Реферат на тему - Смысл страданий в книге Иова

Дмитрий Кульпин
Страдание - душу отвлекает,
От суеты житейских дум
И плач, в молитве устремляет
И Бога зреть в сей миг желает
И словно друга осязает...
ЕГО - страдальца пылкий ум
 
                ВВЕДЕНИЕ

     Честно признаюсь, я испытал некоторое волнение, приступая к данной работе. Не по тому, что тема страданий скупа и ограничена и не может выходить за рамки того, что мы уже знаем, а как раз наоборот. Страдание - самое эффективное лекарство, тренажёр, который Господь даровал человеку, для испытания, выявления тайных пороков, приобретения жизненной мудрости, осознания своего бессилия, а также это мощный толчок, к более тесному и живому общению с Богом... Этот список можно продолжить и философствовать до бесконечности, но есть искушение встать в один ряд с, горе - утешителями, пришедшими к Иову. Что можно сказать о страданиях, их причине и цели, если они не касаются тебя? Своя беда, всегда кажется катастрофой, чтобы понять, нужно пережить, да и отношения к ней разные. Возьмите к примеру элементарную зубную боль, кто-то от неё на стенку прыгает, а иной способен размышлять и видеть в ней божественное проведение, а тот кто никогда её не испытывал скажет: "И что это они стонут, из-за какой то костяшки?" Так или иначе, но мы убеждаемся, что тема страданий универсальна, она касается как верующих, так и неверующих. Соответственно и отношения к ним разные. Не случайно книга Иова, вошла в мировую классическую литературу. Какое же отношение, к проблеме страданий, открывается для нас в этой книге?

     Какое бы бедствие не случилось с человеком, часто говорят, что это Бог покарал его за грехи. Но почему так часто, Бог карает самых праведных, а злые и грешные процветают? Это с самого начала, вызывает недоумение читателя. Может ли Бог - воплощение добра и правды, отдать в руки сатане праведника, с одной лишь целью, чтобы похвастаться его праведностью? Или здесь сокрыт другой, более глубокий смысл... Иов прекрасный человек, но может он потому и прекрасен, что ему хорошо живётся. А вот каким он будет в беде? Сумеет ли полюбить жизнь и людей, когда ему плохо? Может быть в жизни есть другой, более глубокий смысл, который нельзя отнять никакими страданиями? И наконец, можно ли Бога, воспринимать только как некоего бухгалтера, выдающего тебе зарплату наличными за все твои хорошие поступки и вычитающего за плохие? Попробуем ответить, на эти жизненные вопросы.

          1 ЧАСТЬ. БОГОБОРЧЕСТВО ВЕТХОГО ЗАВЕТА

     Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот справедлив, богобоязнен, и удалялся от зла. (Иов.1;1)

     Праведный человек...Что мы сегодня понимаем под эти словом? Если мы со своей христианской точки зрения попытаемся определить праведность Иова; то глубоко ошибёмся. Начиная с третьей главы разочаруемся в нём и воспримем книгу, как противоречащую. Мы - христиане и привносим в дохристианскую эпоху чисто свои представления о святости. Мы считаем, что орудием Бога, обычно бываю хорошие люди. Представление это глубже и дерзновение ветхозаветного. Зато ветхозаветная мысль попроще. Легко сегодня судить нам, имея возвышенные откровения Писания, но как обстоит дело с патриархами, которые жили до закона? И  имеющие далеко не христианские нравы. Неужели простодушный скептик, читая о лукавстве Иакова думает, что написавший всё это не понимал, что Иаков поступает премерзко? Нет, представления о чести изменились не так сильно! Просто скептик христианин и ему кажется, что Иаков вроде святого. Однако патриархи не дети Божьи, а рабы. Все патриархи и пророки - просто орудия в Его руках. Навин для Него - боевой топор, Моисей - мерило, Самсон только меч, Исайя только труба. Авраам был избран не по делам, а по вере в Него. И поэтому патриархи нас интересуют не как этические примеры, а как мужи веры. Слово - богоборчество, сегодня для нас может звучать как синоним слову "богохульство". Однако тогда это было не так.

