Новые религиозные движения в России введение

Диана Доронина
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Новые религиозные движения в России (1980-е–2000-е гг.)
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Научный руководитель: к.и.н., доц. Олегина Ирина Николаевна

Санкт-Петербург, 2005

ВВЕДЕНИЕ

Религии – явление далеко не новое. Они существуют столько, сколько существует человечество. Но к XX веку религиозные объединения приобрели новые качества, а их лидеры научились использовать новые возможности научно-технического прогресса, современные психологические наработки, направленные на подавление воли человека и контроль его мыслей, эмоций и поведения.
В самом начале перестройки шли толки о том, что люди обратились к Западу «в надежде испить из чистого источника, однако многие перепутали и припали вместо этого к канализационной трубе»1. На сегодняшний день ситуация почти не изменилась: практически все новые религиозные движения (НРД) имеют долгую историю нарушения законов, судебных разбирательств, громких скандалов и разрушенных судеб.
Россия в какой-то мере уже привыкла жить в новых рыночных условиях. Рынок воцарился во многих областях жизни, в том числе и в религиозной. На страну обрушился грандиозный поток религиозной информации подчас чисто рекламного характера, который ставит людей перед выбором.
На сегодняшний момент вряд ли найдётся человек, ни разу не сталкивавшийся с миссионерами, учителями, проповедниками новых религий, учений, философских систем. В российских городах появилось множество религиозных групп и организаций. О некоторых из них раньше знали лишь понаслышке, о многих – не слышали вообще никогда. И «каждая провозглашает себя носительницей истины в последней инстанции, которая способна вас спасти, помочь преодолеть все ваши проблемы и добиться невиданных успехов»2.
Наиболее яркими примерами «воинственных» сект являются: Церковь Саентологии, Общество Свидетелей Иеговы, Церковь Объединения Муна, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Аум Синрикё. Их деятельность и будет рассмотрена в данной работе.
В связи с активизацией деятельности религиозных групп в постперестроечный период появились новые исследовательские работы в области религиоведения и сектантства, социологии религии, психологии. В периодических изданиях и средствах массовой информации проблемы существования и влияния НРД на личность человека также обсуждаются достаточно широко. С каждым годом наблюдается увеличение документального потока по данной теме.
Самым продуктивным автором в этой области мы можем назвать А.Л. Дворкина, который создал один из монументальных трудов по истории современного сектантства в России «Введение в сектоведение»3. Дворкин, являясь профессором богословия, президентом Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского, часто выступает в средствах массовой информации с обличением деятельности тоталитарных сект. Его монография содержит богатый материал практически по всем НРД и представляет собой своеобразный справочник, пособие, универсальную книгу, которую желательно всегда иметь под рукой несмотря на то, что её отличает несколько субъективный взгляд на проблему существования сектантства. Единственную альтернативу этому злу автор видит в Русской Православной Церкви (РПЦ).
Историей сектантства занимались такие исследователи, как П.Л. Яроцкий  и А.В. Белов. В монографиях П.Л. Яроцкого «Эволюция современного иеговизма»4 и «Кризис иеговизма»1 рассмотрены причины возникновения Общества Сторожевой Башни, его организация и деятельность, даны характеристики основателей и лидеров движения.
А.В. Белов в своём исследовании «Адвентизм»2 аналогичным образом изучает проблему возникновения и существования секты адвентистов, её учение, отличительные черты. В другом своём труде «Секты, сектантство, сектанты»3 автор делает попытку дать определение такому явлению, как сектантство, обнаружить положительные и отрицательные черты деятельности сект, указывает на психологические особенности поведения сектантов.
Проблемой сектантства в нашей стране заинтересованы и представители государственной власти, в частности  В.В. Жириновский и Н.В. Кривельская. Они написали исследование «Нашествие чёрного Муна»4 о деятельности и правонарушениях Церкви Объединения в России.
