Толстовское энциклопедическое – «несчастные семьи несчастны по-своему» (как будто счастливые семьи счастливы по «евростандартам» – авт.) уже давно набило оскомину как, к примеру реклама прокладок с крылышками и без… Из этой же серии «на детях гениев природа отдыхает» и «благими намерениями выстлана дорога в ад». Это я к тому, что фильм очень модного, очень талантливого, режиссёра (с очень непростым, провокативным - даже скандальным киноанамнезом) Кристофа Оноре «Non ma fille, tu n'iras pas danser» («Моя девочка не хочет») как раз об этом всём «наборе» – история постразводной жизненной адаптации француженки с двумя детьми на руках, расставшейся с мужем.
Этот фильм как хорошее французское вино, которое авторами этого фильма предлагается пить не спеша, смакуя, пристально вглядываясь в лица собеседников и внимательно вслушиваясь в их диалоги (поначалу кажущиеся бессмысленными и бесконечными – авт.).
В главной роли Лены - Кьяра Мастроянни – фрутти д’аморе - «плод любви» (дочь Великих Актёров - Катрин Денёв и Марчелло Мастроянни – авт.). Говорят, впервые увидев младенца, Марчелло поразился белизне кожи ребенка и только и смог произнести от восторга: «Какая светлая!» (Chiara по-итальянски означает светлая, чистая – авт).
Есть в этой актрисе (тут уж скидок на происхождение давать не надо, – она действительно очень достойная актриса – авт.) и холодная французская отстранённость, и бушующий под маской этой отстраненности, итальянский темперамент.
Это очень помогает Кьяре Мастроянни сыграть роль главной героини – Лены – женщины, находящейся после развода в глубокой депрессии, которую она маскирует, но очень неумело, оставаясь наедине с внутренними страстями, вырывающимися наружу в виде кратковременных вспышек нестандартных слов, рефлексий и действий, которые помогают ей оставаться собой – максималисткой с детским комплексом непрощения предательства.
Ни отец, ни мать, ни родные брат с сестрой не могут понять её мотиваций. Единственный островок любви и понимания у героини есть с сыном, но у мальчика семейные неурядицы мамы накладываются на период взросления и он не выдерживает… «Стеклянную стену» отчуждения, за которой живёт его мать и которой она пытается отгородить его от окружающего мира и от отца в том числе, Антон пробивает, едва не погибнув, своим телом (в фильме это практически материализуется режиссёром – авт.).
Лену понять можно – её родители – классические буржуа, со страстями (в том числе и с родительской любовью – авт.) исключительно «по расписанию» и не «выше нормы» очень много ей, сестре и брату в детстве не додали. В этом смысле фраза её матери «Я замужем за Вашим отцом, а не за Вами» психоаналитически многое объясняет – и Ленину неустроенность, и зашкаливающую все мыслимые пределы стервозность её сестры, и инфантилизм её брата - почти на грани ...
Очень страшно, когда у матери и дочерьми практически первый разговор «по душам» происходит через несколько десятилетий после их рождения. Но – таковы французы, очевидно, хотя…
У нас есть похожий фильм «Похороните меня за плинтусом» - очень похожий – в смысле режиссёрской попытки исследования, но избытка семейной (в этом фильме – бабушкиной – авт.) любви. Странное дело – и избыток, и недостаток семьи в детстве почти одинаково трансформируется в следующем поколении – в неспособность создать нормальную полноценную семью и выстроить нормальные полноценные семейные отношения…
Очень хорош в этом фильме и Луи Гаррель - "енфан террибль"/"бедный ребёнок" современного французского кино (вернее его,- как бы это помягче, - "новомодных" изысков). Вот уж не повезло человеку, - родился в семье не отягощённого родительскими охранными комплексами режиссёра... Поэтому бедняга Луи с "младых ногтей" в кино, но... У меня такое впечатление, что этому талантливейшему актёру судьбой было предначертано попасть в руки режиссёров мечтающих предельно откровенно при помощи его тела "обвизуалить" учебники по сексопатологии.
Даже в прекраснейшем фильме "Все песни только о любви", очень достойно продолжающем тему "Шербурских зонтиков" Гарреля опять "уложили" в постель с подростком... Но я уверен - его ждёт великое будущее...
Фильм очень интересно снят – практически всё действие происходит во французской деревне – милой, патриархальной, не тронутой глобализацией, живущей по правилам коммуны, где все друг друга знают несколько поколений, где много родственных связей, где все друг за друга. Этот кусок снят в неторопливом темпоритме, - красивые панорамы, много длинных планов…
Очень интересно представлен в фильме Париж – вне туристических троп, вообще без туристов, с диалогами героев в обычных кафешках и квартирах... Но темпоритм подачи другой, – нервный, торопливый, на грани клипового.
Есть изумительная по философской глубине, кинематографической красоте, этнографически-танцевальной проработке и музыке почти десятиминутная вставка французского Средневековья – сказка написанная Антоном для мамы. Она смотрится на одном дыхании и абсолютно не чужеродна в этом фильме.
Фильм, как и настоящее французское вино, оставляет послевкусие – запоминается, заставляет задуматься…
Фото взято на Интернет ресурсе -