Вы хотите убить меня

Андрей Незванов
ВЫ ХОТИТЕ УБИТЬ МЕНЯ

«Вы хотите убить меня…» – повторял Иисус спорившим с Ним иудеям, фарисеям и грамотеям.
«Окстись! Кто хочет убить тебя?!» – возмущённо и недоуменно отвечали Ему иудеи. «Нет, вы хотите убить Меня» – настаивал Иисус.
Что имел Он в виду? что такое видел Он в душах их, о чём сами они не подозревали?
Когда возникают такие вопросы, по поводу смысла Священного Писания, ответы должно искать в самом Писании, ибо оно комментирует себя.

Убийство, как акт человеческого быта, трансцендирующий за предел земного, имеющий небесное значение, описан в книгах Становления (GENESIS);  в истории Каина и Авеля. Это «классическое», говоря светским языком, убийство является для нас тем принципом (архэ`), который раскрывает для нас духовную подоплёку всякого другого убийства, совершаемого человеками. Поэтому мы спрашиваем себя и вспоминаем, за что Каин убил Авеля, брата своего.

Приревновал Каин к богу брата своего, Авеля. Ибо призрел бог на жертвы его, а на каиновы жертвы не призрел. Что же означает это: призрел на жертвы его? Не то ли, что Бог признал себя должником Авеля? – как сказано у пророка: «делайте бога своим должником». Признал и возвратил долг, одарил Авеля благом жизни его и для жизни его. И вот смотрит Каин на Авеля и видит, что одарён брат его, а он нищ. И усматривает в этом великую несправедливость, ибо ставит он себя выше Авеля, как старший брат и первенец; и труды свои ценит более авелевых трудов; и дары свои богу находит более щедрыми. Тем самым суды Божии вменяет в ничто, и утверждает свой суд. Чем чинит самоуправство, в котором и выражается его великая гордыня, обличающая родство с противником Бога, дьяволом. Бога он почитает за слепца, которому затмил очи Авель волшебством своим. И хочет удалить это бельмо. Тем самым он видит в Бозе не господина и судью, а неразумное дитя, обладающее сокровищем, но не умеющее им правильно распорядиться. Авеля же, брата своего, почитает он за вора и наглеца, присвоившего себе чужое, доставшееся ему лишь по ошибке. Отсюда питает он к нему великую злобу. Каин не идёт путём, который указал Отец через Сына своего: не приобщается дарам божьим через любовь к брату своему, но уничтожает его, как конкурента. Откуда видно, что убийство брата есть только продолжение той борьбы за внимание родителей, которую он изначально вёл с ним. Обласканный и избалованный, как первенец, он не может вынести перенос ласки родительской на младшего брата, позже явившегося свету. Они же, сначала избаловав одного и наигравшись с ним, избрали новой игрушкой другого, младшего. Чем нарушили чужое владение, захватив принадлежащее Отцу, – ибо всякая личность принадлежит Богу и не может быть ничьим средством или орудием, – и через то нарушили закон равенства лиц, через делание того, что в глазах и сердцах их показалось им «добрым». Так, через беззаконие родителей, первородный грех перешёл на сына и принёс дурной плод убийства брата.

«Убийство», впрочем, термин юридический, и принадлежит суду, произносимому над Каином, – если таковой состоялся. Сам же Каин волей своей совершил не убийство, но казнь. Ибо судил он брата и осудил к смерти. Так же судили и Христа ближние его, судом скорым и неправым, и казнили. Поэтому мы говорим о казни Авеля братом его, как о прообразе казни Христовой.

Вообще для христианина самым страшным грехом является узурпация суда, ибо таковой отрицается присутствие Судьи и Суда Божия в миру после Воскресения. То есть отрицается живое присутствие Христа Иисуса, Его Суда и Царства; и, значит, отрицается само Воскресение и Промысел Божий о нас через Него, и вся Новозаветная история, и Благая весть. Та же узурпация суда – суть греха первой пары людей, – ибо присвоили себе Адам и Ева право судить о «добром и лукавом», кое принадлежит одному Богу и Сыну Его единородному.

Из греха Адама родилось Каиново семя, прорастающее в человеках. Именно это каиново семя и прозревал в иудеях Иисус, когда говорил: хотите убить меня. Оно же дремало в них, пока мнили они себя превосходными над Иисусом, и пока удерживало их лицемерие (маска праведности). Но когда приоткрылась слава Его, захотели убить.

Так же Иуда, сколь бы не скрывал это от себя, выступил Каином: не вынес превосходства Иисуса над собой, ибо мнил о себе много, и хотел научить учителя своего праведности и уличал в слабостях. Желая помочь ему, в уши его сказал Иисус: «да не будет ученик выше учителя, но – равен». Но не услышал Его Иуда, ибо, почитая себя непорочным, не относил к себе замечаний Учителя. И совершил, в итоге, дело Каина – руками первосвященников и Пилата консула убил брата своего Иисуса сына Марии.

Иисус, конечно, видел в сердцах человеков грех, в виде желания убить его, и томилась душа его, и тосковала, ибо страшился он желания такого в ближних своих. Вплоть до того, что вырывалось из сердца его и слетало с уст в невольном изумлении: хотите убить меня!