Н.В. Кривельской принадлежит также монография «Секта: угроза и поиск защиты»7, которая является одним из первых квалифицированных исследований в области генезиса, распространения и эволюции деструктивных сект в России. Автор использует в своём труде разнообразные информационные источники, проводит тщательный анализ имеющихся фактов. Главное внимание уделяется неразвитости правовой базы, регулирующей отношения государства, общества и религиозных организаций.
Интересным исследованием в области сектантства является книга К. Привалова «Секты: досье страха»8. Автор пишет о секте Муна, саентологии Хаббарда, обществе Сознания Кришны и о других объединениях, ведущих активную деятельность на территории США и стран Западной Европы, об их взаимодействии с властными структурами этих государств, влиянии, которое они оказывают на общество, и опыте, приобретённом в борьбе с сектантами.
В связи с тем, что проблема сектантства на западе стоит уже давно, в нашей стране, где упомянутое явление вспыхнуло с новой силой после перестройки, появилось много  изданий зарубежных авторов в переводе на русский язык. В качестве такого примера можно привести монографию Айлин Баркер «Новые религиозные движения»9. В ней содержится материал о существующих в мире сектах и их преступлениях, которые, однако, оправдываются автором под предлогом того, что сами сектанты подвергались и подвергаются неоднократным преследованиям в настоящий момент.
Со временем появляется всё больше работ, посвящённых исследованию психологического, социологического и философского аспектов религии. Назовём несколько монографий по данной проблеме: В.И. Гараджа «Социология религии»10, П.Л. Лавров «О религии»11. Явления современной жизни, уязвимость человека перед новыми «вероисповеданиями», смену мировоззрения и жизненных ориентиров пытаются осмыслить Андрей и Юлия Шиманские в своей книге «Человек творческий: к новому мировоззрению»12.
Среди учебной литературы, которая отражает вопросы, связанные с новыми религиозными культами, можно выделить курс лекций московского религиеведа А.Б. Зубова «История религий»1 и «Введение в общее религиеведение» под редакцией И.Н. Яблокова2.
Ряд монографий отражает взаимоотношения религии и науки: И. Барбур «Религия и наука: история и современность»3, С.В. Девяткова «Современное христианство и наука»4. В этих исследованиях понятия «религия» и «наука» традиционно разводятся, противопоставляются друг другу, как духовное материальному. Тем не менее, авторы обращают внимание на то, что научно-технический прогресс не стоит на месте, и религии не могут не учитывать и не использовать достижения науки и техники.
Важно отметить, что подспорьем для исследователя является справочная литература по истории религиозных организаций: энциклопедии, словари, справочники. Здесь мы можем привести несколько таких изданий: в «Словаре православной церковной культуры» Г.Н. Скляревской5 наряду с понятиями православного культа упоминаются различные сектантские организации. Одним из наиболее известных авторов, работающих в данном направлении, является Д.А. Таевский, которому принадлежат такие справочные издания, как «Синкретические религии и секты»6 и «Христианские ереси и секты I-XXI веков»7.
Современные периодические издания чутко реагируют на те или иные явления в обществе, в том числе и на широкое распространение НРД в России. Это общественно-политические, культурно-просветительские журналы и газеты, специальные издания РПЦ и различных научных и других сообществ, среди которых необходимо назвать: журналы «Огонёк» (о проблемах взаимоотношений государства и религии – В. Даниленко «Какую же власть создал съезд?»8, А. Нежный «Третий разговор»9), «Рубежи» (статьи культурологической направленности – Б. Васильев «Человек-семья-культура»10, А. Фурсов «Колокола истории»11), «Итоги» (о влиянии НРД на общество, в частности о саентологии12), «Город», «Вестник Российского Христианского Гуманитарного Института» (специализированные статьи о религиях, ересях и сектах, об их взаимоотношениях), «Социологические исследования» (отражены проблемы социологии религии, например, взаимодействия религиозного и светского образования13). В приложении «Религии» к «Независимой газете» публикуются тематические статьи о традиционных религиях, НРД14, взаимоотношениях церкви и государства15, церкви и НРД, а также обзоры религиозной литературы. В газете «Комсомольская правда» публикуют статьи о деятельности различных религиозных объединений на территории России и СНГ16; в «Московском комсомольце» – о вреде, наносимом деятельностью сектантов здоровью граждан1. В статьях таких изданий, как газета «Россия», «За православие и самодержавие», «Российская газета» и других, отражены разнообразные вопросы, охватывающие проблему распространения НРД на территории России, исторические, политические, психологические и социологические аспекты. 