Второе имя Иакова - Израиль (борющийся с Богом) Народ Израиля буквально унаследовал эту черту характера у своего праотца. Бог Израиля - Бог истории, истории отступлений и наказаний. Однако Бог благословляет его в этой борьбе и учит пинками и подзатыльниками. Чтобы мы сегодня знали о характере Бога, веди Израиль тихую безмятежную жизнь. Страдания - универсальный язык общения Бога с человеком. Нибудь этих страданий, мы бы лишились большей части Библии и лучшей её части:
1. Высочайших уроков истории.
2. Апокалиптической литературы, поскольку апокалипсисы рождались во времена преследований и притеснений, как утешение.
3. Песней плача.
4. Пророков - чудо буревестников, возвещающих суды Божьи.
Много голосов Библии звучит через скорбь и самый сильный из них, голос Иова

            1.1.Исторический портрет Иова

     Земля Уц (1;1), полагают, находилась между Палестиной и Аравией, простиралась от Едома в северо-восточном направлении к реке Ефрат. Именно там Иов вёл патриархальный образ жизни. Князь пустыни, которых в те времена называли царями. По преданию, он же Иовал, второй царь Едома(Быт.36;33) Книга нам открывает Иова, как мудреца, того времени. Какие народы окружали Иова? Савеяне(15), потомки Сима(Быт 10;28), халдеи(17) происходили с востока, с земли Авраама. Исходя из окружения, можно судить о миропредставлении Иова и по высказываниям его друзей. Это естественное богословие, житейская мудрость, в некотором роде лишённая особых откровений. И вот на этого человека рушатся все беды, смысл которых объяснить никто бы не смог. Как отнеслись к его страданиям люди?
     О случившимся с Иовом, стало известно всюду. Он стал предметом разговора среди людей на долгое время (7;1) Некоторые люди стали письменно выражать об этом своё мнение (13;26) Даже жена и лучшие друзья, выражали своё негодование. Теперь подведм итог о сказанном...Страдалец, креме физической .оли, терпел душевные муки. Предательство со стороны жены и друзей, потеря детей и богатства. Но наверное самое страшное - духовное разочарование. Бога, которому служил, Иов перестал понимать. Это не тот Бог, которого знал Иов. И из глубины души вырывается страшный вопль...

                1.2. За что?

    За что? Наконец не выдержал Иов и проклял ночь, в которую родился. Как только этот бесконечно страдающий человек проклял корень и источник жизни, молчавшие до сего времени друзья заговорили, закричали, ужаснулись. Все мудрствования того времени, не живые, рассудочные, плоские - заговорил их языкам6 "Если ты страдаешь значит наказан, а потому грешен"- таков был общий смысл их речей. И голос Иова, голос подлинного героя восстаёт и сметает эти заученные, не прошедшие через свой душевный опыт рассуждения. Вся логика, вся их "божественная бухгалтерия", жалка и преступна, перед величием горя.

"Неужели вам мало страданий моих, что хотите найти ещё и вину..."

    Иов знал, что ничего не сделал, чтобы заслужить гнев Божий. В частых речах своих он красноречиво утверждает свою не виновность (гл. 3, 6-7, 9-10, 12-14, 16-17, 19, 21, 23-24, 26-31) Смысл происшедшего объяснить он не мог, но  принять утверждения его друзей, не позволяла честность. Иов идёт за ответом к Богу. Первая из радостей разума, которую дарует "Иов", - то, что книга исходит из стремления узнать, как всё обстоит на самом деле; узнать что есть, а не то что нам кажется. И тут начинается спор с Богом. Иов пытается вызвать Бога на суд, что приводит в ужас читателя христианина. Однако если вчитаться в его слова - в них нет богохульства. Скорее это ярко выраженный оптимизм Иова. Он требует от Бога оправданий не потому, что хочет отвергнуть , а потому, что хочет их принять. Он требует объяснений, Он препирается с Творцом, ибо им гордится. Он даже ругается с Ним, но не сомневается, что у противника есть не понятные ему оправдания.

"О, если бы кто выслушал меня! Всё моё желание, что бы Вседержитель отвечал мне, и чтобы защитник мой составил запись"(31;35)

     Ему и в голову не приходит, что запись может быть плохою. Он хочет, чтобы его убедили, то есть думает, что Бог может убедить его. И на протяжение всей книги, чувствуется тайная надежда на спасение: "А я знаю, что искупитель мой жив..."(19;25) Кажется, что и в наше время мы не лучше понимаем эти трудности, чем в дни Иова. Часто и нас, наши страдания заставляют взывать к Богу и требуют ответы на вечные вопросы, о смысле жизни. Что ещё, как не страдания могут заставить человека оставить повседневные дела и задуматься о вечности, о несправедливости мира. Бог ждёт этих вопросов от нас. За что? А почему я? И Он же сам желает ответить на них. Не надо искать ответов вне. Бог хочет заинтересовать нас собой. Если мы полагаем, что смысл страданий лишь в том, чтобы испытать праведника на стойкость, то наивней мысли не придумаешь. Всеведущий Бог и без проверки знал Иова, а ублажать любопытство сатаны Ему незачем. Он хотел, чтобы Иов больше знал Бога, чтобы перешёл от человеческой мудрости, к мудрости Божьей. Бог словно глину мнёт Иова, обжигает в горниле страданий, чтобы создать нового человека, который скажет: "Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя (42;5)

