Писатель Махмут Габдель даёт советы

Леонид Николаевич Маслов
     (Статья содержится в книге:  Махмут Габдель. На кончике пера: Сборник публицистики. — М. : Литературная Россия, 2006. — 240 с.)

     *****

     Махмут Габдель

     Вдруг объявился коллега Маслов


     В очередной раз убедился в том, что Надым был магнитом для всего талантливого в советскую пору нашей недавней истории. Представленная книга «Зал ожидания»* вновь красноречиво подтверждает эту мысль, и что мой коллега Леонид Маслов — из когорты творчески одаренных надымчан.

     Лет пятнадцать назад он появился в нашем литобъединении «Надым» с небольшими стишками о севере, и некоторые из них были тут же одобрены руководителем нашего «лито» Альфредом Гольдом и рекомендованы к публикации в местной прессе, что затем Леонидом и было сделано. Потом мы с ним встречались в клубе «Книгочей», который он организовал и вел в библиотеке п. Лесной. Там я познакомился с ним, уже как с бардом. Позже, когда надымчане издали первый свой коллективный сборник альманах «Окно на север», Л. Маслов представлен был в нем как интересный начинающий прозаик — с рассказом «Вкус парного молока». Затем, как-то, он удивил нас сообщением, что много лет собирает афоризмы и мысли великих о любви, и даже готовит их для издания в виде книги, которую назвал «Симфония любви», и получил для этого положительную рецензию от самого Дмитрия Лихачева (!)… В те времена мало кто догадывался о таком виде творчества, так как это дело было узурпировано научными институтами…

     Шли годы, Леонид почему-то исчез с поля зрения литобъединения… 
     И вдруг вот такой сюрприз — появился у меня с фолиантом! Теперь понятно, почему он пропадал так долго. Можно сказать, целый документальный роман написал автор за это время.

     Труд проделан огромный, поэтому, считаю, некорректно, и просто неприлично будет с моей стороны, если ограничусь устным, дружеским лишь обсуждением с автором. Тем более, когда есть предмет для разговора…

     Начнем с названия. Его обязательно нужно сменить. Во-первых, оно уже использовано режиссером Астраханом в одноименном сериале. А любое искусство не терпит вторичности, даже в названиях. Во-вторых, название не оправдано в ходе развития сюжета никакими действиями вокруг вокзала или зала ожидания. Есть аэровокзал Тюменский, который герои не минуют, отправляясь в свои отпуска с севера и обратной дорогой. Но не больше. А вокзал или зал ожидания, если использовать в названии, как главной идее, должен бы стать символическим героем скрытого плана, где решаются, ломаются судьбы по пути героев в отпуска, и назад на севера. Этого здесь нет, значит, нет повода так именовать роман.

     Заголовок «Письма с севера» — тоже выглядит повтором, если знаешь творчество друзей-писателей. В книге «Надымский вариант» его использовал Борис Кожухов. Нехорошо будет списывать у близкого товарища. Хотя здесь как раз название оправдано, ведь автор через письма северянина, адресованные матери, очень хорошо показывает северную жизнь города газовиков в конце двадцатого века – от благополучного, манящего романтикой и заработками начального периода, до тотальных дефицитов и сокращений в конце. Но здесь автор может и поспорить со мной насчет моей правоты-неправоты о названии.

     Леонид Маслов утверждает, что это две разные повести. Вот здесь-то я хотел бы поспорить с автором-другом.

     Я утверждаю, что это почти готовый роман, пусть и документальный, но роман о северянине, о его исканиях своего места, начиная с детских лет героя. И он находит себя. Через долгие поиски достойного себе рабочего места, через испытания на совесть, на нравственную чистоту и прочность герой романа становится-таки хорошим отцом семейства, семейства образцового не только в своем окружении, а и показательного для любого читателя, россиянина. На этом тернистом, порой, пути маяком выступает женщина, мать героя, живущая одна, далеко, с кем он делится и радостями, и переживаниями, куда для отдохновения души, и для воспитания детей он возвращается после долгих своих рабочих северов.

     Если принять такую мою трактовку, то этот роман можно было бы назвать «Масловы», или, типа «Семья» и т.п. В виде документальной книги материал уже почти готов. По мелочам работа остается для доброжелательного редактора. И получится небезынтересная книга для домашнего чтения, без претензии на выход к всероссийскому читателю. Это в случае, если автор не планирует сделать документальную основу толчком для создания большого художественного полотна.

     И вот тут у меня есть предложение другу Маслову.
     Почему бы не сделать этот  богатейший материал основой для добротного романа? Лично я углядел здесь уже готовую сквозную сюжетную линию. В юные годы попавшая в неволю героиня на примере немецкой семьи, где она была служанкой, поняла главный смыл человеческой жизни, что все доброе в мире от крепкой семьи, а все беды от людей, выросших в неполноценных семьях. И она ставит целью жизни своей создать крепкую собственную семью, во что бы то ни стало. Полюбив сибиряка, попав с ним на его родину, как бы ни тосковала по родине, она предпринимает все от нее зависящего, чтобы на новом месте ее семья стала бы надежной опорой для ее детей, внуков, чтобы потомки Масловых выросли достойными людьми, жили бы в достатке, честно зарабатывая свой хлеб на земле. И она добивается этого. И даже волею судьбы оставшись одна, она не покидает созданного совместно с мужем гнезда. Ведь это гнездо становится родовым для ее сыновей. Куда бы затем их не бросала судьба, со всеми радостями и горестями они приходят сюда, в их отцовский дом, к матери. Она, мать становится для них маяком жизни, по ней сверяют дети свои поступки и дела, на ее примере они воспитывают своих детей, ее внуков. Финал романа может быть додуман так, что кто-то из внуков на юбилей бабушки привозит нечто такое в качестве подарка, который и ставит необходимую в романе точку: не зря она жила на этом свете. Семья устояла несмотря на все перипетии, уготованные ей в нестабильные в стране годы… И такой роман мог бы иметь название «Мамуля», либо «Броня» - по имени главной героини. Здесь затем будут очень даже к месту многие письма сына с севера. 

     В книге множество интересного для любого читателя фактического материала: история города Ермак, строительство завода, жизнь бакенщиков, север с богатой на производственные темы линией. Ну и, конечно, любовь героев, история создания семей, взаимоотношения внутри рода Масловых  и т.п.

     Я очень благодарен Леониду Маслову за предоставленное удовольствие. Начав читать, не смог оторваться, а это говорит о хорошем качестве книги. И нашел удивительные сходства с моей биографией. Я тоже, как и Маслов, окончил сначала культпросветучилище. В том же возрасте — в 25 лет — у меня родился первенец, сын, а дочь родилась 1 апреля (у Маслова дочь 2 апреля). Так же создавал и играл в оркестрах на танцах. Тоже был активистом, писал песни. Я так же много менял рабочих профессий. В таком же возрасте приехал на Север…
     Успехов в написании романа! Роман выведет автора на большую арену большой российской литературы. И это удастся автору, если он имеет хоть какое-то самолюбие в самом добром смысле этого слова.
28 марта 2005 г.

________
*«Зал ожидания»  — рабочее название мемуаров «Бакена. Моё детство», «Байконур», «183 письма с Севера» и «Под знаком Клио». Первые три опубликованы на странице Леонида Маслова http://www.proza.ru/avtor/leonardo3 .

*****

     Творческий сайт Габделя: http://www.gabdel.ru/

     Страница на Прозе.ру: http://www.proza.ru/avtor/makhmutabdulin

*****