Отдельно следует сказать о деятельности РПЦ, которая остаётся лидером по периодической печати среди религиозных организаций России и сохраняет иерархический принцип в издании: издания Московского Патриархата, митрополий и епархий, монастырей, отдельных храмов, религиозных учебных заведений. В качестве примера можно привести следующие издания: «Журнал Московской Патриархии» и газета «Московский церковный вестник», журнал «Церковь и время», «Альфа и Омега», «Встреча», епархиальная газета «Православный Санкт-Петербург», детские и молодёжные журналы «Пчёлка», «Купель» (Уфа), «Татьянин день», литературно-художественные журналы «Слово», «Радонеж» и многие другие2.
Среди новых нетрадиционных культов наиболее продуктивно изданием периодической печати занимается Федерация Союзов евангельских христиан-баптистов (журнал «Христианское слово», «Братский вестник», «Путь богопознания», журнал для женщин «Мария»), Церковь христиан-адвентистов Седьмого Дня (журнал «Адвентистский вестник», «По стопам Христа»), Общество Сторожевой Башни (журналы «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!»), Церковь Объединения Муна (журнал «Семья»).
В данной работе был проанализирован широкий круг источников:     периодические издания изучаемых сект, буклеты и листовки, распространяемые ими, брошюры, инструкции и обучающие пособия, труды основателей и лидеров тех или иных организаций, письма и обращения, свидетельства очевидцев. Упомянем наиболее яркие издания.
Журналы, которые издаются Обществом Свидетелей Иеговы, «содержат изысканную информацию на широкое разнообразие тем». Для их оформления использовалась информация из библиотек ООН (что послужило причиной конфликта между членами секты – об этом ниже) и других «публичных и частных библиотек по всему миру»3.
Журналы «Сторожевая башня»4 и «Пробудитесь!»5 выходят многомиллионными тиражами на многих языках, в том числе и на русском. Счастливая вечная жизнь на райской земле, в представлении иеговистов, должна отличаться яркостью и насыщенностью красок. Как известно, ещё великие педагоги средневековья, а впоследствии и профессиональные психологи говорили о наглядности как о важном средстве привлечения внимания человека.
О цели своего издания рассказывают сами Свидетели Иеговы (традиционно: вторая страница журнала): «Цель «Сторожевой башни» состоит в прославлении Иеговы Бога как Суверенного Господа вселенной. Она («Сторожевая башня») наблюдает за мировыми событиями, как ими исполняются библейские пророчества. Она утешает всех людей благой вестью о том, что Царство Бога скоро уничтожит тех, кто притесняет своих ближних, и что оно превратит землю в рай. «Сторожевая башня», неизменно издаваемая Свидетелями Иеговы с 1879 года, не принимает участия в политической борьбе. Она придерживается Библии как своего авторитета».
Журнал «Пробудитесь!» «предназначен для просвещения всей семьи, он показывает, как справиться с сегодняшними проблемами, сообщает новости, рассказывает о народах многих стран, рассматривает вопросы религии и науки; самое же важное то, что этот журнал «укрепляет доверие к обещанию Создателя установить безопасный новый мир, который вскоре заменит нынешнюю беззаконную, порочную систему вещей».
