Рыбалка

Виктор Стадников
               
   Раннее утро. Обильная роса. Ветер попутный. Птиц голоса. Тропинка петляя, обходит кусты...Что-то приятель заврался ты. Почему, где и когда я заврался? Излагаю только факты. Ах да, сразу же: обильная роса и ветер - так не бывает. Но что же меня так, хотя спуск с горы закончился, толкает в спину – ноги сами несут к речке?
   
 Немного пройдя вдоль берега в сторону села, круто поворачиваю вправо и ныряю вниз в заросли деревьев и кустарника, между которыми протоптана тропинка совершенно незаметная со стороны. В этой низине прохладно и сыро, но иду я так быстро, что комары, которых здесь целая туча, не успевают на меня наброситься. И вот полянка, поросшая крапивой, а за ней и берег реки.

    Добравшись до него, забрасываю в воду кормушку для рыбы – небольшую сеточку, в которую кладу несколько шаров прикормки. Корм постепенно вымывается и уносится вниз по течению, поэтому рыба собирается чуть ниже поплавка-ориентира и этот корм с удовольствием поедает. Рыболову остается только, забрасывая снасть выше по течению, проводить её как можно ближе к кормушке.

   Еще много лет назад, в старые добрые советские времена, у меня был превосходный учитель-рыболов Федорович, по прозвищу "тунеядец". Не работать в то время было нельзя - закон не позволял. Федорович свое прозвище полностью оправдывал - жил за счёт рыбалки, периодически устраиваясь на какую-нибудь необременительную работу. Рыбалка была его основной профессией, так что поучиться у него было чему. Человеком он был преинтересным, с богатейшим жизненным опытом, по возрасту немного старше меня.

   Да, уровень воды в реке упал. В следующий раз, придётся искать другое уединённое место, подальше от излюбленных мест отдыха приезжающих сюда  "турыстов" - как назвал отдыхающих Сергей Ромашко, гостивший позапрошлым летом у меня на даче. Хочу отметить его поразительную выдержку. Рыбачили мы с ним как-то чудесным воскресным утром невдалеке от их лагеря, состоящего из двух палаток и двух автомобилей. И вот когда проснулись турысты, "врубили" на полную громкость музыку и устроили соревнование, кто дальше забросит в речку пустую бутылку, Сергей не сказал ни слова. Молчал, когда их дети открыли стрельбу по лягушкам из пневматического ружья. Только усмехнулся, когда под ударами топора затрещали близлежащие кусты, и я, не удержавшись, процитировал ему поэта – Игоря Губермана:
"Сломав берёзу иль осину,
Подумай, что оставишь сыну?
Что будет сын тогда ломать?
Остановись  е ...на мать"!
Он произнес это слово только на следующее утро, когда мы снова пришли сюда. Отдохнувшие люди уже уехали, оставив после себя столько мусора, что, видимо, никогда больше не собирались приезжать на это красивейшее место, где  речка Деркул впадает в Северский Донец. Здесь у подножья горы находится  родник с необычайно вкусной и, как гласит молва, целебной водой, который чьи-то заботливые руки превратили в настоящий источник.

   Но я отвлёкся. Сначала к кормушке, обычно приплывает на "пир" некрупная рыбка - плотва и  по давней традиции, первую пойманную, я отпускаю обратно в реку - на удачу. Первый заброс. Поплавок выпрыгивает из воды - поклёвка себеля - мелкой рыбки, которой здесь очень много. Когда подойдёт рыба крупнее, то он уйдёт. Иерархия рыбами строго соблюдается. Так и есть, вскоре поклёвки прекратились, – думаю, подошла плотва. Вот поплавок ныряет возле самой кормушки. Резко подсекаю... Есть!  Но это не плотва: взяла крупная рыба. Идёт без рывков, похоже,- лещ. Церемониться с ним не стоит - поднять на поверхность, дать глотнуть воздуха и вести к подсаку. Да, вода сильно упала, и к самому берегу не подойдешь – много грязи, но лещ идёт спокойно. И вот это килограммовое чудо в ловушке. Тело отсвечивается бронзовым светом и, пожалуй, в нем больше килограмма. Но  вспоминаю о традиции. Что делать? Уже можно, в принципе и  прекращать рыбалку -  уха обеспечена. Замираю в раздумье. Лещ тяжело дышит и жалобным взглядом смотрит на меня. Вдруг солнечный луч, выглянувший из-за растущих на противоположном берегу деревьев, упал на рыбу. На моих глазах происходит чудо: я держу в руках Золотую рыбку и она, таинственно улыбаясь, мне что-то говорит. Читаю по губам: "Отпусти меня и знатная уха у тебя сегодня обязательно будет!". Но то, будет... А ведь она уже есть! Жена давно мечтает об ухе. Но, традиция?! Поэтому я не без колебаний рыбку отпускаю...

