Маяковский и Харьков

Александр Приймак
Aлександр Приймак
(Харьков)

МАЯКОВСКИЙ и ХАРЬКОВ

«Я хочу
быть понят
моей страной,
А не буду понят –
что ж,
По родной стране
пройду стороной,
Как проходит
косой дождь.
(Владимир Маяковский)

«Стих Маяковского не отменён,
В городе этом он – всепроникающ…»
(Елена Приходько)

В мире очень немного городов, в которых бы Маяковский проживал достаточно долгое время, или хотя бы выступал. Точнее, их всего четыре. Это Париж, Москва, Ленинград (Петербург) и Харьков

Харьковские корни открытия

«Александр Сергеевич,
Позвольте представиться…»
(В.В.Маяковский, «Юбилейное»)

C одной стороны, по нашим данным, именно в Харькове поэт бывал и выступал гораздо чаще, нежели в других городах.
И это, разумеется, не случайно. Одна из причин очень проста. Ведь Харьков находится на пересечении дорог, прежде всего, железнодорожных. Которые связывают север страны и юг. Куда съезжались отдыхающие со всего СССР. Он хотел говорить сам со всеми. Он умел это делать, казалось, легко и непринуждённо. Ведь мощью своего бархатного баса, с высоты своих 189 см, он легко, без микрофона, перекрывал голосом большущие аудитории.
С другой стороны, Пушкин и Маяковский – два звёздных имени на поэтическом небосклоне российской словесности. Один – основатель русского литературного языка. Другой – его реформатор. Но что общего между ними, вернее – кто?
Между ними – вся русская литература. В том числе и Гоголь, и наш земляк Данилевский, да и мало ли между ними славных имён…
В родословной А.С.Пушкина сказано, что он оставил грядущим поколениям немало известных родов и имён. Особенно заинтересуемся мы родом Данилевских .
С одной стороны, это один из наиболее широко распространившихся родов на Украине, с которым породнилось и генеалогическое древо Пушкина. В родстве с ним состоял и упоминавшийся в книге Русакова физиолог с мировым именем – А.Я.Данилевский. Там же сообщается и о том, что в своё время породнились также родственники А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя .
С другой стороны, было также известно, что талантливейший представитель «серебряного века» в поэзии В.В.Маяковский по материнской линии также был в родстве с другим Данилевским Г.П . На это указывало немало авторов. В их числе – сестра Маяковского Людмила . Заметим также, что при жизни Данилевского Г.П. называли «украинским Майн Ридом». Многие уважали его за свободолюбивые взгляды, унаследованные ещё от своего предка казака Данилы .
Итак, было известно, что дед Маяковского Алексей Иванович Павленко (отец матери поэта), украинец, родом из бывшей Харьковской губернии . А бабушка Ефросинья Осиповна, родом из г. Феодосии, в девичестве - Данилевская, а после замужества – Маяковская (мать отца поэта) - двоюродная сестра писателя Григория Петровича Данилевского .
Кстати говоря, известно свидетельство З.Коцюбинской-Ефименко о том, что поэт и сам знал о том, что он «потомок сечевика-харьковчанина»
Уже после прочтения книги В.М.Русакова естественно было задаться вопросом, который просто как бы сам-собою напрашивается . А не родственники ли писатель Данилевский Г.П. и физиолог А.Я.Данилевский. Кстати, оба харьковчане. В отделе редких книг Харьковской государственной научной библиотеки им. В.Г.Короленко удалось найти книгу о харьковском дворянстве . Помните у Маяковского: «Столбовой отец мой – дворянин…» .
А из упомянутой книги следовало, что древо Данилевских принадлежит к русским дворянским родам. И что прапорщик Данилевский Семён Романович состоит в списке лиц, внесённых в 1786 г. во вторую часть Дворянской родословной книги Слободско-Украинской (Харьковской) губернии.
Одно из колен этого генеалогического древа происходило от судьи Изюмского полка Данилы Даниловича Данилевского (1648 – 1719). Выходит, кстати говоря, что по возрасту, он превосходил и сам город Харьков . Потомок Д.Д.Данилевского в седьмом колене - писатель Г.П.Данилевский. Род которого уже был внесён в первую часть родословной книги Харьковской губернии.
Всего два рода Данилевских восходят до третьей четверти ХУ1 в. Все остальные девятнадцать родов Данилевских – более позднего происхождения.