               2 ЧАСТЬ. КРИЗИС ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МУДРОСТИ

     Итак через страдания, Бог как бы ставит перед высшей реальностью. Вызывает его на своеобразное состязание, чтобы в этой борьбе одержав победу благословить человека. Дать ему нечто новое, позволить перерасти себя. Попытаемся эту ысль проследить в книге Иова.

                2.1. Крушение стереотипов

     Чтобы принять нечто новое, нужно вначале разочароваться в старом. Через страдания Бог подводит старое мышление Иова к тупику, он перестаёт понимать происходящее в свете традиционной философии и какбы весь превращается в вопрос: "За что Ты со мной боришься?" (10;2). Здесь открывается вся нагота мудрости Иова, если он терпит страдания, значит за что то. В лице страданий, как бы выходит вся немощь Божья, что бы попрать суетную мудрость мира. Книга Иова наполняется всеми типами не правильных советов и не верных выводов, исходящих из уст утешителей Иова: Вилдада, Софара, Елифаза и Елиуя. Они говорили, что если жизнь идёт хорошо, это знак того, что он поступает правильно, если плохо - то плохо. Ученики Иисуса тоже были способны к такой логике (Ин.9;1-3), как и многие из нас сегодня. Однако Писание этому не учит, а скорее наоборот. Мир - падший, развращённый грехом и находится под влиянием сатаны (ср.Ин.12;31), и что в жизни происходят многие вещи которые Бог не желает. А именно страдания - не обязательно результат греха (Рим.8;18-23) Выводы коллег Иова, окончательно убеждают праведника в бессилии человеческой мудрости  перед планами Бога, в её смертности перед вечностью. Уже в конце первого цикла бесед Иов всклицает: "Подлинно; только вы люди, и с вами умрёт мудрость"(12;2) И в этом отношении книга Иова позволяет нам узнать, что является просто светской мудростью, которая только кажется логичной. Итак, диалог и сюжет рассказа сочетаются, чтобы дать наивысший пример ветхозаветной, созерцательной мудрости.

            2.1. Между небом и землёй

     Что может ощутить человек, когда рушится его идеология; когда всё чем он жил теряет всякий смысл, когда я переживал нечто подобное, чувство будто земля уходит из под ног. Так Бог разбивает наших мелких божков, конечных и ограниченных, рамками рассудка, действия которых можно разложить по полочкам. Бог ставит нас перед парадоксом, где ум соприкасаясь с бесконечностью терпит сбой. На убедительные речи друзей Иов отвечает обратным и приходит к заключению после второго цикла бесед: "Как же вы хотите утешить меня пустым? В ваших ответах остаётся одна ложь."
     В ясный, чёткий мир разума вторгается огненный смерч - разрушитель. Всё страдание земли поднимается как вал и вопрошает. Если жизнь нельзя осмыслить, придётся признать её бессмысленной. Если Бог не отвечает, Он не Бог. Неужели в мире нет справедливости? Куда же смотрит Бог? Может быть правды нет и выше? Бог желает слышать эти вопросы. Только живой ум не привязанный к формам и стереотипам, способен перерасти себя. Такой была и первоначальная вера иудеев в Яхве - Сущего, вера в Бога Моисея. Как понять? Вот он говорит видел Бога и он же говорит, что человек видеть Бога не может. Как это увязать? Инертный ум требует зримости, буквальности, а не пророческих метафор. Если не руки, то мысль должна осязать предмет. Моисей рушит предметные представления, поистине водит по пустыни мысли. Уводит от мёртвых, застывших истин к не застывающему, живому. Он хочет, чтобы мы не получали из Его рук всё готовое, а соучаствовали в духовном творчестве. Мудрость - искусство правильно жить. И когда диалог дошёл до определённого накала, в дискуссию вступает Бог. И вот вся эта гора логичных и безупречных фраз рассыпается, от живого голоса Бога. Сам Бог отвечает Иову из бури и все смолкают.

                3 ЧАСТЬ. ТЕОЛОГИЯ СТРАДАНИЯ

     Так сама Жизнь, сам её вечный огонь ворвался в этот спор, отмёл, отбросил, как нечто недостойное, все представления маленьких людей о высших законах, как своих счетоводческих книгах и обратился к подлинному отчаянию, чтобы вызвать Иова на состязание.