  Ловлю подряд несколько плотвичек, две из которых очень приличного размера и  замечаю, что по реке, недалеко от берега, движется притопленное  дерево – над водой торчит его часть, похожая на змеиную голову. Быстро вытаскиваю кормушку, добавляю парочку шаров и забрасываю вновь. Несколько "холостых" проводок. И наконец, теперь уже метрах в четырёх от кормушки, поплавок резко уходит под воду, и опять приятная тяжесть на другом конце удилища. Рывков нет – значит снова лещ, но солиднее. Быстро выбираю леску, и "поднимаю" рыбу. Однако, к своему удивлению вижу не леща, а голавля. Следует сильнейший рывок, не успеваю опомниться,- другой, и все... Леска рвется на самом  её слабом месте - возле крючка. Сердце бешено колотится. Да, рыбка Золотая, - ты не при чём, сам виноват: не дал возможности рыбе проявить свой характер – не подержал её хотя бы недолго на "длинной" леске, и не отрегулировал срабатывание тормозного устройства катушки. Мысленно, обозвав себя двумя нехорошими словами, я успокоился.

   Интересно, где сейчас мой сосед по даче – Клименко Павел, который вчера  обещал, придти на речку и посмотреть как я ловлю рыбу. Наверное, он уже где-то на подходе.

    Быстро привязываю на поводок крючок типа «кобра» и регулирую тормоз катушки. Крючок шире предыдущего, очень острый и перед цевьем имеет изгиб, благодаря которому крепость лески на узле увеличивается. Несколько сделанных забросов показали, что крупной рыбы у кормушки нет. Одну рыбешку я поймал за туловище. Она всем своим видом просила её отпустить и даже, казалось, обещала больше не попадаться.  Но на следующей проводке попалась она или её сестричка, и опять за туловище. "Кобра" работала. Безуспешно половив еще несколько минут, понимаю, что в кормушке пусто. Так и есть, нужно наполнить.   

   Делаю последний заброс прикормки - больше шаров нет. Солнце поднялось  уже довольно высоко и  теперь отражается в воде метра на три ниже кормушки, что создает неудобство. Я не контролирую поплавок в тот момент, когда он проходит этот участок. Подошла  стайка подлещиков. Все как будто одного размера – около 25 сантиметров. Сколько штук попалось вперемешку с плотвой, я не считал, но то, что вся рыба, брала метрах в десяти от прикормки, говорило об иерархии. Значит, возле кормушки кто-то есть, но опарыша брать не хочет. Меняю его на навозного червя – вернее делаю «бутерброд», добавив червя к двум опарышам.
   
"Бутерброд" получился  такой аппетитный, что сам бы... Это я вспомнил рассказ моих друзей об одной рыбалке, на которой я лично не присутствовал. Дело давнее и поэтому место рыбалки и фамилии героев называть не буду. На водохранилище они приехали под вечер. Это была первая вылазка после долгой зимы, поэтому все бросились расчехлять удочки. Затем решили улов обмыть. И здесь, один новенький, который не знал, что Федорович рыбалку считает работой и поэтому на ней не пьет, заявил: "Зовсім не п'є або дуже хвора людина, або велика падлюка". Думаю, что перевод этой фразы на русский язык трудности не вызовет. Федорович обиделся и выпив целый стакан, быстро уснул. Главный специалист по приготовлению ухи был выведен из строя. Поэтому уху, уже в темноте, варили все. Утром долго искали литровую банку с наживкой - опарышами, и успокоились только тогда, когда Федорович обнаружил их в остатках варева. Ухой это назвать у Федоровича язык не повернулся.    

   И вот, в очередной раз поплавок, войдя в неконтролируемую зону, почему-то больше не появился – "погряз" там, как в Бермудском треугольнике.  Резко подсекаю. Весело жужжит тормоз на катушке -  леска стремительно с неё сматывается: взяла настоящая рыба. Молодец, Золотая рыбка, свое слово держит! Проходит несколько секунд, тормоз успокоился, а поплавок плавает на середине реки. Чувствую боль как раз в центре лба. Давно заметил, что комары чаще всего нападают тогда, когда у тебя заняты обе руки. Так и есть, я держу удилище обеими руками. Фиксирую его в правой, а левой сильно бью по лбу. Комар вдребезги, зато мозг заработал и рассуждает здраво. Что произошло? Рыба к противоположному берегу не плывет – берег все же. Лески на катушке 100м, а ширина реки метров 80. Рывки рыбы на такой длине леске не страшны – кончик удилища их отработает. Все преимущества на моей стороне. Опускаю удилище к воде и спокойно держу рыбу на течении. Можно даже поджать тормоз – я его, в прошлый раз, сильно отпустил.

