Василий Сталин ч. 6 Судьба Якова

Сергей Дроздов
Судьба брата Якова.

«Я солдата на фельдмаршала не меняю!» И. Сталин

Официальная версия гласит, что старший лейтенант Яков Джугашвили попал в плен и  погиб в плену.
Сохранились многочисленные НЕМЕЦКИЕ документы о поведении Якова в плену.
Один из первых допросов командира батареи Я. Джугашвили произошел на командном пункте генерал-фельдмаршала фон Бока.
- Вы сдались в плен добровольно или вас захватили силой?
- Меня взяли силой.
- Каким образом?
- 12 июля наша часть была окружена. Началась сильнейшая бомбежка. Я решил пробиваться к своим, но тут меня оглушило. Я бы застрелился, если бы смог...
Надо сказать, что отношение немцев к тем, кто СДАЛСЯ В ПЛЕН ДОБРОВОЛЬНО, сильно  отличалось от обращения с теми, кто БЫЛ ВЗЯТ В ПЛЕН в бою раненым, контуженным, оглушённым и т.д.
Отсюда и этот вопрос. Яков, зная это, твердо говорит, что был захвачен силой и жалеет, что не смог застрелиться.  Он не искал милости от врагов и не ждал её.
Немцы, получив такой сильный пропагандистский козырь, постарались использовать его на все 100%.
 "Берлин, 22 июля (ТАСС). Германское информационное бюро сообщает, что бронетанковые части генерала Шмидта 16 июля близ Лиозно, юго-восточнее Витебска, взяли в плен старшего сына Сталина, Якова Сталина, лейтенанта 14-го гаубичного полка 14-й советской бронетанковой дивизии (вместе со многими другими советскими солдатами и офицерами). Яков Сталин тотчас же был приведен к генералу Шмидту, где было с точностью установлено, что он является сыном Сталина. Он заявил, что понял абсурдность всякого сопротивления германским войскам и поэтому вместе со своими оставшимися в живых солдатами сдался в плен".

Газета "Фелькишер Беобахтер" пишет, что "если сын Сталина, который говорил о своем положении не как офицер, но как сын кровавого советского вождя, понял бессмысленность советского сопротивления, и который лучше, чем какой-либо другой гражданин советского "рая" может отдать себе отчет в положении, в котором оказался СССР, и если несмотря на категорический приказ своего отца сражаться до конца, он не повинуется этому приказу, - то становится понятным, что все мероприятия, принятые его отцом, в действительности являются лишь последней вспышкой садизма и жажды крови, что лишено всякого смысла. Сталин, который посылает свою армию, составленную из миллионов солдат, на уничтожение и верную смерть, окончательно разоблачен своим собственным сыном". (По странной иронии судьбы стиль геббельсовской  газеты очень похож некоторые «разоблачительные» публикации наших либеральных публицистов и историков).

Обстоятельства пленения Якова очень малоизвестны.
Есть две версии дальнейших событий. По одной из них командование помнило о Якове.  Поэтому был приказ командира дивизии полковника Васильева начальнику особого отдела взять Якова в свою машину при отступлении. Но Яков, якобы, отказался от этого предложения. Узнав об этом, комдив Васильев вновь приказывает, несмотря ни на какие возражения Якова, вывезти его на станцию Лиозново. Как следует из донесения начальника артиллерии (?!), приказ был выполнен, однако в ночь с 16 на 17 июля, когда остатки дивизии вырвались из окружения, Якова Джугашвили среди них не оказалось.
Существует, однако, письмо близкого товарища Якова Джугашвили — Ивана Сапегина. Письмо было отправлено брату Якова - Василию Сталину уже 2 августа 1941 года, по горячим следам.
«Дорогой Василий Осипович!
Я — полковник, который был у вас на даче с Яковом Иосифовичем в день отъезда на фронт. Полк попал в окружение. Командир дивизии бросил их и уехал с боя на танке. Проезжая мимо Якова Иосифовича, он даже не поинтересовался его судьбой, а сам в танке прорвался из окружения вместе с начальником артиллерии дивизии.
Иван Сапегин».
До 13 августа 1941 года какой- либо информации о том, что же случилось на самом деле с сыном Сталина, не было.
В августе появилась немецкая листовка, где воспроизводилась записка Якова отцу, доставленная Сталину дипломатическим путем:
«19 июля 1941 г.
Дорогой отец, я в плену, здоров. Скоро буду отправлен в один из офицерских лагерей в Германии. Обращение хорошее. Желаю здоровья. Привет всем.
Яша».