Заявляя так громко о задачах своих изданий, Свидетели Иеговы вступают в противоречие с собой, поскольку сведений о притеснениях членов секты своими же собратьями существует немало. О «беззаконной, порочной системе вещей», установившейся в недрах секты иеговистов, чаще всего говорится в судах разных государств, а не на страницах их красочных журналов.
Следующий ниже обзор отдельно взятых номеров журналов «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!» даёт представление и обо всех остальных изданиях Общества Свидетелей Иеговы, которые выполнены в едином ключе.
Первая статья «Сторожевой башни» от 15 марта 1998 года посвящена Христу1. Доступным и простым языком сообщается о последних днях жизни Иисуса Христа, ссылки делаются на библейские тексты. На первый взгляд это обыкновенное переложение событий, описанных в Библии. В действительности творцами иеговистского текста они трактуются иначе. В заключении говорится, что для установления личных взаимоотношений с Иеговой есть смысл заглянуть в «ближайший к вашему дому Зал Царства Свидетелей Иеговы».
В статье «Рабы людей или служители Бога?»2 Свидетели Иеговы пытаются разобраться в понятиях «секта» и «культ», которые связываются в одно целое, и замечают, что «тесные взаимоотношения с лидером могут привести к пагубной эмоциональной и духовной зависимости; опасность особенно велика, если сектантский дух окружает человека с детства». Таким образом, себя иеговисты сектантами не признают. Они полагают, что их Церковь – единственно правильная в мире. Свидетели Иеговы, вероятно, плохо ориентируются в истории собственной организации, а точнее скрывают её: «Некоторые могут слышать, что Свидетели Иеговы – это одна из тех религиозных организаций, которая порабощает своих членов, осуществляя за ними строгий надзор и искажая их представления о нормах, принятых у остальных людей. Но на самом деле в организации такого даже близко не встречается».
Примером негативного отношения к тому, что находится вне Общества Свидетелей Иеговы, может служить следующее: «…Рекламная индустрия и мир развлечений пытаются сформировать людей по своему образцу, диктуя им свои нормы. Политические и религиозные организации навязывают людям свои идеи и цели, зачастую не приводя никаких убедительных доводов, а просто призывая проявлять солидарность и преданность». В чём-то иеговисты правы, но о собственных подобных грехах они молчат. К тому же они разработали убедительнейшие материалы и нашли доказательства того, что они лучше всех существующих политических и религиозных организаций. Иеговисты и сами не чужды рекламным технологиям, которые они приспособили  к своей организации.
Зачастую в журнале «Сторожевая башня» публикуют статьи на исторические темы. В данном номере Свидетели Иеговы высказывают сомнения в том, был ли Константин Великий защитником христианства3. В конце концов, его обвиняют в проникновении ложных учений и обрядов, таких, как учение о Троице, бессмертной душе, адском огне, молитвы за усопших, использование чёток, икон. Таким образом, христианство утратило свою истинность, но её унаследовали Свидетели Иеговы и поклоняются Богу, «как он этого желает». Каждый волен верить во что-то своё, Свидетели Иеговы, постоянно провозглашая свободу выбора, на самом деле лишают её своих приверженцев.
В 21-м номере журнала «Пробудитесь!» от 8 ноября 1997 года были затронуты вопросы трактовки библейских текстов, шума как экологического бедствия, истории этрусков и проблемы воровства.
Проблему шума авторы журнала рассматривают в основном не с точки зрения научного подхода, они высказывают свои религиозные представления о проблеме, ожидая «эры полной тишины»1. Иеговисты учат терпимости, но в то же время продвигают свою организацию в массы, которым она может подарить духовный мир и покой, царящий на встречах Свидетелей Иеговы.
Интересно, «Оправдывается ли воровство бедностью?»2. Читатель может узнать, что «Бог, хотя и проявляет заботу о бедных, не считает, что бедность оправдывает воровство; итак, точка зрения Бога ясна». Вполне неплохо, что иеговисты учат быть трудолюбивыми и «избегать порочных дел, таких, как азартные игры, пьянство, курение и злоупотребление наркотиками». Но встаёт вопрос о том, каким образом им стала известна точка зрения самого Бога и почему именно им следует доверять.