                3.1.Ответ Бога - на вопль Иова

     "Кто сей, омрачающий проведение словами без смысла?"(38;2)

     Первое в речи Бога - Господь не решает загадки, а ставит. Второе с этим связанное, делает книгу религиозной, а не философской: "Я буду спрашивать, а ты отвечай Мне..." Как ни странно, Иова удовлетворяет перечисление непостижимых фактов. Загадки Бога, утешают лучше человеческих ответов. Господь не объясняет своей цели и само это словно пламенный перст, указует на Его цель. Мудрецы говорили, что мир тем и хорош, что его можно объяснить. Именно на это Бог отвечает ясно до ярости. Бог говорит, если мир и хорош, то лишь тем, что для вас людей объяснить его нельзя. Он настаивает: "Есть ли у дождя отец? Ико рождает капли росы? Из чьего чрева выходит лёд?(38;28-29)
     Не похож ли этот голос, на внутренний голос Сократа, повелевший ему познать свою ограниченность, чтобы почувствовать живую безграничность жизни. Тот самый голос повелевший сказать: "Я знаю только то, что я ничего не знаю." Бог является главным героем этой книги, если не сказать единственным. Снова и снова так и слышишь: "Я топтал точило один, никого не было со Мной". Он спрашивает Иова: "Где ты был, как земля Я утверждал"(38;4) Вскользь, словно желая уточнить дату добавляет, что сыны Божии тогда ликовали от радости. Мало того Он явно настаивает на не разумности мира: "Кто проводит потоки..., чтобы шёл дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека"(38;25-26)  И здесь окончательно, человеческий скепсис, поражён высшим скепсисом. Бог преднамеренно занимает позицию Иова(вопрошающего), чтобы его же оружием окончательно сокрушить "плотское богословие." Поставить его перед величием тайны и непостижимости путей Бога. Объяснить, что в этом и есть вся прелесть. Что может быть прекраснее, чем надежда и радость, светящиеся сквозь не знание, словно сквозь тучу?
     Итак, богоборчество Иова кончается новым осмыслением божества, углублением, ростом образа Яхве. Если Бог познан и изучен, если Он закончен, Иов может и должен Его судить. Но если Иову предстоит понять, что кумир, принятый им за Бога, вовсе не Бог, если Иов должен узнать то, что он ничего не знает, тогда перед ним открываются бесконечные горизонты. Не судить, а учиться и расти ему надо. Яхве предстаёт, как символ безмерности, многоплановости и глубины жизни. Богоборчество Иова кончилось поражением его "бога". Бог жрецов осуждён разумом, но Бог пророков и духовидцев, стряхнул оковы человеческих представлений о Себе и проявился во всём своём величии и бесконечности.

                3.2. Венец человеческих страданий

     Можно ли проклинать жизнь, за то что в ней много страданий? Это нравственный вопрос, который во все времена ставит перед собой человечество. Что внесло страдание в жизнь Иова? Потрясающую картину мироздания разворачивает Господь и каждый раз спрашивает:"Можешь ли вместить всё это?! Если отвергаешь и проклинаешь, значит не понял смысла всех вещей, смысла самой жизни до конца" Другими словами, Бог хочет, чтобы Иов никогда не терял доверие к жизни и знал, что жизнь больше и значительнее любых страданий. Живая любовь должна вырасти и углубиться вместе с ростом страдания. Душа должна быть достойна своего страдания, должна перерастать его. Разве не такой ответ Бетховена слепой судьбе, лишившей его слуха? Он ответил ростом и углублением своей души, ответил глубочайшими сонетами и гимном радости - девятой симфонией. Ответил светом на боль. Такого ответа ждал от Иова Бог. Он ворвался в его душу в вихре и буре, потряс её величием и красотой и вот Иов признал себя побеждённым: "Потому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле"(42;6) Это поражение, которое выше победы, которое открывает простор, для преображения души. Так можно быть побеждённым красотой, музыкой, любовью и только вырастать и обогащаться от этого поражения. В тебе побеждено мелкое - великим, тленное - вечным.

                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Страдания, это вечная тема. Она не умерла и в 21веке. Бог как инструменты, настраивает наши души, задевая самые слабые струны нашей души, чтобы настроить на нужную тональность. Борьба живой истины, с человеческими представлениями о Боге продолжалось и дальше. Сам Бог, в лице своего Сына, принимает образ страдальца. Страдальца за мир, тот самый оставивший Бога. Если мы с Ним, то нужно вооружиться мыслью, что предстоит терпеть, пить горькое лекарство для своего выздоровления. Выдержать огранку, шлифовку, своего сердца пройдя сквозь "небесную мастерскую" Пусть не всегда понимаем происходящего, но всегда можно довериться Тому, кто знает, что делает, поскольку имеет великие намерения относительно нас.

