Люба и денежная реформа! Из серии нарочно не приду

Любовь Бухтуева
1 –го  сентября  1960 года, я пошла в школу.  Школа  была от нашего дома в двух кварталах ходьбы. Стояла она на берегу реки. Это было одноэтажное, деревянное здание. Занимались в ней в две смены начальные классы первый и второй. Мне выпала судьба попасть в 1-« В»  класс. Учительницу нашу звали Матрёна Даниловна. Это была дама, лет сорока  высокая с косой,  красиво  уложенной на голове. Её  сын служил на флоте,  и она с гордостью читала нам его письма, в которых, он передавал нам – приветы. «Часто»  приходили письма с вопросами, например:-«Почему Вова плохо читает?  Мы моряки черноморского флота, за него переживаем!» Вове было  стыдно,  и он старался исправить оценку. Вот такой педагогический ход выбрала наша учительница.  Надо сказать это действовало.
  А как замечательно она рассказывала про Володю  Ульянова. О том, как он учился, помогал старшим, не давал в обиду слабых, как бережно относился  к одежде и обуви, как любил сам чистить ботинки, чистил их так, что в них можно было смотреться как в зеркало. Это я запомнила на всю жизнь. И когда, бабушка купила мне мальчиковые ботинки,  я училась уже в 5-ом класс и
надо мной стали смеяться девчонки, я гордо сказала: - У меня ботинки, как у Володи Ульянова, вот! А у вас таких нет – мне завидовал весь класс! А сколько сапожной ваксы я на них изводила!
В них действительно можно было смотреться, как в зеркало, но всё это было в будущем, а пока…
   Бабушка мне сказала: - Ты уже в школу ходишь, большая,  будешь теперь хлеб покупать. Чем меня очень обрадовала.  Мне давали три рубля, кирзовую чёрную сумку, с которой бабушка ходила в магазин. В ней всегда лежала «авоська»*.  Я гордо шла в магазин, он был рядом со школой, то есть довольно далеко от нашего дома. В магазине, терпеливо отстояв очередь, я протягивала 3 рубля и говорила: - Хлеба полубелого на все (стоя в очереди,  твердила про себя эти слова,  чтобы не забыть.) Продавец взвешивала мне хлеб, всегда получалось – булка  и довесок.
Вот этот довесок, я съедала, пока шла обратно, домой. Это был самый вкусный хлеб, мной заработанный!
  В  январе 1961 года прошла денежная реформа. Бумажные деньги стали в два раза меньше,
прежних, по размеру, а их номинальная стоимость увеличилась в 10 раз. Но цвет ТРЁШКИ,
 сохранился!
   Как всегда, бабушка дала мне три рубля, сумку и отправила за хлебом. Я не помню, чтобы она говорила мне,  сколько хлеба купить. Всё было как обычно, но…
Отстояв очередь, поздоровавшись с продавцом, я протянула ей деньги и сказала, как говорила раньше: - Хлеба  полубелого  на все!  Она стала взвешивать хлеб, а меня отвлекла подошедшая  подруга.
-Люба, ну что ты стоишь! Забирай свой хлеб, не задерживай очередь!- Я повернулась к прилавку, там лежало много хлеба. – Это  моё?-  спросила  я. « Да, да, забирай ,беда мне с этой малышнёй!"-  Раскричалась продавщица. Ничего не понимая, я раскрыла сумку, стоящая за мной,женщина, взяла две булки и довесок и положила в сумку, вытащила  из сумки авоську – в неё, вошло ещё две булки.  А это куда? - спросила женщина, я не знала, что говорить. Тогда она сказала мне: - Приподними руки, сунула мне по булке под мышки, вот так донесешь, только осторожно! И, я – пошла. Всю дорогу до дома, я захлёбывалась от слёз. Было тяжело, неудобно нести,  раза -  два  булка из подмышки шлёпалась на землю, прохожие  помогали  мне,  её  поднять и я брела  дальше.
Когда я, наконец – то дошла до дома, увидела стоящую у ворот- бабушку. Я обрадовалась, а зря.
Выхватив у меня из  подмышек хлеб, она стала кричать на меня, зачем я набрала столько хлеба?!
   И только, вышедшая из дома невестка, спасла меня от расправы:- « Мама, вы же сами сказали Любе, купи хлеба на все!»  Деньги то ,поменялись! Хлеб был положен на полку в кладовку, и несколько дней напоминал мне о том, с каким трудом я донесла его домой!
Беда вся в том, что я не могла даже передохнуть, хлеб в авоське на землю не поставишь!
Может быть,хлеба на самом деле было и больше на булку, другую, суть рассказа не в том...


* Авоська – разговорное название сетчатой, сплетённой из верёвки хозяйственной  сумки,
используемой,  преимущественно для посещения магазинов. В сложенном виде авоська занимает очень мало места.

     Фото из Интернета  Спасибо Автору.