Всё упомянутое говорило в пользу следующего. Выходило так, что Маяковский своими древними родственными корнями происходил от потомственнейших жителей бывшей Харьковской губернии. В частности, от родственников Г.П.Данилевского.
А похоронен он в своем родовом сельце Пришиб Балаклеевского района Харьковской области, в нескольких километрах от электрички . Могила его скромная, но достаточно заметная. Она обнесена широкой деревянной оградой – посереди села, как раз напротив библиотеки.
В сельской библиотеке «в красном углу» на отдельной полчке собраны тома полного собрания сочинений знаменитого земляка.
Среди старожилов села сохранилась добрая и благодарная память о дочери писателя, приезжавшей из далёкого зарубежья. Вначале она, а затем уже, видимо её дочери заботливо ухаживали за могилой знаменитого родственника .
Приходится отметить, что даже в такой известной книге Г.М.Гельфандбейна, как «Маяковский в Харькове» об этой родственной линии между родами Маяковских и Данилевских ничего не указано.
В уже упомянутой книге В.М.Русакова говорилось о том, что одной из самых распространённых ветвей родственного дерева А.С.Пушкина была именно ветвь рода Данилевских . Исходя хотя бы из этого, возникало вполне понятное искушение. Попробовать проследить, а не пересеклись ли родственные древа Пушкина и Маяковского.
Конечно, естественнее всего было ожидать установить таковую из анализа родственных связей Данилевских – физиолога и писателя – А.Я.Данилевского и Г.П.Данилевского. Но, увы, таковых следов нельзя было установить ни в упомянутой родословной (в литературе упоминалась лишь общая ссылка на таковую), ни в других источниках, доступных авторам.
Один из авторов, находясь по случаю в Москве, выбрал время зайти в Центральный музей В.В.Маяковского. После экскурсии по музею обратился к экскурсоводу с интересующим опросом. И услышал, что…всё это давно известно. Она сослалась на только что вышедшую книгу «Семья Маяковского в письмах», уже упомянутую в настоящей статье нами. Однако, и читающий эти строки, как и авторы, знают, что, увы, это не так.
Сам Маяковский практически никогда не упоминал о родственной связи с писателем Г.П.Данилевским. С одной стороны, как бы не с руки было революционному поэту копаться в своей родословной. Возможно, вполне устраивало широко известное: «Я родом - казак, другим – сечевик, а по рожденью – грузин». Хотя, возможно было иное объяснение. Ведь Г.П.Данилевский был дворянин. И хотя сам В.В.Маяковский в своей поэме «Про это» также обмолвился «Столбовой отец мой дворянин», всё же широко об этом не распространялся. Почему – очевидно. Да и сама поэма не была слишком известной, видимо, не случайно .
И вот в 1979 году появляется неожиданная публикация . В ней речь шла преимущественно о судьбе дочери писателя Г.П.Данилевского – Александре. И, как и можно было ожидать, о его внучках. Но было в статье и несколько строк, которые не могли не взволновать. Вот они. «Гордились в семье (писателя Г.П.Данилевского – примечание авт.) и тем, что она состояла в близком родстве с Гоголем …».
Круг замкнулся!
То есть, с одной стороны, из книги В.М.Русакова было известно, что родственными являются генеалогические древа Пушкина – Гоголя и Данилевского А.Я. А с другой, что и родственная ветвь Маяковского – Гоголя, а через него и Пушкина, и Данилевского Г.П. – также (из статьи Хуана Кобо ).
Иначе говоря, родственные круги как обоих родов Данилевских (писателя и физиолога), так и Маяковского с Пушкиным (через Гоголя) пересеклись !
Нет оснований утверждать, что два великих поэта являются близкими родственниками. Но разве уже разведанное может оставить равнодушными истинных любителей поэзии и литературы?
Маяковский писал в стихотворении к Пушкину: "Нам стоять почти что рядом: Вам на «П», а мне – на «М»…». Оказалось, - ближе! Правда, согласно словарям В.Даля или С.Ожёгова, родство по женской линии называется свойством. И два великих, выходит, свойственники…
Более того. Автор полагает, что и в творческом почерке писателей-родственников можно усмотреть нечто общее. Это – поиск обострённых сюжетов и ходов в творчестве. Пожалуй, с этим трудно не согласиться. Хватает этого и у Пушкина, и у Гоголя, и у Данилевского, и у Маяковского.
Так что даже с этой точки зрения дальнейшие уточнения не только возможны, но и необходимы. И автор на них рассчитывает.