Драма в стиле France inside

Олег Татков
Толстовское энциклопедическое – «несчастные семьи несчастны по-своему» (как будто счастливые семьи счастливы по «евростандартам» – авт.) уже давно набило оскомину как, к примеру  реклама прокладок с крылышками и без…   Из этой же серии  «на детях гениев природа отдыхает» и «благими намерениями выстлана дорога в ад».  Это я к тому, что фильм очень модного, очень талантливого,  режиссёра (с очень непростым, провокативным - даже скандальным киноанамнезом)  Кристофа Оноре «Non ma fille, tu n'iras pas danser» («Моя девочка не хочет») как раз об этом всём «наборе» – история постразводной жизненной  адаптации француженки с двумя детьми на руках, расставшейся с мужем.
 
Этот фильм как хорошее французское вино, которое авторами этого фильма  предлагается пить не спеша, смакуя,  пристально вглядываясь в лица собеседников и внимательно вслушиваясь в  их диалоги (поначалу кажущиеся бессмысленными и бесконечными – авт.).

В главной роли Лены - Кьяра Мастроянни – фрутти д’аморе - «плод любви» (дочь Великих Актёров - Катрин Денёв и Марчелло Мастроянни – авт.). Говорят, впервые увидев младенца, Марчелло поразился белизне кожи ребенка и только и смог произнести от восторга: «Какая светлая!» (Chiara по-итальянски означает светлая, чистая – авт).

Есть в этой актрисе (тут уж скидок на происхождение давать не надо, – она действительно очень достойная актриса  – авт.)   и холодная французская отстранённость, и бушующий под маской этой отстраненности,  итальянский темперамент.

Это очень помогает Кьяре Мастроянни сыграть роль главной героини – Лены – женщины, находящейся после развода в глубокой депрессии, которую она маскирует, но очень неумело, оставаясь наедине с внутренними страстями, вырывающимися наружу в виде кратковременных вспышек нестандартных слов, рефлексий  и действий, которые помогают ей оставаться собой – максималисткой с детским комплексом непрощения предательства.

Ни отец, ни мать, ни родные брат с сестрой не могут понять её мотиваций. Единственный островок любви и понимания у героини есть с сыном, но у мальчика семейные неурядицы мамы   накладываются на период взросления и он не выдерживает…   «Стеклянную стену» отчуждения, за которой живёт его мать и  которой она  пытается отгородить его от окружающего мира и от отца в том числе, Антон пробивает, едва не погибнув,  своим телом (в фильме это практически материализуется режиссёром – авт.). 

Лену понять можно – её родители – классические буржуа, со страстями (в том числе и с родительской любовью – авт.) исключительно «по расписанию» и не «выше нормы» очень много ей, сестре и брату в детстве не додали. В этом смысле фраза её матери «Я замужем за Вашим отцом, а не за Вами» психоаналитически многое объясняет – и Ленину неустроенность, и зашкаливающую все мыслимые пределы стервозность её сестры, и инфантилизм её брата - почти на грани ...

Очень страшно, когда у матери и дочерьми практически первый разговор «по душам» происходит через несколько десятилетий после их рождения. Но – таковы французы, очевидно, хотя…

У нас есть похожий фильм «Похороните меня за плинтусом» - очень похожий – в смысле режиссёрской попытки исследования,  но избытка семейной (в этом фильме – бабушкиной – авт.) любви. Странное дело – и  избыток, и недостаток семьи в детстве почти одинаково трансформируется в следующем поколении – в неспособность создать нормальную полноценную семью и выстроить нормальные полноценные семейные отношения…

Очень хорош в этом фильме и Луи Гаррель - "енфан террибль"/"бедный ребёнок" современного французского кино (вернее его,- как бы это помягче, - "новомодных" изысков). Вот уж не повезло человеку, - родился в семье не отягощённого родительскими охранными комплексами режиссёра... Поэтому бедняга Луи  с "младых ногтей" в кино, но... У меня такое впечатление, что этому талантливейшему актёру судьбой было предначертано попасть в руки режиссёров мечтающих предельно откровенно при помощи его тела "обвизуалить" учебники по сексопатологии.
Даже в прекраснейшем фильме "Все песни только о любви", очень достойно продолжающем тему "Шербурских зонтиков" Гарреля опять "уложили" в постель с подростком...  Но я уверен - его ждёт великое будущее...

Фильм очень интересно снят – практически всё действие происходит во французской деревне – милой, патриархальной, не тронутой глобализацией, живущей по правилам коммуны, где все друг друга знают несколько поколений, где много родственных связей, где все друг за друга.  Этот кусок снят в  неторопливом  темпоритме, - красивые панорамы, много длинных планов…

Очень интересно представлен в фильме Париж – вне туристических троп, вообще без туристов, с диалогами героев в обычных кафешках и квартирах... Но темпоритм подачи другой, – нервный, торопливый, на грани клипового.

Есть изумительная  по философской глубине, кинематографической красоте, этнографически-танцевальной  проработке и музыке почти десятиминутная вставка французского Средневековья – сказка написанная Антоном для мамы. Она смотрится на одном дыхании и абсолютно не чужеродна в этом фильме.
 

Фильм, как и настоящее французское вино, оставляет послевкусие – запоминается, заставляет задуматься…


Фото взято на Интернет ресурсе -