В журнале «Пробудитесь!» есть рубрика под названием «Мы наблюдаем мир», в которой приводятся новости со всех частей света. Удивительно, что анализировать их может сам читатель, поскольку они не приукрашены выводами иеговистов.
Обычно на последней странице этого издания публикуют письма новообращённых Свидетелей Иеговы, восхваляющих свою организацию. В 21-м номере за 1997 год такое письмо получено из Норвегии. Его автор советует учителям «оставить свои предубеждения» и приобретать журнал «Пробудитесь!» для учащихся школ. Советом можно воспользоваться в какой-то мере, если, разумеется, учителя не являются членами секты иеговистов.
Вышеупомянутые журналы мало отличаются друг от друга по своему характеру: хорошо оформленные стилистически, грамотные с точки зрения русского языка, с яркими рисунками. Они созданы профессионалами, разбирающимися в психологии, для наивных и недалёких читателей, а также для тех, кто находится в критическом или кризисном состоянии.
Не меньшее значение для исследователя имеют издания и других религиозных объединений: Церкви Саентологии (литературные, философские и музыкальные опыты основателя и лидера организации Рона Хаббарда, тематические брошюры, методологические пособия), Церкви Объединения Муна (руководства и инструкции для членов организации – лидеров и новичков), Церкви мормонов и др.
Часто в своей практике НРД используют аудиовизуальные материалы: видеоролики, обучающие программы, музыкальные произведения и проч. Неоднократны случаи выступления сектантов в радиоэфирах (в частности программы «Аум Синрикё» на радиостанции «Маяк»), сюжеты о НРД на телевидении. Данная работа предусматривает только упоминание о них.
Источниками по законодательству в области свободы исповедания религий послужили: Конституция Российской Федерации3, Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»4, а также указы Президента РФ, постановления Правительства по различным религиозным вопросам, международные нормативные акты,  обращения в судебные органы и решения по делам вероисповедания, заявления и письма о правонарушениях, совершённых сектантами.
В настоящее время всё больше пополняется информацией о сектах Интернет. Условно все интернет-сайты можно разделить на:
– сайты различных религиозных организаций, отстаивающих свои права и знакомящих со своим учением;
– сайты, разоблачающие деятельность тех или иных религиозных организаций, дискутирующих с ними;
– сайты, размещающие наряду с новостями и событиями из других областей информацию о деятельности религиозных организаций.
Наиболее интересными сайтами, на наш взгляд, являются:
http://www.iriney.vinchi.ru – официальный сайт Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского, который был создан по инициативе А.Л. Дворкина (на сайте среди прочих представлены и его произведения). Дана информация практически обо всех сектах, действующих в настоящее время в России;
http://www.radonezh.ru – сайт создан Московским Патриархатом РПЦ и предлагает вниманию читателей электронную версию «Общей газеты» – органа Клуба православных журналистов, на страницах которой представлена богатая тематическая подборка произведений периодической печати, выходящих на всей территории России и отражающих проблемы религиоведения, взаимоотношений государства и религии, религиозного законодательства и правонарушений, совершённых сектантами;
http://www.stolica.narod.ru – сайт посвящён проблемам религиозной безопасности. Приведена классификация НРД – деструктивного, оккультного и неоязыческого характера. Представлены официальные документы и материалы, касающиеся сферы образования, законодательства, взаимоотношений сект и РПЦ, зарубежного опыта борьбы с сектантством;
http://www.nevskiy.orthodoxy.ru – сайт содержит информацию о различных сектах (баптисты, адвентисты, пятидесятники, муниты и др.);