Полной ясности с этим вопросом нет до сих пор.
Для нацистской пропаганды пленение старшего сына Сталина было лакомым сюжетом, а публикация его антисоветских показаний представлялась весьма выигрышным ходом. Но, как часто бывает, результат не оправдал ожиданий
Ион Андронов в работе «Узник Заксенхаузена» приводит слова капитана Ужинского «...Я уже находился в концлагере Хаммельбург, когда туда весной 1942 г доставили Якова Джугашвили. Я знал его в лицо, потому что до войны, обучаясь в Москве в Военно-Инженерной Академии ходил иногда на занятия физкультурой в спортзал академии им. Дзержинского и не раз встречал там Джугашвили....Я видел как к нему подошёл один из лагерных охранников, держа в руках банку с краской и кисть, и начертил у него на груди буквы SU (Soviet Union). Такие метки всем нам ставили на груди и на спине. А Якову Иосифовичу – и на груди, и на спине, и на брюках, на рукавах, на плечах и даже на пилотке! Пока охранник махал кистью Джугашвили обернулся к толпившимся рядом офицерам и громко крикнул:
- Пусть малюет! Советский Союз – такая надпись делает мне честь! Я горжусь этим!
Эти слова произвели большое впечатление на нас...»
Читая  протоколы допросов Якова видишь, что немцев очень интересовали вопросы про  личную жизнь Сталина и других советских руководителей. Про Якова они вообще ничего не знали, (и звание у него было очень маленькое, неподходящее для сына «диктатора». Немцы  все время спрашивали Якова про  какие-то делали  личной жизни Сталина.  Почему-то были уверены, что Сталин женат на женщине-еврейке по фамилии Каганович, и что именно Яков является сыном этой еврейки. Это вызвало огромное возмущение  у Якова во время допроса. Немцы спрашивали его про первую жену, вторую жену Сталина. Яков  сказал, что первая жена - не Каганович, немцы  очень удивились.

Много слухов ходит и о кончине Якова. Самая распространенная - он бросился на колючую проволоку под электрическим напряжением. Однако есть заключение судмедэкспертизы дивизии СС «Мертвая голова»: «...14 апреля 1943 года, когда я осмотрел данного пленного, я констатировал смерть от выстрела в голову. Смерть должна была наступить немедленно после этого выстрела. Очевидная причина смерти: разрушение нижней части мозга...»
Итак, по официальной версии, он покончил самоубийством в концлагере Заксенхаузен. О причинах, заставивших его сделать это, подробно свидетельствует Томас Кушинг; из всех летчиков британской военной авиации, сидевших в Заксенхаузене с Яковом Сталиным, сейчас жив только он один.
     — Смерть сына Сталина, — одно из самых страшных впечатлений, испытанных мной за всю мою жизнь, — говорит Кушинг. — Я помню, как все произошло, словно это случилось вчера.

     Попав в Заксенхаузен, Яков Сталин был намерен работать, но его поместили в барак “А”, где сидело еще пять человек, высокопоставленных военнопленных.
     Помещение было просторное, с гостиной, двумя спальнями и двумя уборными. В одной половине барака жили Яков Сталин и Василий Кокорин, племянник Молотова. В другой — сбитые британские летчики: племянник Черчилля, командир эскадрильи Томас Кушинг и летчики Вильям Мэрфи, Эндрю Волш и Патрик О’Брайен. Кушинг был сбит под Дюнкерком, взят в плен, много раз пытался бежать, но его всякий раз ловили. Пройдя ряд лагерей, Кушинг под конец попал в Заксенхаузен.
     — Это было страшное место, но нужно было выжить, и мы выжили, — говорит он.
     Сталин защищал идею советского коммунизма и, по словам Кушинга, “вел непрерывную большевистскую пропаганду”. Конечно, она раздражала англичан.
     Что касается русских, то они насмехались над англичанами из-за того, что те обладали невиданными в СССР сокровищами: например, лейтенант О’Брайен носил дорогие часы-браслет. Русские постоянно критиковали боеспособность англичан, возмущались тем, что они при встрече отдают честь немецким офицерам; с точки зрения русских - это было признаком трусости.
Документы, попавшие в руки сотрудников “Таймс”, показывают, что Яков Сталин постоянно говорил, что когда кончится война Красная Армия уничтожит всех английских герцогов, принцев, графов, лордов и баронов, которые, по его мнению, являются “марионетками Гитлера”.
     Последние минуты жизни Якова Сталина подробно описаны в рапорте, поданном коменданту СС Конрадом Харфишем, стоявшим в тот момент на карауле: “Яков Сталин сунул правую ногу в пустой квадрат колючей проволоки, а левой ногой наступил на электрический провод. Одно мгновение он стоял неподвижно, выставив вперед правую ногу и откинув корпус тела назад. Затем он крикнул: “Харфиш, ты солдат! Не трусь, пристрели меня!” И я выстрелил в Якова Сталина”.
     Харфиш сделал один выстрел. Пуля пробила голову Сталина возле правого уха. Смерть наступила мгновенно. Затем уже произошел электрический разряд.
     — Немцы поручили мне завернуть тело Якова и унести его, — говорит Томас Кушинг.
     Все эти факты оставались неизвестными до июля 1945 года, когда англо-американская комиссия стала изучать немецкие архивы; таким образом комиссия установила факт самоубийства Якова Сталина. Кстати Кушинг, как очевидец подтвердил подлинность текста рапорта караульного Конрада Харфиша, застрелившего 14 апреля 1943 года сына Иосифа Сталина, бросившегося на колючую проволоку под напряжением.
     Что оставалось делать? 27 июля 1945 года английский министр иностранных дел Майкл Вивиан писал в Государственный департамент США: “Мы советуем не сообщать о происшедшем Маршалу Сталину. Не следует привлекать его внимание к тому, что между русскими и английскими военнопленными происходили трения, которые предшествовали самоубийству его сына”.
     Американское правительство согласилось с этим мнением. Архивы британского министерства иностранных дел поглотили досье Якова Сталина и держали его под спудом 35 лет.

Вот так, вкратце, звучит основная версия.
Однако существует и другая точка зрения на судьбу Якова:
Галина Джугашвили-Сталина утверждает, что за ее отца немцы выдавали агента-двойника из Абвера.


Продолжение: http://www.proza.ru/2010/08/02/253