Забытый романс

Валентина Агапова
Конец августа. Вечер угасал. Село засыпает. Дремота и меня уже уводила в сладкие грёзы сна, как вдруг песня, которую пела на улице девушка, заставила разомкнуть ресницы. Прислушалась. Красивый высокий голос выводил:

А в саду соловей
Свою дивную песню запел.
И слеза за слезой
Покатилась невольно из глаз.

Мелодия казалась такой неземной красоты, а слова так проникновенны, что хотелось плакать. Новым, необычным чувством переполнилось сердце. Слёзы потекли безудержно. Когда они иссякли, на душе было легко и радостно. Не заметила, как уснула. На другой день я уехала в районный центр продолжать учёбу в школе.

А песня жила в душе. Хотя запомнился только припев. Желание узнать слова песни стало навязчивым. Но кто пел? В селе ни у кого не было такого голоса. Может быть, к соседям приезжала молодая родственница? Спустя два года я встретилась с ней в селе, спросила о песне. Но она была ей незнакома.

У кого же узнать? К кому ни обращалась с вопросом о песне, никто даже не слышал о ней. Может быть, ведущий передачи «Встреча с песней» Виктор Татарский что-то подскажет?! Написала на радио письмо. Но ответа не было.

Уже и стихи свои сочинила и напевала их с оставшимся в памяти припевом.
Теперь, кажется, можно бы и успокоиться. Но о чём же была всё-таки та песня? Почему заставила плакать юное сердце? Это хотелось узнать.

И вот однажды проездом в родное село остановилась у меня (я жила уже в райцентре) подруга теперь далёкого детства. Конечно, начались воспоминания о былом, односельчанах, о друзьях…

– Аля, а ты слышала когда-нибудь вот такую песню? – спросила я, надеясь, что эта песня – скорее всего городской романс, а Альбина очень рано, сразу после окончания 7 класса, уехала из села в город. Вдруг слыхала? И я напела ей припев.

– Не только слышала, я знаю её.

– И слова помнишь?

– Помню.

– Спой, пожалуйста.

– Да у меня и голоса-то нет, – начала отказываться подруга. И я рассказала, как услышала эту песню, как искала её.

– Так это я и пела! Студентки из института когда-то приезжали к нам в  село картошку копать. Они пели эту песню, я и выучила. А тогда, летом, я навещала родных. Не помнишь? Голос у меня сильный был, красивый. Это теперь его не стало.

И Аля сначала напела, а потом продиктовала слова, которые меня слегка разочаровали.

Мне снилось весеннее небо
И тусклые звёзды на нём.
И бледно-зелёные ивы
Стоят над лазурным прудом.
А в саду соловей
Свою дивную песню запел.
И слеза за слезой
Покатилась невольно из глаз.

Ты плакала, горькие слёзы
Лились у тебя из очей.
И плакали гордые розы,
И плакал в саду соловей.
А в саду соловей
Свою дивную песню запел.
И слеза за слезой
Покатилась невольно из глаз.

И всё утопало в сирени:
Твой домик и ты у окна.
Вся в белом с поникшей головкой
Стояла тиха и бледна.
А в саду соловей
Свою дивную песню запел.
И слеза за слезой
Покатилась невольно из глаз.

И всё-таки это были счастливые минуты встречи с песней.
По-видимому, не слова, а мелодия тогда так, до слёз, взволновала.
А вот какие стихи получились у меня.

Забытый романс
Дремлет сад в тишине,
Ночь повеяла лёгкой прохладой.
Ты грустишь обо мне
В полумраке цветущего сада.

 А в саду соловей
Свою дивную песню запел,
И слеза за слезой
Покатилась невольно из глаз.

Эта песня тебе
Вновь напомнила лунные ночи.
Так же пел соловей,
Я смотрел в твои юные очи.

А в саду соловей
Свою дивную песню запел,
И слеза за слезой
Покатилась невольно из глаз.

Мы расстались с тобой,
Милый ангел, но помнится тайный
Под луной золотой
Поцелуй наш невинный, случайный.

А в саду соловей
Свою дивную песню запел,
И слеза за слезой
Покатилась невольно из глаз.

Над головкой твоей
Прошумела седая пороша,
Но поёт соловей,
Твоё сердце тоскою тревожа.

А в саду соловей
Свою дивную песню запел,
И слеза за слезой
Покатилась невольно из глаз.

И только не так давно узнала, что пела тогда Аля песню, в основе которой лежал романс на стихи С. Надсона "Грёзы". По-видимому, неизвестный композитор, писавший музыку на эти стихи, добавил и "припев". И получилась песня с припевом, которая великолепно звучит на вечерней сельской улице. Уже не надеюсь узнать, кто был автором музыки этой песни, а стихи - вот они:

Семён Надсон. "Грёзы"

Мне снилось вечернее небо
И крупные звезды на нем,
И бледно-зеленые ивы
Над бледно-лазурным прудом,
И весь утонувший в сирени
Твой домик, и ты у окна,
Вся в белом, с поникшей головкой,
Прекрасна, грустна и бледна…
Ты плакала… Светлые слезы
Катились из светлых очей,
И плакали гордые розы,
И плакал в кустах соловей.
И с каждою новой слезою
Внизу, в ароматном саду,
Мерцая, светляк загорался
И небо роняло звезду.