Дэвид Ортон - Обновленная платформа?
Рецензия на книгу Дэвида Ротенберга «Беседы с Арне Нейссом: Трудно ли думать? (University Of Minnesota Press, Minneapolis, 1993, 204 с. , ISBN 0-8166-2152-7.)
Книга «Беседы с Арне Нейссом: Трудно ли думать?» основана на расширенной дискуссии между основателем глубинной экологии, норвежским философом Арне Нейссом, (1972) и американским философом-академиком Дэвидом Ротенбергом, переводчиком влиятельного труда Нейсса «Экология, сообщество и образ жизни». Нейссу более 80 лет*, с начала 60-х он работал над идеями, составляющими основу философии глубинной экологии и ее теоретическое сердце во всемирном зеленом движении.
Данная философия направлена на то, чтобы фундаментально переориентировать человеческие сообщества и их институты для установления новых экоцентрических
отношений с миром природы. Нейсс, весьма скромный философ, дает ясно понять: движение глубинной экологии существовало задолго до того, как он дал ему это имя.
Беседы, приводимые в данной книге, позволяют проследить эволюцию философской мысли Арне Нейсса: образ жизни его семьи, восстание против матери, период увлечения психоанализом; решающее влияние со стороны венской школы логических позитивистов, Спинозы, Ганди и Кьеркегарда и некоторые аспекты его современного взгляда на глубинную экологию.
Нейсс дистанцирует себя от других, от условностей, а также от своих собственных положений. Несмотря на быстро растущее влияние, Нейсс остается аутсайдером и стоит в стороне от общества, которое, однако, изменяется под воздействием его идей.
Нейсс утверждает, что и точность и двусмысленность одинаково важны для философа, причем некоторые понятия и язык глубинной экологии, такие как “гештальт-онтология” или «самореализация», не имеют строгого определения.
Ответы и мировоззрение Нэйсса в большой степени обусловлены в этой книге бескомпромиссными вопросами и комментариями допытливого, но узко мыслящего и консервативного Ротенберга, который написал предисловие к книге, введения ко всем девяти главам и эпилог.
Тема, которая открывает и закрывает диалог – это единство человечества и окружающей среды. Ставить природу прежде человека и его интересов, для Ротенберга, по-видимому, наибольшее преступление, в котором он обвиняет последователей глубинной экологии. О глубинной экологии, Ротенберг говорит следующее:
“Дело в том, что многие люди не хотят, чтобы их относили к глубинным экологам, поскольку считают, что ставить природу перед людьми - это крайняя точка зрения.”
Для Нейсса не может быть дуализма[т.е. разделение людей и природы - ВП], и он дает ясно понять об этом своему интервьюеру.
Для Ротенберга человеческие интересы стоят на первом месте, и здесь Нейсс делает отступление, противоречащее общей глубинно-экологической перспективе:
“Сохранение всей человеческой культуры может быть важнее, чем сохранение одного или нескольких биологических видов – но только в том случае, если она обладает достаточной культурной глубиной в сравнении с другими видами.”
Ротенберг, который разделяет положения социальной экологии, постоянно заявляет, что последователи глубинной экологии рассматривают природу «в отрыве» от людей. Его раздраженный тон при обсуждении темы «человечество-окружающая среда» весьма разочаровывает.
Во введении к Главе 7 “Определяя глубину”, которую можно отнести к теоретической основе книги, приводится хорошо известная восьмеричная платформа Нейсса. Здесь однако читателя подстерегает ревизионистская бомба.
Ротенберг заявляет, что теперь платформа включат пункт “устойчивое развитие.”
(Данная рецензия была опубликована впервые в канадском журнале Альтернативы, Vol. 20, No. 4, 1994. Ротенберг ответил на мою рецензию в последующем номере. Арне Нейсс написал мне два письма [2 декабря 1996 г. и 10 января 1997 г.] в отношении предложения Ротенберга включить “устойчивое развитие” в платформу глубинной экологии. 10 января он написал: “Я вас заверяю, что у меня никогда и в мыслях не было включать ‘устойчивое развитие’ в формулирование восьми пунктов.”)
____________________________________________
* Арне Нейсс скончался в 2009 г. - Прим. ВП.