Исход Лазаря

Ольга Шульчева-Джарман
Иконостас в церкви Новомучеников при Феодоровском соборе удивителен тем, как глубоко продуманы и осмыслены иконописцами его иконы… Я писала о мироносицах у гроба («Обретшие ветер» http://www.proza.ru/2010/07/10/240 ), а теперь расскажу о соседней иконе – «Воскрешение Лазаря».
Издалека видны не черточки, а черты, вернее, цветовые пятна. Ими становятся фигуры персонажей, окружение, элементы иконного пейзажа. Они не бесформенны и безгласны – в иконе они говорят на своем языке, открывая новый пласт символов, выводя ум взирающего на икону на иные высоты богомыслия, к удивлению чудными делами Христовыми, и к молитву – как вершине богомыслия…

Лазарь обращен лицом ко Христу, Богу Живому, Человеку Живому – синие и алые одежды Богочеловека и золотой клав на плече Его, и Он взирает на Лазаря лицем к лицу. Но неподвижен, хоть и воздвигнут, Лазарь, и склонена его глава – он нечист, и живет среди людей с нечистыми устами – как может он ответить на призыв – «Гряди!»   Он – не-народ, он – непомилован, он – во тьме и сени смертной…

Тогда огненный Серафим (так читается издали фигура человека, разматывающего пелены)– шестокрылатый Серафим Исайи пророка, повинующийся жесту Господа сил –  касается смертной нечистоты Лазаря, касается тонкой пелены, разматывающейся от его чрева. Нет, не «пища для чрева и чрево для пищи», но тело – для Господа! И  Он взыскует его, взыскует целого Лазаря, всего человека, друга Своего, которого любил.

Он – нечист, да, и пуп его необрезан, и выброшен он на попрание в кровях его (Иез.), но находит его Христос, простирает над Ним воскрилия риз своих – и вот – говорит ему: «Живи!» И он вырос, и он «стал большой». Он смотрит на Христа – лицем к лицу, он скоро станет подобным Ему – но этого чуда мы еще не увидим на иконе, это чудо будущего века. Лазарь, друг Христов, бедный Адам ветхий, смотрит на Него – такой похожий на Него. Или же – Бог стал похож на Лазаря, чтобы не стыдился Лазарь более своей нечистоты.
И льются, льются за крылом Серафима воды Крещения, воды Духа – прозелень и голубизна, поток из скалы, как те воды, что Бог извлек из мертвого камня, предназначенного для могилы сынам израилевым, в пустыне. (фигуры людей рядом с разматывающим пелены)
И дорога простирается вдаль – или идет из дали, упираясь в Христа, оканчиваясь на Нем. Путь сквозь пустыню – ради того, чтобы встретить нового пророка, Нового Моисея, которого нельзя не послушать – его слышит даже мертвый друг Его.

Расступаются волны – кидаются под ноги Его (фигуры Марфы и Марии), расступается Чермное море. Се, Новый Исход – для каждого друга Христова, для каждого Лазаря!
Напрасно глядят в эти воды сыны фараоновы – неверующие Новому Моисею фарисеи. Им не войти в струи потока, он увлечет их в гибель, лишь друг Христов может выйти из смерти и видеть Бога лицем к лицу, и сохранится душа его.

И Сам Христос – взирает, как Бог из древнего столпа – огненного и облачного, а за ним в желтых ризах – мудрый Петр, новый книжник, понимающий, что так было написано о Нем и так Он сотворил.

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1 Кор. 10, 1-2).
Перед нами - Таинство Крещения. 
Лазарь вызывается из небытия, черного провала скалы-могилы.
Вы умерли – и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге, когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе (Кол. 3:3-4). И се! - Христос явился. Это теофания, Богоявление.

Отцы ваши крестились в Моисея в облаке и море – вот, зде больше Моисея. Новый Исход совершается под водительством Нового Моисея.
Перед нами, взирающими на таинство,  есть и облак и море – в очертании фигур, окружающих Христа.

Ко Христу в синих и алых ризах Богочеловечества идет дорога, она же – становится свитком в Его руке – Он – Путь, или Истинная Тора Моисеева. В раннем христианстве учение Христа и Церкви называли «Путь» (срв Пс. 118, «Похвала Торе» – «стезя»)

Слева в горах скрижали ветхие – они раскрыты, как для суда. «Есть для вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете». Но фарисеи в грязно-желтых ризах (символ помраченной мудрости) не смотрят туда. Они не смотрят ни на Христа, ни на Моисея.
Новый же Моисей пишет Свой новый Завет на плотяных скрижалях сердца, ибо Он в силах вынуть из груди не-чад Авраамовых, подобных камням, «сердце каменное, и дать им сердце плотяное», и они «станут Ему сынами и дщерями».

Стены далеко среди расселин гор (понре глава моя среди расселин гор – новый Иона и Новый Моисей дает неверующим единственное знамение). Высоко - стены нового Иерусалима, он «свободен», он – «матерь всем нам», к нему «дорога через пустыню» (Иезек).
Да, вознесенный на Крест Новый Моисей вышел поруганный за стан, и мы выходим, нося Его поругание – «да и жить будем с Ним». Жизнь наша сокрыта с Ним в Боге.

За спиной Христа – одетый в брачные ризы пира Царствия иерей (Петр), а с ним – собрание верных (экклисия, Церковь). За скалой – собрание неверных, на их головах покрывало. Они не верят Моисею и не узнают Христа, о котором говорил Моисей.

Совершается Таинство Крещения и священник не своею силою совершает его (Деян 3:12 – «Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?). И снова напоминание о Моисее ветхом, который говорит об исполнении чаяний: «Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам» (Деян. 3:22).

Петр совершает свою мартирию перед книжниками: «да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав» (Деян. 4:10).
«Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:11-12) – говорит Петр, свидетельствуя. Каждый может стать из не-возлюбленного – возлюбленным, из камня – чадом Авраама, а не рожденным от прелюбодеяния, каждый может стать драгоценным камнем, как сей Иисус, которого вы распяли, но который воздвигнут Богом из мертвых.

Он, Новый Моисей, воздвигнут «от нас», от кровей Пречистой Девы - и стал братом нашим – Он одет в Богочеловеческие ризы с клавом Мессианского достоинства. Он – восставший Пророк, предузнанный Моисеем ветхим.

«Вы убили Праведника», брата своего, Авеля, но Он жив. «Покайтесь, и да крестится каждый в Его имя» – великое Имя Бога Израилева, посетившего Свой народ, который обрел Своих чад.
Петр-пресвитер – свидетельствует (Аз точию свидетель есмь) о делах Христовых, а «прочее да почтено будет молчанием» (свт. Григорий Богослов).

___


Икона 1400 года, Новгород. Она не идентична той, что в храме Новомучеников, но репродукцию той иконы, я, к сожалению, пока представить не могу.