   Проходит несколько минут. Рыба как бы стоит на одном месте. Где же Паша? Рядом, на ветке, висит мой фотоаппарат. Хотя бы запечатлел меня для истории, что ли? Да и помощник сейчас не помешал бы. Помощники великое дело.

   Вспомнил ещё историю с Федоровичем. Как-то в отпуске я облюбовал пруд, на котором неплохо брал карась на донную удочку. Я несколько раз приглашал на рыбалку Федоровича, но он отнекивался. Сидеть возле донки на корточках ему было тяжело. Но однажды, Федорович, пойти  со мной на рыбалку неожиданно согласился. Причем взял три донки. С одной управляться нелегко, а что он будет делать с тремя - непонятно. Мне так и хотелось заключить с ним пари, что мой улов будет больше. Но у Фёдоровича – невысокого, простецкого на вид мужичка, иногда такими хитрыми становятся глаза, что я сразу чувствую с его стороны подвох. В общем, чувство самосохранения у меня сработало, и пари я не предложил. Однако, неся в рюкзаке его лодку, я предвкушал свою победу. Сегодня превзойду самого Федоровича: ученик побеждает учителя! Пришли на пруд. Я на лодке завез и опустил в воду грузила "донок" и начал ловить, а Федорович даже не нагнулся, чтобы надеть на крючки наживку. Минут через десять хвастаюсь первым успехом и собираюсь его развивать, а Федорович спокойно ходит по берегу, заложив руки за спину. Это меня насторожило.

   Я вспомнил, как однажды, мы с ним ездили на рыбалку на стареньком "москвиче" его друга – пожилого худощавого мужчины с постоянно находящейся на голове видавшей виды шляпой. Федорович его за глаза так и называл: "Шляпа". Краснооскольское водохранилище, где мы собирались рыбачить несколько дней, находилось от города на расстоянии чуть больше сотни километров. Проехав, уже больше половины расстояния, машина сломалась – пошел дым из правого переднего колеса. А нужно сказать, что Федорович, благодаря своему отчиму, был прекрасным автослесарем. Правда, профессию эту, опять же благодаря отчиму, он не любил, но ремонтировал машины многим знакомым рыболовам, которые в благодарность за это,  возили его на рыбалку. Водитель запаниковал, а Федорович был совершенно спокоен. Он потребовал у Шляпы денег и решительным взмахом руки остановил встречный грузовик. "Друг, обратился он к водителю",  -помоги – нужен подшипник. Федорович назвал его номер и объяснил, что километров десять назад мы проезжали станцию техобслуживания, на которой такая вещь должна быть. Водитель машины, запротестовал и принялся объяснять, что у него нет времени гонять туда-сюда машину. На что Федорович резонно заметил, что ехать обратно совсем не обязательно, а нужно передать покупку водителю машины едущей в нашем направлении и всё. В общем, разобрав колесо, Федорович оказался прав – причина поломки - подшипник, который подоспел как раз вовремя.

   Поэтому я с интересом ждал, что же он придумал на этот раз. Ведь вчера я его видел на этом пруду, но без удочек. Мои ожидания оправдались. Минут через пять подходят к нам четыре подростка и просят: можно ли им половить на сиротливо стоящие удочки? Федорович, по-видимому, их как раз и ждал. Да еще и организовал соревнование. Трое, ловили рыбу, а четвертый через полчаса сменил того, который поймал меньше всех. Сам же был беспристрастным арбитром. Вот, что значат на рыбалке хорошие помощники.

    Я снова немного отвлёкся. Пора тащить рыбу к берегу: она уже устала – рывков нет. Рыба подается, хотя тяжесть большая, килограммов пять потянет. Неужели лещ. Я такого красавца лет пять назад на этом же месте не смог победить. Но тогда крючок на моей удочке был маленьким - ловил я в основном плотву, а сейчас крючок стоит что надо!
Рыба с трудом, но позволяет подвести себя к берегу. Пора её поднимать на поверхность. Все ближе и ближе она к зеркалу реки. Я её вижу – язь, но не такой огромный, как ожидал, и подцепленный крючком не за рот, а за передний плавник. Выходит, с подсечкой всё-таки вышла заминка. 