http://www.watchtower.times.lv – данная страница предназначена для людей, «которые ищут истину и для которых взаимоотношения с богом являются более важными, чем мнения тех или иных людей» (из раздела «Зачем создана эта страница»). Фактические материалы, которые Общество Сторожевой Башни скрывает даже от своих членов, поэтому они являются предупреждением для «тех, кто ещё не успел в него вступить, и раскрывают глаза тем, кто уже стал «свидетелем»;
http://www.watchtower.org – официальный сайт Общества Сторожевой Башни. В разделе «Publications» помещены электронные версии статей из журналов «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!», брошюр и трактатов, изданных организацией Свидетелей Иеговы, в числе которых: «Как кровь может спасти твою жизнь?», «Свидетели Иеговы. Кто они? Во что они верят?», «Смотри! Я творю всё новое», «Что от нас требует Бог?», «В чём смысл жизни?» Таким образом «мыслители»-сектанты берутся ответить на всевозможные вопросы. В рубриках «Beliefs», «Future», «Medical» отражена соответствующей тематики информация. Есть возможность выбора языков: финский, французский, немецкий, итальянский, польский, португальский, русский, испанский и многие другие. Если возникла необходимость получить больше информации, в разделе «Contact us» заполняется анкета, исходя из данных которой вам пришлют ответ;
http://www.cdrm.ru и http://www.synergia.itn.ru – подборка материалов, направленных к полемике со Свидетелями Иеговы;
http://www.cultalert.webzone.ru и http://www.brokenchains.net – первый сайт создан усилиями клуба бывших Свидетелей Иеговы «ВИФЕЗДА», второй рассказывает о «разорванных цепях» с организацией Общества Сторожевой Башни.
Самыми продвинутыми сайтами в Интернете являются сайты саентологов, которые подразделяются соответственно направлениям деятельности организации:
http://www.scientology.org – официальный сайт саентологов.
Более 20 тысяч страниц, включающих RealAudio, трёхмерные QuickTime-экскурсии по организациям планеты, книги Рона Хаббарда, всемирный поиск Саентологических организаций. Можно выбрать английский, немецкий, французский, испанский, итальянский язык. Чтобы облегчить поиск информации, созданы индексные файлы, каждый из которых включает в себя ссылки на определённую тему: Что такое Саентология, Принципы и применение саентологии, Демографические и статистические факты, Что такое Церковь Саентологии, Саентологические услуги;
http://www.ab.ru – хорошо оформленный сайт барнаульского центра дианетики, содержащий информацию о книгах и брошюрах саентологов. Сайт выполнен с психологической грамотностью – читателю не сразу становится ясно, в чём таится опасность секты. Даны ссылки практически на все сайты этой организации: http://www.russian.dianetics.kz (сайт позволяет пройти Оксфордский тест анализа личности в режиме он-лайн); http://www.lronhubbard.org (официальный сайт Рона Хаббарда, где собрана информация о всех сторонах жизни этого человека. Для облегчения поиска созданы индексные файлы: Очерки, Музыкант, Путь к самоуважению, Философ: открытие заново человеческой души, Моряк, Путешественник, Поэт, Поиск правды, Восстановление подавленного наркотиками общества, Письма и журналы – ранние годы путешествий); http://www.authorservicesinc.com (в своё время Л. Рон Хаббард был председателем гильдии писателей-фантастов Нью-Йорка, этой своей деятельностью он зарабатывал деньги для исследований. Его художественным произведениям и посвящён этот сайт); http://www.ronthemusicmaker.org (музыкальное творчество Л. Рона Хаббарда); http://www.scientology.org.ru (на сайте в полном объёме помещена книга «Что такое саентология?»); http://www.narconon.ru (сайт организации «Нарконон» в Москве, занимающейся реабилитацией людей, которые имели пристрастие к наркотикам или алкоголю); http://www.russian.rtc.org (центр религиозной технологии.  