни приводят суждение о том, что, дескать, российский работодатель считает бакалавров «недоучками» и при прочих равных обратит внимание скорее на резюме специалиста, а не бакалавра. Другие сетуют на то, что после окончания бакалавриата будет нельзя, минуя магистратуру, поступить в аспирантуру.
Тем не менее, переход России к рыночной экономике диктует особые правила поведения, в том числе и на образовательном рынке. Поэтому, исходя из нынешних реалий, очевидно, что плюсов у такой системы больше, чем минусов. А как она проявит себя на практике, покажет время.