   Подобный случай у меня уже был лет семь – восемь назад, когда я, так же за плавник, подцепил двухкилограммового леща. Кстати, в моем язе килограмма три не меньше. Недалеко от меня тогда рыбачил Давыдов Виктор – опытный рыболов. На мой крик о помощи, он не торопясь подошел. Лещ  находился на поверхности и спокойно "отдыхал" метрах в десяти ниже по течению. Я  предложил Виктору, подойти с подсаком метров на двадцать ниже, куда к берегу "прибьет" рыбу, если я буду потихоньку отпускать леску. Но он заявил, что там кусты и предложил мне, подматывая леску, медленно подтащить рыбу ближе кустов. Вообще он считает себя моим учителем по ловле рыбы "в проводку". Я  здесь не совсем согласен, хотя доля правды в его словах есть.

   Фёдорович никогда не ловил рыбу этим способом. Я тоже, когда мы с Виктором ездили на моей машине на речку возле села Николаевка, ловил на донные удочки. Третьим  с нами был Саша Скляров – замечательный товарищ и отличный рыболов. Он даже давал мне возможность половить на его удочку и терпеливо объяснял технику ловли, показывая как отцепить крючок, если он зацепится за поплавок кормушки. Но после двух зацепов подряд  за саму кормушку,  предложил мне ловить старым способом.
   
Ловил я на небольшом песчаном пляже - метров двести выше по течению от их места ловли с каменистым дном. К камням прилипали ракушки – излюбленное лакомство крупной рыбы, поэтому их уловы мои превосходили. Но все бы, возможно, так и продолжалось, если бы мой пляж не облюбовала "сладкая парочка". Резвились в воде они, полностью раздевшись, и не обращали на меня ни малейшего внимания. Я вынужден был после обеда наблюдать за рыбалкой друзей. В обед ребята позволяли себе расслабиться и бутылка водки им в этом помогала. Мне как водителю становилось совсем тоскливо – время до нашего отъезда, с началом сумерек, тянулось очень медленно. Тут в мою голову: такое иногда случается, пришла замечательная идея. В одну из поездок, после обеда, вдруг, нашлась еще одна бутылка. То, что отсутствие закуски, может заставить отказаться моих друзей от выпивки, об этом может подумать только очень наивный человек. К тому же великодушие – одна из черт моего характера, так что нашлась ещё пара луковиц и кусок ржаного хлеба. До сумерек друзья отдыхали в тени деревьев подальше от воды, а я ловил из-под их кормушек, их же удочками. Так было поездки три не больше: способ ловли мне пришёлся по душе и я приобрел себе такие же снасти, как и у них.

   Уже тогда Давыдову, в технике ловли в проводку, я мало в чем уступал, не при нём это будет сказано, поэтому понимал, что подтягивать рыбу по поверхности воды нельзя, но попробовал. Лещ сейчас же сошел. Когда я повернул голову туда, где стоял Виктор, то он  уже был на безопасном для себя расстоянии, и по иронии судьбы, как раз в том месте, куда течение реки, по моим расчетам, должно было подогнать рыбу. Еще раз извиняюсь за отступление, но куда денешься от нахлынувших воспоминаний.

   Я понимал, что в сложившейся ситуации, самым трудным будет поднять рыбу над водой, заводя её в подсак. Если бы был помощник, то я бы завел рыбу в ловушку, не поднимая высоко конец удилища, а проведя её под водой против течения вдоль берега.

   Да где же ты Паша? Делать нечего, подмотав леску до поплавка, опустившись на корточки и взявшись левой рукой как можно выше за удилище, а правой держа подсак у самой воды, стараясь в неё не свалиться, осторожно подвожу язя. Остается 50 сантиметров, 30, 20, 10, 5 и когда, казалось, что цель достигнута, рыба, приподнятая над водой, делает рывок и вырывается на свободу. Если сейчас появится Паша, то я его убью!   

   Но приходит мой друг, Валентин Иванович – местный житель села Новокиевка. Он косил на лугу траву, устал и решил немного отдохнуть на берегу. На вопрос как у меня дела, я молча поднимаю над водой садок, в котором находится около полутора десятков плотвичек и подлещиков, а затем выпускаю их всех в реку. Глядя в его недоуменное лицо, говорю: "Да пусть живут, сегодня не мой день. К тому же не дам никаких шансов Золотой рыбке выполнить свое обещание, если, конечно, она действительно существует".

   Преодолев подъем, в прекрасном настроении возвращаюсь на дачу и на вопрос жены: "Какой сегодня был клёв"? Отвечаю: "Замечательный"! На следующий её вопрос: "А где же рыба"? Говорю честно: "В речке". "Что, опять, небось, про свою русалку сказки будешь рассказывать? Но, на этот раз я подсуетилась! Представляешь, каким-то чудом в сельский магазин завезли несколько свежих стерлядок! И моя "вражина" - продавщица, вдруг, сама мне позвонила и предложила купить полуторакилограммовую рыбину! Представляешь?!" - радостно тараторила жена. "С трудом" - только и смог я вымолвить в ответ.