В 1967 году Рон Хаббард передал все права на торговые марки Дианетики и Саентологии Центру Религиозной технологии, отойдя от управления и вплоть до 1986 года занимаясь исключительно исследовательской деятельностью. И по сегодняшний день ЦРТ контролирует стопроцентно стандартное применение Дианетических и Саентологических технологий); http://www.smi.org (Scientology Missions International – Международное объединение Саентологических миссий является организацией, объединяющей Дианетические центры и Саентологические миссии всей планеты. Она оказывает помощь в открытии подобных центров и отвечает за их развитие); http://www.appliedscholastics.org (сайт саентологической организации «Прикладное образование» /Applied Scholastics/, которая занимается внедрением в учебных заведениях современной технологии образования, борясь с безграмотностью и отсталыми учебными технологиями. Организация имеет отделение в СНГ); http://www.criminon.org (программа «КРИМИНОН» занимается реабилитацией преступников, проводится непосредственно в исправительных учреждениях); www.hubbardcollege.org (сайт Хаббард-колледжа, организации, в которой предприниматели, руководители организаций обучаются администрированию и менеджменту в соответствии с саентологической административной технологией. В СНГ есть уже несколько подобных колледжей);
http://www.dianetics.nm.ru – сайт посвящён рассмотрению деятельности организации под названием «Саентология». Обличительные материалы по поводу деструктивной деятельности секты.
Ещё одна крупнейшая псевдорелигиозная организация представлена в Интернете:
http://www.unification.ru – официальный сайт Церкви Объединения Муна в России. Разделы: Контакты, Литература (содержит молитвы, речи Муна, электронную версию журнала «Семья»), Музыка (позволяет прослушать мунитские песни), Видео (рубрика находится в стадии разработки), Ссылки (на другие сайты данной организации), Фотографии и др.;
http://www.openmoon.narod.ru – приведены документы, обличающие деятельность секты Муна (заявления о правонарушениях сектантов, решения судов), внутрисектантские инструкции, методические указания и пр.
http://www.lds.org – официальный сайт Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов). Богатый выбор языков, в том числе – русский язык. Основные разделы: священные писания (Библия, Книга Мормона), история церкви, основы вероучения, дом и семья, храмы (карта храмов по странам и городам), пресс-центр (контактные лица, которые могут предоставить информацию, но только аккредитованным журналистам). По своему оформлению и содержанию сайт мормонов уступает сайтам саентологической направленности, а также сайтам мунитов и иеговистов.
Таким образом, НРД используют ресурсы Интернета, чтобы привлечь к себе внимание, в полном объёме. Идеологически и психологически их сайты сделаны очень грамотно. Так, что возникает интерес и не возникает подозрений. Сайты второго типа (в том числе и православного характера) направлены на разоблачение сайтов первого типа. И, наконец, самыми полезными для работы исследователя являются сайты, размещающие информацию для размышления: статьи из периодических изданий, рассказы бывших членов той или иной секты, свидетельства очевидцев, хроники текущих событий, полнотекстовые версии книг и брошюр религиозно-философского характера, официальные материалы и документы (письма, уставы, инструкции, правила и т.п.).

Целью настоящего исследования стало изучение истории возникновения и существования НРД, анализ их современного состояния на территории Российской Федерации. Религиозные движения исламистского толка и традиционные религиозные движения и культы в данной работе рассматриваться не будут.
В задачи исследования входило:
1.Анализ литературы, источников и Интернет-сайтов, посвящённых данной проблеме;
2.Выявление и описание особенностей религиозных учений сект, их положения и деятельности, взаимоотношения с другими конфессиями, влияния на общество;
3.Анализ законодательных актов и изучение юридического положения различных сект.
Поставленные задачи определили и структуру дипломной работы, которая состоит из введения, трёх глав (общая характеристика религиозных движений 1980-х–2000-х годов; характеристика законодательных актов в отношении религиозных объединений; новые религиозные движения), заключения, списка использованной литературы, глоссария.

Продолжение следует