Какие б ни свершились злоключения,
Смерч, наводненье, оползни, обвал
Свои выводим часто заключения,
"То Бог за грех, наверно покарал"

Но отчего ж безжалостно карает
Тех, кто достойно заповедь блюдёт?
А беззаконный в мире процветает
Кто грех, как воду, пригоршнями пьёт

Картина эта, думаю не нОва
Взывают к Богу в скорби голоса.
И самый глубочайший, голос Иова
Пронзил печальным воплем небеса

И нам порой не достаёт ответа,
Предвидя суть сюжетности такой
Неужто Бог - Отец добра и света,
Лишь похвалился им пред сатаной?

А может Иову хорошо живётся,
Лишь потому, что у него всё есть,
Но, как "печальным эхом" отзовётся,
Лиши его всего того, что здесь

Оценит ли он жизнь, когда всё плохо,
Когда ему привычный, рушится уклад
И осознает ли её мудрец до вздоха,
Когда всё будет в жизни невпопад?

Быть может, есть иные измеренья,
Которыми нельзя пренебрегать
И в образе страдания и смиренья,
Есть высший смысл, что нам не передать

Его друзей "заботливых" сужденья,
С горой логичных, безупречных фраз
Рассыпались, как карточек строенье,
Когда, как вихрь, ворвался Яхве глас.

Так Жизнь сама, как пламя для бумаги,
Проникнув в душу, повергает в прах
Спор маленьких людей о высшем благе,
Как о своих кредитах и счетах:

"О кто ты есть, словами без значенья
Пытающийся Бога уловить?
Коль спорить с Ним имеешь дерзновенье,
То ,что ж, изволь, но сможешь ли вместить

Всё то, что Он объемлет и вмещает
Владеть познанием и замыслом Творца?
И если разум скорби отвергает,
То, значит, смысл не понял до конца.

Душа должна достойна быть страданья,
Лишь углубляться с возрастом скорбей
Ведь то, что посылаю в испытанье,
Шлифует сердце человека от страстей

Любовь живая и доверье к жизни
Твоё страданье пусть перерастут
И на пути, к неведомой отчизне
За всё былое славу вознесут

Тому, Кто допускает, как лекарство,
Пройти страдальцу горькую юдоль.
Душа святая и готовая для Царства
Способна светом, отвечать на боль.

Когда ж пытаетесь пути Творца Вселенной
Своими мерками по полкам разложить,
Возможно, что из тайны сокровенной
Словесный идол уж успели сотворить.

А если Бог изучен и закончен,
Имеет право Иов его судить,
Чтоб взгляд, что в небесах сосредоточен,
Живой смог образ Яхве возродить"

Иов признав, пред Богом поражение,
Душой своею глубже осознал:
Есть у святых духовные сражения,
Где побеждает тот, кто проиграл

Так можно быть сражённым красотою,
Поверженным искусства глубиной,
И побеждённый этой высотою
Лишь может возвышаться над собой

"В тебе, Иов, истец Мой вдохновенный,
Великим мелкий ракурс устранён
И преходящий образ, на нетленный,
В конце времён всех будет заменён."

Как жалки с Богом наши споры!
Когда ж Его заслыша глас,
Смогли бы мы души просторы
Раскрыть, взрослея во сто раз...

Так не винить судьбу за бессердечность,
А положиться на неё нам впору,
Как нитью путеводной в бесконечность,
В безмерности найти свою опору.

Страданье душу отвлекает
От суеты житейских дум.
И плач в молитве устремляет,
И Бога зреть в сей миг желает,
И, словно друга, осязает...
ЕГО - страдальца пылкий ум

             СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРТУРЫ:

1. ГЕНРИ ГЕЛЛЕЙ - БИБЛЕЙСКИЙ СПРАВОЧНИК

2. ГОРДОН Д СТЮАРТ - КАК ЧИТАТЬ БИБЛИЮ И ВИДЕТЬ ВСЮ ЕЁ ЦЕННОСТЬ

3. Г.К.ЧЕСТЕРТОН - КНИГА ИОВА жур. МИР БИБЛИИ

4. З.МИРКИНА И Г. ПОМЕРАНЦ - ВЕЛИКИЕ РЕЛИГИИ МИРА