дневник деда с войны. Часть 4

Валерий Чернышов
 Я только шел со своими в штаб. Проверяли из бригады. Этот эпизод можно только рассказать.

3. апреля 1943год.
Был  нач. Штаба Борисова. Хорошо выпили. Приехали к нам в Каменку 2 машины из особого отдела Каменского фронта. Ехали со светом. Я их остановил - нашумел. Были большие неприятности.
В Каменке были танкисты, ремонтники танков. Они писали письма - привет с фронта, находясь в 90 км от фронта. Ничего себе, воевали.

17. апреля 1943год.
Прибыли в Чурилово бойцы. Ходили с Лизой в село Семивье. Там живет ее тетя. Село Эстонское.

17. мая 1943год.
Переехали из деревни в лес. Построили хорошие землянки. Обучали бойцов, готовились к предстоящему бою. Полк уже входил в 4.арт бригаду.

24. мая 1943год.
Был с Лизой на скаковисках. Лиз разобиделась. Я вел себя не правильно. На квартиру, когда я еще жил в Каменке, приходили НШ и комиссар полка. Хотели меня выселить и занять сами. Но у них ничего не вышло, (только чрез труп).

31. июля 1943год.
Во время прогулок меня увидел ком бригады Рыбкин. Подозвал к себе, он ехал на машине по своим делам. Командир полка запретил мне ходить в село Каменка, там жил НШ бригады.

1. августа 1943год.
Выехали на фронт. С Каменкой и Лизой простился. (Это подлежит рассказу).

3. августа 1943год.
Вот уже две ночи ночевали в болоте под кустами. Куда дальше двинемся не известно (проехали Торопец, Белый, Нелидово).

14. августа 1943год.
Вот же участвовали в бою. Бойцы веселые, бывалые, обстрелянные. Грохочет артиллерия, озаряет ночное небо. Летают самолеты. При выборе НП я со старшиной пробрался в блиндаж, недалеко от передовой. Нас обстрелял пулеметчик. Целый час он нас не выпускал из блиндажа. Ева ушли по одному (ползли и бежали зигзагом).
В одну из ночей у нас в полку сгорел в землянке весь орудийный расчет пушки. Был постелен лен.

20. августа 1943год.
Находимся опять недалеко от с. Пречистое, Смоленской области. Получил письма от Булховой, Бочкиревой.

31. августа. 1943год.
Тревога. Я и капитан Барыкин были у озера. Нас насилу нашли. Ехали всю ночь и день. Дорога грязная. Создаются пробки. Я вторые сутки не кушал. Сильно устал. Лес, противник обстреливает.

5. сентября 1943 год.
Противник усиленно бомбит наши боевые порядки. Идут раненные. Бои идут уже третий день непрерывно. Два немецких самолета наши сбили. Переправа обстреливается (Сущево).

7. сентября 1943 год.
Немецкие самолеты совершают массированные налеты (по 52-72) на наш передний край. Вот уже сгорело 4 немецких стервятников. Сильный бой разгорелся за г. Духовщина. Моя батарея прикрывала большак. Была поставлена задача не пропустить по дороге немецкие танки, которые прорывались на помощь немецкому гарнизону. Батарея не пропустила ни одного танка.
Три танка были подбиты и сгорели вместе с экипажем. Меня наградили за проведенный бой за г. Духовщины орденом Красная звезда. Награждены были и другие участники боев. Наша бригада стала именоваться Духовщинская 4я ИПТАБР.
В ночь на 19.сентября 17я и 91я гвардейские и 184я принимали участие за город. Ком 39арм. Был Берзарин. До Берзарина был генерал-лейтнант Зыгин.
В операции Духовщина - Ярцево участвовали 83 СК, 46 и 47 мех. Бригады. 124 сб, 178 сд (Кудрявцева).
После прорыва переднего края, противники нашей бригады были введены в бой. (2 г.с.к. прорывал). Начались затяжные бои, обстрелы и бомбежки. Наша авиация уже господствует в воздухе. Иногда прямо на марше развертываю батарею и веду огонь по мешающим огневым точкам при продвижении вперед. У дер. Митьково был сильный бой. Я ворвался первым из артиллеристов со своей батареей и завладел опорным пунктом немцев. Был уже вечер. Одно орудие мое было выведено из строя. Алексеева ранило. Напал на склад. Бой у населенного пункта Вольный носил ожесточенный характер. Были убитые. Скрипели немецкие минометы (шестиствольные). Кругом изрыто, огонь и пожары.